I пояс верхней конечности II свободная верхняя конечность
- лопатка (2) - плечевая кость
- ключица (2) - кости предплечья (локтевая, лучевая)
- кости запястья (в 2 ряда)
- кости пясти (5) кисть - фаланги пальцев
См. приложение.
Скелет нижних конечностей. В скелете нижних конечностей различают:
I пояс нижней конечности II свободная нижняя конечность
- тазовые кости (подвздошная, - бедренная кость
лобковая, седалищная) -кости голени (большая и малая берцовые)
- кости предплюсны (7)
- кости плюсны стопа
- фаланги пальцев
См. приложение.
17 Тема: Строение, функции, возрастные особенности мышечной системы. Задержка моторного развития как показатель отклонения в здоровье
Движение нашего тела и отдельных органов всего организма обеспечивается деятельностью мышц. По строению и физиологическим свойствам различают:
Мышцы
поперечно-полосатыегладкие
скелетные мышцы, мышцы внутренних органов, мышцы сердца кровеносных сосудов
Активной частью опорно-двигательного аппарата являются скелетные мышцы. Мышцы в организме выполняют следующие функции:
– изменяют положение тела в пространстве;
– осуществляют дыхательные, глотательные движения;
– формируют мимику;
– участвуют в образовании грудной, брюшной и тазовой полостей;
– изменяют положение глазного яблока;
– оказывают влияние на слуховые косточки;
– мышечная деятельность оказывает влияние на кровообращение, развитие и форму костей.
Каждая мышца – это орган, имеющий мышечную и сухожильную часть. Пучки скелетных мышц, всё более укрупняясь, образуют пучки I, II, и III порядка. Каждый из пучков разделен прослойками соединительной ткани, а все мышцы снаружи покрыты чехлом, тоже соединительнотканным, который называется фасцией. Мышцы прикрепляются к костям при помощи сухожилий, которые не обладают свойством сократимости и образованы соединительной тканью. В организме человека насчитывается около 600 скелетных мышц. Форма и величина мышц зависят от выполняемой ими работы. Различают длинные (мышцы верхних и нижних конечностей), широкие (широчайшая мышца спины), короткие (межреберные), круговые (рта, глаз). По функции различают мышцы – сгибатели, разгибатели, приводящие и отводящие, а также мышцы, вращающие внутрь и наружу. В процессе развития ребенка отдельные мышечные группы растут неравномерно. У грудных детей прежде всего развиваются мышцы живота, позднее – жевательные. К концу первого года жизни в связи с ползанием и началом ходьбы заметно растут мышцы спины и конечностей. За весь период роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания, наряду с удлинением трубчатых костей, удлиняются интенсивно и сухожилия мышц. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, и подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15 – 18 лет продолжается дальнейший рост поперечника мышц. Развитие мышц продолжается до 25-30 лет. Мышцы ребенка бледнее, нежнее и более эластичны, чем мышцы взрослого человека.
Мышцы обладают тремя важнейшими свойствами: возбудимостью, проводимостью и сократимостью. Сократимость является специфическим свойством мышц. Возбуждение и сокращение вызывается нервными импульсами, поступающими из нервных центров. Сокращаясь, мышцы выполняют работу. Работа мышц зависит от их силы. Мышцы тем сильнее, чем они толще. Работа мышц – необходимое условие их существования. Длительная бездеятельность мышц ведет к их атрофии и потере ими работоспособности.
Мышцы человека в состоянии покоя частично сокращены. Это состояние, когда мышца напряжена, но не производит движения, называется тонусом мышцы. Тонус мышцы играет важную роль в осуществлении координации движений.
Исследования показывают, что школьники 7-11 лет обладают низкими показателями мышечной силы. Дети такого возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям. Однако, младших школьников следует постепенно приучать к сохранению статических поз. Особое значение статические упражнения имеют для выработки и сохранения правильной осанки.
Наиболее интенсивно мышечная сила увеличивается в подростковом возрасте. С 18 лет рост силы замедляется и к 25-30 заканчивается.
В течение длительного периода онтогенеза формируется одно из важнейших качеств – выносливость. Выносливость к динамической работе еще очень невелика в 7-11 лет. С 11-12 лет дети становятся более выносливыми. Исследования показывают, что хорошим средством развития выносливости являются ходьба, медленный бег, передвижение на лыжах. К 14 годам мышечная выносливость составляет 50-70%, а к 16 годам – около 80% выносливости взрослого человека.
Как известно, правильно подобранный ритм и достаточная, но не чрезмерная, нагрузка предотвращают быстрое наступление мышечного утомления. Работающая мышца нуждается в постоянном источнике энергии, которая освобождается благодаря окислительным процессам. Необходимые для работы мышц питательные вещества и кислород доставляются кровью. Установлено, что утомление, в первую очередь, развивается не в мышце, а в соответствующих участках ЦНС.
После прекращения работы наступает восстановительный период. Его продолжительность зависит от возраста, пола и тренированности организма. По мере роста и развития детей увеличивается объем и масса мышц, повышается их сила и выносливость.
18 Тема: Профилактика нарушений осанки. Плоскостопие
Особенности развития костно-мышечной системы у детей определяют ряд гигиенических требований: с одной стороны – охрана её от вредного воздействия, с другой – её развитие и укрепление. Нарушение функции мышечной системы сопровождается изменением состояния тела детей. У детей младшего школьного возраста продолжается окостенение скелета и укрепление мышц связочного аппарата. Вся опорно-двигательная система приспосабливается к новым нагрузкам и условиям. Приходится учиться держать правильно ручку, карандаш, подолгу сидеть за партой (столом). Образ жизни, привычки накладывают отпечаток на форму позвоночника и формируют осанку.
Осанка – это привычная поза при сидении, стоянии, ходьбе. Правильная осанка –все изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены, голова расположена прямо, плечи, лопатки и гребни подвздошных костей находятся на одной прямой.
Правильная осанка обуславливает хорошее физическое развитие и здоровье, а также высокую трудоспособность детей.
Кроме нормальной, правильной физиологической осанки отличают разные отклонения от неё. Различают отклонения в сагиттальной плоскости и фронтальной. В сагиттальной плоскости различают следующие типы патологической осанки: круглая спина, плоская спина, кругло-вогнутая и плосковогнутая спина. Этому способствует ряд факторов: рахит, раннее усаживание ребёнка, продолжительное сидение в согнутой позе за неприспособленным столом. Коррекция заключается в укреплении мышц туловища; в придании тазу нормального угла наклона, ликвидации вредных факторов.
Нарушение осанки во фронтальной плоскости (ассиметричная осанка) отличается тем, что это нестойкое отклонение позвоночника, которое может быть исправлено самим больным путём корригирующих упражнений, укрепления мышц. Характерные признаки: плечевой пояс наклонён вперёд, одно плечо выше другого, слабое развитие мышц туловища, снижена трудоспособность.
Нарушение осанки может быть связано с деформацией позвоночника. Отличают 3 вида искривления позвоночника: кифоз (рахитичный, остеохондрозный, лечение – противорахитичное, ортопедическое, ЛФК), лордоз, сколиоз (обменно-гормональные нарушения, статико-динамические). Все перечисленные нарушения осанки в той или иной степени неблагоприятно сказываются не только на деятельности сердечнососудистой, дыхательной, нервной и других систем, но и воздействуют на психику, снижают жизненный тонус, активность, что ведёт к гиподинамии со всеми отрицательными результатами.
Для профилактики нарушений осанки следует выполнять некоторые требования. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка – высокой. Длина кровати должна быть на 25-30 см больше, чем рост ребёнка. Во время занятий следует приучить детей сидеть за партой, чтобы иметь опору для ног, спины и рук. Воспитатели и учителя должны постоянно следить, чтобы дети правильно сидели за столом, проводить физкультминутки. Главным средством профилактики является физическое воспитание детей.