ГЛАВА 1. Проблема эмпатийности и внутриличностных конфликтов в научной литературе: история и современность
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………........3
Глава 1. Проблема эмпатийности и внутриличностных конфликтов в научной литературе: история и современность…………………………………....7
1.1. Общая характеристика теорий эмпатии………………………….......…7
1.2. Понятие и характеристика внутриличностных конфликтов……....…18
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи уровня эмпатийности и внутриличностных конфликтов студентов педагогической и непедагогической специальностей……………………………………………..…26
2.1. Организация и методики исследования ………………………………26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования…………………34
Заключение ……………………………………………………………...…..44
Список литературы …………………………………………………………47
Приложение …………………………………………………...………….…51
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности.
Эмпатия как коммуникативное свойство личности студента способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми, проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Эмпатия ведёт к развитию гуманистических ценностей личности студента.
В научной литературе психологическое понятие «эмпатия» было введено Э. Титченером в 1909. Изучением этого понятия занимались: Т. Липпс, Э. Гуссерл, В. Дильтей, М. Шелер, З. Фрейд, Ш. Ференци и Г. Олпорт и другие.
Эмпатия тесно связана с альтруистическими мотивами, мотивами эмпатийного поведения, и коммуникативными особенностями личности и является фактором мотивации и становления личности.
Так же в становлении личности играет большую роль внутреннее спокойствие и комфорт, если этого нет, то в силу вступает внутриличностный конфликт, который представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.
Внутриличностный конфликт – трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями.
Начало научному обоснованию понятия «внутриличностный конфликт» было положено в конце 19 века и связано с именем основателя психоаналитического направления в психологии З. Фрейда. В дальнейшем его последователей стали развивать это обоснование: К. Юнга, – регресс на более низкий уровень психики, К. Хорни, – как столкновение стремлений к удовлетворению и к безопасности, противоречие «невротических потребностей».
Несмотря на то, что изучаемые нами вопросы находят достаточно широкое отражение в трудах зарубежных психологов, в отечественной психологии проблеме взаимосвязи эмпатии и внутриличностных конфликтов уделяется недостаточное внимание.
Актуальность проблемы с одной стороны и ее недостаточная разработанность с другой – определили тему исследования: «Взаимосвязь уровня эмпатийности и внутриличностных конфликтов студентов педагогической и непедагогической специальностей».
Целью данной работы является изучение взаимосвязи уровня эмпатийности и внутриличностных конфликтов студентов педагогической и непедагогической специальностей.
Объект исследование: эмпатийность и внутриличностные конфликты.
Предметом является взаимосвязь уровня эмпатийности и внутриличностных конфликтов студентов педагогической и непедагогической специальностей.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между эмпатийностью и внутриличностным конфликтом и у студентов педагогической специальности уровень эмпатийности выше, а внутриличностные конфликты ниже, чем у студентов непедагогической специальности.
В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Экспериментально исследовать уровень эмпатийности и внутриличностных конфликтов у студентов педагогической и юридической специальностей.
3. Выявить взаимосвязь между изучаемыми параметрами у студентов педагогической и непедагогической специальностей и разработать психолого-педагогические рекомендации для учета и коррекции уровней эмпатийности и внутриличностных конфликтов.
Методологические основы исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых: теория З. Фрейда (1905) о бессознательном; теории вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса; работа Л. С. Выготского о поведении и реакции; работа о внутренних конфликтах К. Хорни, а так же работы: теории о концепции психологических типах личности К. Юнга, теория структурализма Э. Титченера.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, эксперимент, тестирование, методы обработки и интерпретации данных, методы математической статистики, сравнительно-сопоставительный анализ.
Экспериментальной базой исследования стал СФ БашГУ. В эксперименте приняли участие 50 студентов 3 курсов: 25 студентов педагогической специальности – факультета педагогики и психологии и 25 студентов непедагогической специальности – юридического факультета.
Научная новизна: в ходе исследования проведен сравнительный анализ уровня эмпатийности и внутриличностных конфликтов студентов педагогической и юридической специальностей.
Практическая значимость: полученные в ходе исследования и анализа результаты могут быть интересны специалистам, которые занимаются данной проблемой, преподавателям, работающим на различных факультетах для коррекции взаимоотношений и ценностно-смысловой сферы личности у студентов.
Апробация результатов исследования проходила на заседаниях кафедры педагогики и психологии СФ БашГУ, на: IX Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь. Прогресс. Наука» (Стерлитамак апрель 2013); Всероссийская очно-заочная молодежная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития науки и образования в 21 веке» (Стерлитамак октябрь 2013); На X Международной научно-практической конференции «Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки» (Стерлитамак декабрь 2013); На XI Международной научно-практической конференции «Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки» (Стерлитамак март 2013).
По результатам исследования опубликованы в открытой печати 3 статьи.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. Проблема эмпатийности и внутриличностных конфликтов в научной литературе: история и современность