И специального образования на современном этапе
Практика интеграции «неприспособленных» детей в условия общеобразовательного обучения строилась на трех основных принципах:
- максимальной близости к обычной школьной среде;
- обеспечении различных вариантов и видов интеграции;
- оказании специализированной помощи и поддержки (осуществление взаимосвязи между лечением и обучением).
Дети и подростки практически всех «особых» категорий, за исключением имеющих выраженные интеллектуальные или сенсорные нарушения (глубокая умственная отсталость, слепота, глухота), должны быть ориентированы на посещение дошкольных, школьных, послешкольных учреждений общеобразовательного типа.
Интеграционные тенденции, столь широко охватившие все сферы специального образования, вне всякого сомнения не могли не отразиться на структурах и общего, и специального образования. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
В дошкольных образовательных учреждениях - детских садах, куда принимались дети от 2 до 6 лет, но где пребывание не было обязательным, воспитанники, чаще всего дети группы риска или имеющие нарушения в развитии, находились под наблюдением сотрудников «Организации специализированной помощи». В ее состав входили психологи, специалисты по психомоторике и психическому воспитанию. Они проводили развивающие занятия с детьми, выявляя при этом тех, кто относился к группе риска, или имел различные незначительные нарушения развития. Таких дошкольников затем направляли в подготовительный класс, чтобы иметь возможность подготовить к поступлению в общеобразовательную школу. Нередко работа с детьми начиналась с самого раннего возраста в рамках пpoгpaMMы по раннему вмешательству. Вопрос об оказании ребенку специализированной помощи в каждом конкретном случае рассматривала Комиссия по вопросам дошкольной и начальной подготовки. Такие комиссии имелись во всех учебных округах.
При некоторых школах для детей, имеюших отклонения в развитии (чаще - интеллектуальные нарушения), создавались классы усовершенствования (или специальные классы). Решение о зачислении ребенка в такой класс принимала специальная комиссия при обязательном согласии родителей (в письменном виде). Для нормальных детей, которым были свойственны различные отклонения в поведении или трудности общения, а также для детей с временными задержками развития организовывались классы адаптации. Пребывание в этих классах было временным, а в классах усовершенствования - постоянным, ибо здесь учились главным образом дети с нарушением интеллекта легкой и умеренной степеней.
В рамках общеобразовательной школы, помимо указанных классов предусматривались и другие варианты получения образования для детей с различными нарушениями. А именно следующие.
1. Обучение проходило в обычном классе общеобразовательной школы и по общей программе, но во время пребывания в школе и вне ее ребенок получал дополнительную помощь (лечебные процедуры, педагогическую и психологическую помощь и поддержку и т.д.). Например, дети с двигательными расстройствами могли посещать обычный класс и одновременно - адаптационный центр, открытый при школе или находящийся поблизости.
2. Обучение сочетало обычную программу и дополнительную (в условиях школы или вне ее). Например, ребенок с выраженными, прогрессирующими нарушениями зрения, посещая общеобразовательную школу, работал по общей учебной программе и одновременно осваивал шрифт Брайля. Или ученик, имеющий выраженные нарушения слуха и занимающийся со сверстниками по общеобразовательной программе, мог в определенные часы бывать на занятиях по верботональному методу.
3. Обучение в специальном классе общеобразовательной школы и по специальной программе могло сочетаться с совместным с нормальными сверстниками изучением некоторых предметов по общей программе.
4. Обучение проходило в специальном классе и по специальной программе, но ребенок участвовал в общешкольных и досуговых мероприятиях (спортивных праздниках, экскурсиях) и разделял с нормально развивающимися сверстниками многие режимные моменты (завтрак, обед, прогулки).
I Система начального обучения включала три уровня: подготовительный (дети 6-7 лет), начальный (7-9 лет), средний (9-11 лет).
Изменения учебных программ допускалось только для детей и подростков со сниженным интеллектом. Школьники с иными нарушениями, как правило, учились по программе общеобразовательной
школы с привлечением дополнительных <<помогаюших» стратегий, методов и приемов. Вот что рассказал о своей работе педагог одной из школ Лиона э. Терра, который работал с классом типа CLIS-4, т. е. со специализированным классом для учеников с нарушениями движения, созданным в обычной школе для детей, которые проходят цикл фундаментальных дисциплин I .
Личное знакомство со школьниками, составление в процессе наблюдения и обучения индивидуального проекта на каждого учащегося позволяло учителю не только выявлять их затруднения и возможности, но и составлять проект, предназначенный для всего класса (<<общеклассный проект»). Делалось это для создания благоприятных условий обучения всех учеников.
В классе учились дети с нарушениями движения разного генеза.
Содержание их обучения хотя и было адаптировано, но находилось в рамках национальной программы данного цикла, целью которого являлось приобретение базовых знаний. Поэтому практическая задача учителя состояла в разработке приемов, адекватных специфике каждого вида педагогической деятельности с учетом особенностей учащихся.
На основе знания о выявленных нарушениях э. Терра составлял индивидуальный педагогический проект, в котором по ходу обучения уточнялся уровень компетенции учащегося в каждой области, а также виды адаптации, необходимые для конкретного ребенка, - материальной, стратегической и Т.д., с указанием основных методических приемов. В течение года в такие проекты вносились изменения в зависимости от успехов ребенка, а также по результатам наблюдений различных специалистов (фонопеда, эрготерапевта, кинезиотерапевта). В частности курс французского языка для детей с серьезными нейрофизиологическими нарушениями (нарушения зрения, ориентации в пространстве, различные виды конструктивной апраксии) подвергался продуманной адаптации. Это касалось, главным образом, учебных пособий и материалов - к ним предъявлялись особые требования. Тексты учебных книг должны быть простыми для чтения и отделены от иллюстраций; карточки с упражнениями яркими, напечатанными крупным шрифтом с увеличением пробелов между словами и строками. Изучаемые звуки и буквы вводились В последовательности, рекомендованной фонопедами. Педагогическая адаптация предусматривала широкое использование компьютера, что позволяло школьникам с детским церебральным параличом (ДЦП) и нейровизуальными нарушениями, легко ориентироваться в тексте и работать с ним, что облегчало процесс письма и решения учебных задач.
I Этот учебный курс включает дисциплины академического профиля (французский язык, математику, историю и географию), а также элементы трудового обучения.
Согласно многолетнему опыту Э. Терра, основными приемами педагогической адаптации бьти следующие:
- аналитический подход к чтению (так как глобальный подход представлял значительные сложности);
- отказ от ручного письма - его заменяла работа на компьютере или использование объемных букв (кубиков, фишек);
- особое внимание к слуховым носителям информации (слуховому распознаванию, переформулированию), в качестве дополнительного приема допускалось использование жестов;
- адаптация формы предъявляемых упражнений;
- широкое использование зрительных, слуховых, пространственных опор;
- дробное выполнение поставленных учебных задач.
* * *
Обучение в средней школе занимает 5 - 7 лет (возраст школьников от 11 до 16-18 лет) и предполагает, помимо усвоения школьных дисциплин, профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку. В целом оно состоит из последовательных уровней. Первый реализуется в течение четырех лет в колледже. Второй предусматривает посещение общего, технического или профессионального лицея (1-2 года). На этом этапе школьники подготавливаются к выпускным экзаменам по завершению курса.
В среднем образовательном звене, т. е. в колледжах и лицеях, классы адаптации отсутствуют. В некоторых колледжах организуются отделения специализированного обучения, куда принимаются подростки с не выраженными расстройствами.
Собственно специальное образование подростков осуществляется следующим образом.
Комиссия учебного округа по вопросам среднего образования рассматривает личные дела всех нуждающихся школьников. В зависимости от вида и степени выявляемых нарушений их направляют в лицеи и колледжи, располагающие специализированными отделениями, или (что бывает значительно реже) в специализированные колледжи.
Молодые люди с нормальным интеллектом, имеющие физические недостатки, учатся в колледжах и лицеях, в которых предусмотрены специально оборудованные помещения; иногда они занимаются по адаптированным программам профессиональной подготовки. По окончании курса они сдают экзамены и получают аттестаты обычной школы.
I Терра Э. Практика педагогической работы в специализированном интеграционном классе для детей с нарушениями движения / / Теория и практика обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. - СПб., 2000.
Учащихся с выраженными задержками развития и легкой умственной отсталостью направляют в специализированные подготовительные отделения колледжей и лицеев, где преподают учебные предметы общего и специального циклов. Кроме того, эти подростки могуг получить профессию в лицеях сельскохозяйственного профиля.
При умеренных интеллектуальных расстройствах подросткам предстоит получать образование в региональных школьных учреждениях адаптированного типа, где они осваивают навыки элементарного профессионального труда, рассчитанные на ограниченную сферу применения.
Тем не менее подавляющее большинство школьников (в том числе и те, кому необходимо специальное образование) посещают учебные заведения, которые находятся в ведении Министерства государственного образования. для детей и подростков с выраженными расстройствами (интеллекта, сенсорными, двигательными нарушениями и их сочетаниями) действуют специальные школы, которые подчиняются Министерству здравоохранения. В настоящее время специальным образованием охвачены 100 тыс. человек, что составляет около 3 % от общего числа учащихся начальной и средней школы.
Помимо государственных учебных заведений в стране имеется некоторое количество специальных учреждений частного характера, куда определяют детей и подростков с выраженными нарушениями. Как правило, это узкоспециализированные, профильные учреждения - медицинские психолого-педагогические центры, специализированные службы воспитания (в большинстве случаев помощь оказывается на дому); медико-воспитательные институты социального обеспечения. Вопрос о направлении ребенка в такое учреждение решает департаментская (окружная) комиссия по вопросам специального образования.
Несмотря на то что политика в области обшего и специального образования находится в ведении государства, которое несет ответственность за общее руководство (вопросы содержания и организации обучения и воспитания, финансирование), на деле управление общим и специальным образованием осуществляется местными (региональными и окружными) департаментами образования, муниципальными советами округов (районов). Последние, в частности, решают вопросы о необходимости открытия школ, начальных классов 11 дошкольных учреждений, а также об их количестве (по согласованию с представителями государства).
Административно каждая школа подчиняется департаменту обраювания. Ее деятельность курирует инспектор, в обязанности которого входит контроль за выполнением директив учебно-методиче(,;кого характера; он проводит проверку деятельности преподавателей, администрации школ и государственных служащих, связанных с учебными заведениями. Имеется также должность инспектора по вопросам специального образования.
Целенаправленная государственная подготовка специалистов, предназначенных для работы с «особыми,) детьми и подростками, была начата в 50-х гг. прошедшего столетия. По завершении курса обучения будущИЙ педагог получил диплом, подтверждающий его теоретические и практические знания в области специального образования.