Игры для развития фонематического слуха
Узнай, кто какие звуки издает
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз).
Ход игры. Педагог показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос педагога, как звенит пила, жужжит жук и т. д. отвечает сначала один ребенок, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ребенок, чьи ответы были всегда правильными.
По звуку угадай предмет
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: ширма, набор звучащих предметов (колокольчик, детское пианино, барабан, погремушка, дудочка и др.).
Ход игры. Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети отгадывают и хором называют предмет.
Угадай звук
Цель: отработка четкости артикуляции.
Ход игры. Педагог произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
У кого хороший слух?
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры. Педагог показывает картинку и называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах педагог молча показывает картинку, а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Педагог отмечает правильно определивших звук либо тех, кто не смог его найти и не выполнил (или выполнил неверно) соответствующих действий.
Какой звук чаще всего слышим?
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Материал: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети хором называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал:
У Сени и Сани в сетях сом с усами. | Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага. |
Сонного зайку зовут Зазнайкой. | Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. |
Ученик учил уроки – У него в чернилах щеки. | Скажи потише: «Шесть мышат», – И сразу мыши зашуршат. |
Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока |
Кто в домике живет?
Цель: развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование: домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры. Педагог объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тeх, в названиях которых есть звук [л] или [л']. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный перечень животных: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
Цепочка
Цель: Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Один из учеников (или учитель) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Где спрятался звук?
Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование: у педагога набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).
Ход игры. Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
Каждому свое место
Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование: у каждого ребенка – набор предметных картинок и три карточки, каждая из которых разделена на три квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, в другой – средний квадрат, в третьей – последний квадрат. Цвет закрашенных квадратов (красный или синий) зависит от характеристики изучаемого звука (гласный или согласный).
Ход игры. Дети размещают картинки под той или иной карточкой в зависимости от места изучаемого звука в слове (в начале, середине или конце). Выигрывает тот, кто правильно расположил все картинки.
Где наш дом?
Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.
Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например [с] или [ш].
Ход игры. Каждый ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука [с] или [ш], вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.
Примерный перечень предметов: шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, собака, слон, стол.
Поезд
Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками – кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.
Ход игры. Педагог рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям-ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». По вызову педагога выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.
Примерный перечень животных: волк, слон, лев, тигр, белка, рысь, лось, кабан, бык, жираф, кот (кошка).
Построим пирамиду
Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование: на доске – рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратиков, выше – четыре квадратика, затем – три и два. Картинки с изображением различных предметов, в названиях открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.
Комментарий для педагога. В словах, используемых для данной игры, согласные должны быть твердые, длительные или сонорные.
Тест для родителей
«Методы стимуляции речевого развития детей»
1. Состояние речи ребенка влияет на:
- состояние его внимания,
- памяти,
- внимания,
- восприятия,
- успешность социальной адаптации.
2. Для нормализации речевого развития ребенка необходимо:
- создавать условия для стимуляции речевого развития,
- обращаться за логопедической помощью к специалистам,
- соблюдать педагогический речевой режим в семье,
- все вышеперечисленное,
- что-либо другое.
3. Для преодоления речевых нарушений ребенка необходимо:
- делать частые замечания ребенку,
- выполнять большое количество тренировочных упражнений,
- использовать специальные коррекционные методики, направленные на преодоление нарушений речи,
- все вышеперечисленное,
- ничего из предложенного – «само пройдет».
4. На что направлено коррекционное воздействие:
- на устранение внешних проявлений речевого нарушения,
- на определение причин речевого нарушения,
- на устранение причин речевого нарушения,
- на создание основы для формирования нарушенной функции,
- специальных педагогических воздействий не нужно.
5. На успешность коррекционной работы влияет:
- систематичность занятий с ребенком,
- помощь родителей (законных представителей) ребенка,
- возраст ребенка, в котором начата коррекционная работа,
- заинтересованность ребенка в преодолении речевого нарушения,
- ничего из вышеперечисленного.
Ф.И.О. ________________________________________________________
Дата __________________________________________________________
Материалы экспресс-опроса
Экспресс-опрос родителей по завершению процесса освоения программы.
Дорогие друзья! Вы прошли обучение по программе «Компетентный родитель». Надеемся, что наше взаимодействие было интересным и познавательным. С целью дальнейшего совершенствования дальнейшей работы в этом направлении мы просим ответить на ряд опросов, раскрывающих Ваше отношение к реализации программы.
1. Мне было интересно участвовать в реализации программы, потому что было желание:
а) узнать как можно больше об особенностях развития и воспитания своего ребенка;
б) обсуждать трудности и проблемы, возникающие в общении с детьми;
в) познакомиться с единомышленниками, родителями сверстников моего ребенка;
г) познакомиться с опытом других родителей по организации семейного воспитания;
д) удостовериться в том, что я правильно воспитываю своих детей.
2. В результате посещения занятий я узнал(а):
а) о необходимости грамотной реализации воспитательной функции;
б) об особенностях разностороннего развития и воспитания детей в семье;
в) о нормативных и правовых документах, регламентирующих воспитательную функцию семьи;
г) как организовать детский досуг;
д) как организовать дома развивающую среду.
3. В результате посещения занятий я научился(лась):
а) партнерскому взаимодействию с ребенком;
б) организации разных видов детской деятельности;
в) созданию необходимой развивающей среды;
г) анализу собственных достижений в реализации воспитательной функции;
д) отслеживанию результатов семейного воспитания.
4. Занятия помогли мне:
а) не бояться высказывать свое мнение и суждения по обсуждаемым вопросам;
б) правильно выстраивать взаимодействие с ребенком;
в) делиться опытом воспитания ребенка и приобретать новый опыт;
г) по-новому организовывать деятельность ребенка дома;
д) почувствовать себя увереннее в совместной игре с ребенком.
5. Особенно понравились занятия, на которых:
а) специалисты раскрывали информацию о развитии и воспитании детей;
б) я училась(лся) взаимодействовать с ребенком;
в) я знакомилась(лся) с новой литературой;
г) я знакомилась(лся) с опытом других родителей;
д) мне предлагалось решать разные практические задачи и ситуации.
6. Считаю, что предложенная программа является:
а) эффективной, к участию в ней надо привлекать как можно больше родителей;
б) в целом эффективной, но необходимо обратить больше внимания на практическую подготовку родителей;
в) в целом эффективной, но следует расширить круг обсуждаемых проблем и тем;
г) неэффективной, так как она не отвечает актуальным запросам родителей, осуществляющих домашнее воспитание детей;
д) неэффективной, так как перегружена теоретическим материалом и в недостаточной степени обеспечивает активность самих родителей.
7. Рекомендую включить в программу ______________________________ ________
8. Рекомендую дополнить тематику занятий следующими темами _______ ____
____
9. Оцениваю личные достижения и результаты участия в программе и ее освоения как
а) отличные;
б) хорошие;
в) удовлетворительные;
г) неудовлетворительные;
д) особое мнение _____________________________________________________
____
10. Предлагаю привлечь к реализации программы специалистов (медицинских работников, юристов, культурологов и др.):
____
____
____
____
____
____
11. Общие пожелания: ___________________________________________
____
____
____
____
Благодарим за участие. Желаем счастья, здоровья и успехов в воспитании Ваших детей.
Методическое издание
Я – компетентный родитель:
программа для поставщиков услуг родителям,