Проверка эмоционального восприятия произведения
— Какое настроение вызнало у нас это стихотворение?
— Когда вы улыбались?
Анализ произведения.
— Как одевался герой стихотворения?
— Как он ехал на вокзал?
— Почему герой стихотворения никуда не уехал?
— Жалко ли вам было этого человека?
5. Чтение стихотворения учащимися:
а) выборочное чтение:
— Найдите строчки, в которых описывается, как одевался рассеянный человек.
— Как себя вел рассеянный на вокзале? Прочитайте.
— Найдите в тексте, как рассеянный ехал в поезде?
— Найдите слова, которые рифмуются.
б) учитель читает стихотворение вслух, дети про себя; учитель останавливается, учащиеся показывают слово, где остановился учитель;
в) чтение «Ловушка (хорошо читающий ученик читает текст, заменяя некоторые слова, остальные учащиеся называют замену).
Словесное рисование.
— Воссоздайте портрет главного героя.
— Какие смешные рисунки можно сделать к этому стихотворению.
VI. Работа с текстом стихотворения С. Михалкова «Где очки?»
Чтение стихотворения учителем (с. 87).
Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
— Когда вы улыбались?
Анализ произведении, выборочное чтение.
— Что потеряла тетя Валя?
— Где старушка искала очки?
— Жалко ли вам было тетю Валю? Почему?
— Попадали ли в подобную ситуацию ваши бабушки и дедушки? Как вы им помогли?
— Чем похож рассеянный человек на старушку из стихотворения С. Михалкова «Где очки?»
— Найдите слова, которые рифмуются.
4. Чтение произведения учащимися:
а) чтение «цепочкой» по одной строке;
б) выборочное чтение:
— Какие слова использует поэт, чтобы показать, как старушка искала очки?
— Как старушка обнаружила очки?
в) чтение вполголоса;
г) выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца.)
VII. Работа в группах
Задание для 1 группы
— Найдите «спрятавшиеся» слова.
АВРОМГАЗЕТАСМИТРДОМЫЦУК ЕНГТРАМВАЙЮВЬТИВОДАЯЧСМ
Задание для 2 группы
— Разделите «склеенные» между собой предложения.
БЫ Л A3 И М А 3 И МО Й X О Л ОД Н О МОРОЗ ЩИПЛЕТЩ ЁКИ ПОГОД АХОРОШАЯСВЕТИТСОЛ НЦЕ ДЕТИ РАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ.
Ответ: Выла зима. Зимой холодно. Мороз щиплет щёки. Погода хорошая. Светит солнце. Дети радуются тёплым лучам.
Задание для3 группы
— Разделите «склеенные» между собой слова.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛ ЬЕД АОБЕ3ЬЯНАКНИГИЧАСЫОКНО Ответ: шар, корзина, ботинки, бинокль, ела, обезьяна, книга, часы, окно.
Задание для4 группы
— Вычеркните повторяющиеся слова.
МОРЕПЫЛЕСОССОЛНЦЕВОДАМОРЕЗЕМЛЯДЕТИСОЛНЦЕРЫБАВОДАЛУЧМОРЕ
VIII. Проверка выполненных заданий
IX. Подведение итогов урока
— Память — часть внутреннего мира человека. Каждый помнит свои чувства, настроения, своих родных, друзей и то, что к ним нужно быть внимательным, не огорчать их. Можно забыть обиды, но нельзя забывать все хорошее, сделанное другими людьми. С. Маршак хотел, чтобы все ребята жили в ладу с добрыми делами. Давайте хором прочитаем отрывок из его стихотворения «Пожелания друзьям» (записано на доске):
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
X. Домашнее задание
Прочитать стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный»
Урок № 82
ТЕМА: НИКОЛАЙ НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Цель: развивать речевое дыхание, умение читать правильно, отчетливо произнося звуки; совершенствовать умение читать вслух и молча; формировать представления о творчестве Н. Носова; развивать умение читать выразительно; формировать умение находить в тексте опорные слова для подготовки пересказа; совершенствовать умение краткого коллективного пересказа текста с помощью опорных слов; способствовать развитию речи, внимания, памяти; создавать условия для активной познавательной деятельности; формировать навыки бережного отношения к животным.
Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах, портрет писателя, выставка книг Н. Носова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III.Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка
1. Дыхательная разминка.
Упражнение «Пушинки на ладошках» (см. с. 30)
2. Артикуляционная разминка.
Упражнение «Насос»
— Это забавное упражнение можно выполнять вдвоем. Один из участников игры «мяч», другой — «насос». Насос качает мяч: «С-с-с». Мяч медленно и плавно сдувается: «Пш-ш-ш». А теперь можно поменяться ролями.
3. Речевая разминка.
— Прочитайте слова. Поменяйте части слов местами так, чтобы получились новые слова. Назовите их:
кира — (раки) банка — (кабан)
мышка — (камыш) сосна — (насос)
IV. Вступительное слово учителя
— Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по удивительной Стране улыбок и смеха. В этой стране живет замечательный писатель Николай Николаевич Носов. Если вы пойдете в библиотеку и попытаетесь найти хотя бы один несмешной рассказ
,4 Николая Носова, то у вас ничего не получится. Грустных историй ' у этого писателя просто нет! В его книгах живут неутомимые
фантазеры, выдумщики, веселые, добрые, неунывающие герои. Все произведения Н. Носова выходили в книгах с красочным
оформлением. (Учитель обращает внимание на выставку книг.)
—Какие произведения Н. Носова вы знаете? Чем интересны ,9ти произведения?
—Тот, кто подружится с книгами Н. Носова и его героями, не Может не стать добрым, чутким, отзывчивым, жизнерадостным "еловеком. Писатель научит понимать юмор и веселую шутку, роможет улыбнуться даже тогда, когда не все ладится.
V. Работа с текстом рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
1. Комбинированное чтение «учитель — ученик» (с. 93).
2. Лексическая работа. • Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками (для
белья, различных мелких домашних вещей.)
• Плюхнулся — грузно, тяжело сел, упал.
• Жмурился — сжимал веки, щурил глаза.
• Клюшка — кривая, с загнутым концом, палка для игры в хоккей, гольф.
• Тресну — ударю.
• Бродяга — бездомный, скитающийся человек без определенных занятий.
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Веселый это рассказ или страшный?
— Когда вы улыбались?
4. Анализ произведения.
— Почему испугались ребята?
— Что решили сделать ребята, чтобы спугнуть шляпу?
— Кто оказался под шляпой?
— Как обрадовались ребята, когда узнали, что под шляпой котенок?
— Каких героев вам напоминают Вовка и Вадик? (Шуру и Петю из «Страшного рассказа» Е. Чарушина.)
— Происходили ли какие-нибудь веселые истории с вашими домашними питомцами?
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение «цепочкой» по одному слову;
б) выборочное чтение;
в) чтение молча (про себя). (Учащиеся читают текст, выби-
рают главные [опорные] слова, необходимые для подготовки
краткого пересказа.)
6. Краткий пересказ текста.
7. Выразительное чтение.
Физкультминутка
VI. Работа в группах
— Свое самое известное произведение — трилогию о Незнайке («Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе». «Незнайка на Луне») Николай Николаевич написал, вспоминая собственное детство.
Примечание. Предлагая данные задания, учитель должен быть уверен, что детям хорошо знакомо произведение и его герои.
Задание для 1 группы
— По серии картинок (прил. 5) составьте шуточный рассказ «Урожай зонтиков».
Задание для 2 группы
— Однажды Незнайка со сказочными героями отправился на рыбалку. Решите примеры (прил. 6) и ответьте, кто какую рыбу поймал.
Задание для 3 группы
П | |||||||||||
— Разгадайте кроссворд. По горизонтали:
1.Музыкант.
2. Коротышка — умник.
3.Врач Зелёного города.
4. Коротышка, всем недовольный.
5.Поэт Цветочного города.
6.Механик.
7.Астроном.
8.Художник.
9. Доктор цветочного города.
10. Охотник.
По вертикали (под цифрой 11 в выделенных клетках поэтесса Зелёного города.
VII. Проверка выполненных заданий
VIII. Подведение итогов урока
— Почти 40 лет отдал Николай Николаевич Носов благороднейшему делу воспитания дорогих наших мальчишек и девчонок. Это был труд неустанный... Недаром орден Трудового Красного Знамени и другие высокие правительственные награды за труд сияли на его груди рядом с боевым орденом Красной Звезды.
Его произведения — о добре, которое должно повсюду торжествовать, и о зле, которое везде должно быть побеждено... Во имя того торжества и во имя этой победы жил на земле Николай Николаевич Носов.
Дата:
Урок № 83
Тема: Эдуард Успенский «Память»
Цель: совершенствовать умение читать вслух и молча, регулируя речевое дыхание и скорость чтения; формировать представления о жизни и творчестве Э. Успенского; развивать умение читать выразительно; совершенствовать умение находить в тексте рифмующиеся слова и выражения, восстанавливать рифмующиеся строки; способствовать развитию речи, внимания, памяти; создавать условия для активной познавательной и творческой деятельности.
Оборудование:конверты с заданиями для работы в группах, портрет писателя, выставка книг Э. Успенского.
Ход урока
I. Организационный момент
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.