Символико-моделирующие виды деятельности
Сюжетно-ролевые игры:
— стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры;
— самостоятельно организует предметно-игровую среду;
— в сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач;
— действия в игре все больше замещает словом («Уже поели, а теперь отправляемся в путешествие»);
— использует высказывания и ролевую беседу с другими детьми;
— индивидуальные желания соотносит с содержанием общей игры и взятой на себя ролью.
Режиссерские игры:
— берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре;
— создает и проигрывает целостные сюжеты;
— удерживает разные позиции и планирует действия за различных героев, используя развернутую речь.
Народные игры:
— четко соблюдает правила игры и получает удовольствие от их выполнения («Ручеек», «Бояре», «Колечко» и др.);
— испытывает чувство радости от принадлежности к группе сверстников, принятия его другими детьми (выбрали в пару, в качестве ведущего и т.д.).
Дидактические игры:
— стремится к достижению заданного игрой результата (правильно сложил картинку, нашел выход из лабиринта);
— умеет следовать логике действий в игре (последовательность ходов, ориентация на условия действия).
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация):
— в рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы из городской и сельской жизни, сказочные образы;
— речь (замысел) предвосхищает создание рисунка;
— использует выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.);
— создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других). Конструирование:
— создает конструкции из разных материалов по собственному замыслу;
— применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы и др.);
— пользуется обобщенными способами конструирования (комбинаторика, изменение пространственного положения, дополнение и извлечение лишнего для получения новой целостности);
— участвует в создании разных поделок в соответствии с их функциональным назначением (для праздника, карнавала, спектакля, украшения интерьера, игры и др.).
Самообслуживание и элементы труда:
— распределяет и координирует свои действия в процессе выполнения обязанностей дежурного по столовой, уходе за животными и растениями в группе и на территории детского сада, поддержании порядка в групповой комнате;
— владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.);
— стремится быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.).
Общение
Общение со взрослым:
— инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей;
— поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.);
— умеет попросить о помоши и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;
— в общении проявляет уважение к взрослому. Общение со сверстниками:
— способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья);
— проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности;
— умеет договариваться со сверстниками;
— проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверстник чем-то расстроен, огорчен, помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.).
Речь:
— свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения;
— может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам);
— употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения;
— использует речь для планирования действий;
— понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого ребенка о путешествии);
— свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости;
— проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений;
— по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из телепередач, книг и др.);
— рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом;
— имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове, предложении).
Познавательное развитие
Ориентировка в окружающем:
— знает свое имя и фамилию, день рождения, как зовут родителей, адрес;
— имеет представление о России как своей стране;
— узнает и называет символику своей страны (флаг, герб, гимн);
— интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы, проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные связи (например, зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.);
— имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных;
— имеет навыки рационального природопользования (не лить зря воду, не сорить, не ходить по газону и др.);
— знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твердый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.);
— имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько профессий, сказать, что этот человек делает;
— ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);
— понимает слова «вчера», «сегодня», «завтра» и некоторые другие обозначения времени (воскресенье, отпуск, праздник и др.);
— обсуждает различные события, приводя самостоятельные аргументы.
Экспериментирование:
— проявляет интерес к практическому экспериментированию и любознательность;
— находит способы решения различных проблем с помощью пробующих действий поискового характера;
— устанавливает причинно-следственные связи (катание мяча по разным поверхностям — гладким, шершавым, с разным углом наклона, погружение разных предметов в воду — тонет, не тонет и др.).
Развитие обобщений:
— обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы);
— объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием (одежда, мебель, посуда и др.);
— имеет представления об элементах универсальных знаковых систем (буквы, цифры);
— владеет логическими операциями — анализирует, выделяет свойства, сравнивает, устанавливает соответствие (анализирует образцы, сравнивает музыкальные произведения, прогнозирует возможные действия героев книг, фильмов, варианты их завершения и др.).
Эмоциональные проявления:
— инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий (радуется, что сегодня будет театральная постановка, чтение любимой книги, экскурсия в зоопарк, музей и др.);
— хочет нравиться, отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений, и в то же время некоторой сдержанностью эмоций (владеет социально приемлемыми способами выражения бурной радости, гнева, злости, страха);
— способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам, данному слову, общей договоренности, поддается уговорам воспитателя:
— проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (выполняет поручение, ищет решение задачи, как лучше собрать модель и др.);
— с удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмоционально на них отзывается;
— осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идет с незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведения животных, осторожно действует с острыми предметами, хрупкими игрушками и др.).