Программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, основанные на использовании музыкального фольклора
В настоящее время отмечается рост интереса к истории нашего народа, к национальной культуре, обрядам и обычаям, народному искусству.
Важнейшей функцией искусства вообще и народного искусства в частности является воспитательная. Обучающие возможности фольклора огромны. Народная культура донесла до наших дней традиции, заключающие в себе мудрость народа — это основа, необходимая в детстве. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до ребенка нравственные идеалы. Поэтому современная педагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений. Это обусловлено следующими факторами.
Кроме того, па родное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, музыкальной культуры, эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности, что способствует решению задач музыкального развития.
Сказанное позволяет утверждать, что народное творчество является основой начального воспитания детей, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры. Вместе с тем большие художественные и воспитательные возможности народного искусства не реализуются в полной мере.
В связи с этим проблема построения образовательного процесса дошкольного учреждения на основе многовековых традиций и богатого культурного наследия русского народа является в настоящее время особенно актуальной, о чем свидетельствует появление большого количества программ музыкального развития дошкольников, основанных на использовании музыкального фольклора.
Программа «Ладушки»1
Программа музыкального воспитания дошкольников 3 — 7 лет, составная часть комплексной программы «Лада», цель которой — творческое развитие детей на основе русской культуры и синкретизма детского восприятия и творчества.
3адачи программы;
· Обогатить детей музыкальными впечатлениями;
· развивать музыкальные способности, образное мышление, творческую активность, фантазию, коммуникативные способности;
· зародить желание музицировать;
· раскрепощение в общении;
· приобщать к русской народной и мировой музыкальной культуре;
· развивать личность.
Принципы программы:
· создание комфортной непринужденной обстановки;
· целостный подход в решении педагогических задач;
· последовательность обучения
· соотношение музыкального материала с природным, народным ,светским и историческим календарем;
· принцип партнерства;
· принцип положительной оценки.
В программу введен раздел « Пальчиковая гимнастика », помогающий в игре на инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме, развитии памяти и речи.
Музыкальное1 воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Вся работа по музыкальному воспитанию проводится в тесной связи с изобразительной деятельностью, музейной педагогикой, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.
Программа включает разработку музыкальных занятий для детей четырех возрастных групп и снабжена музыкальными приложениями, описанием музыкально-ритмических композиций, музыкальных игр, содержит показатели музыкального развития детей в каждой Возрастной группе по каждому разделу.
Программа «Музыкальная народная культура»1
Предназначена для музыкального восп итан и я детей 4 —10 лет па основе традиций русской культуры, знакомства с историей развития
инструментальной культуры, обучения игре на народных и разработанных автором инструментах, ансамблевого исполнительства.
Программа включает шесть ступеней и рассчитана на шестилетний период обучения: со средней группы детского сада до 3-го класса школы. Каждая ступень имеет свои педагогические, музыкальные, психологические цели и задачи, содействующие реализации основной идеи программы — включению в музыкальное воспитание детей пения, исполнительства на музыкальных инструментах и их самостоятельного изготовления, традиционных народных игр, праздников.
Познавательная ценность программы состоит в изучении истории бытования музыкального инструментария в русской культуре. Полученные знания реализуются в эвристической, развивающей игровой музыкально-прикладной деятельности детей. Овладение навыками игры и импровизации подготавливает детей к более высокой форме творчества — созданию аранжировок и оригинальных произведений для народных инструментов.
Реализация программы стимулирует приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобретательских навыков в процессе изготовления инструментов, ансамблевое и оркестровое исполнительство. Объединение методов музыкального и трудового обучения позволяет более эффективно воздействовать на комплексное художественно-эстетическое развитие детей.
Программа «Горенка»[3]
Цель программы: изучение музыкального фольклора дошкольниками посредством формирования определенной среды: организации музея русской культуры, создания фольклорного ансамбля, соответствующего интерьера, наличия национальных костюмов, отбора репертуара.
В основе программы лежит цикличность народного календаря. Это дает возможность детям в течение 3 — 4 лет изучать одни и те же обряды, праздники и соответствующий им музыкальный материал, что помогает решить задачи не только музыкального, эстетического, творческого развития без лишних физических и психологических нагрузок, но и задачи нравственного совершенствования.
Кроме того, в программе предлагается работа с детьми раннего возраста в жанре фольклора. Раскрываются особенности программного содержания согласно возрасту детей. Предлагаются примерные конспекты музыкальных и комплексных занятий для детей разных возрастных групп и принцип отбора репертуара.
Воспитательные задачи программы:
· формировать любовь и уважение к традициям своего народа;
· воспитывать уважительное отношение в общении с другими;
· учить понимать роль семьи, свое место в семье. Образовательные задачи программы:
· развивать восприятие музыки посредством музыкального фольклора, музыкальные способности, самостоятельность, инициативу и импровизационные способности детей;
· формировать исполнительские навыки.
Программа включена в пособие «Фольклор *— музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.
Программа «Оберег»[4]
Программа предназначена для комплексного изучения фольклора в детском саду с детьми от 2 до 7 лет.
Цели программы:
· воспитать ребенка в традициях отечественной народной культуры;
· формировать бережное отношение и любовь к народным традициям.
Задачи программы:
· формировать миропонимание ребенка через близкие ему образы национальной культуры;
· развивать эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные и музыкальные способности;
· организовать творческую деятельность по освоению народной культуры;
· формировать ее целостное восприятие.
Особенностью программы является ее иитегративность, объединяющая различные элементы учебно-воспитательного процесса (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительнаяндеятельность) и обоспечивающая «проживание фольклора, ого «прорастание» в жизнь ребенка.
Программа имеет тематическое построение и состоит из двух разделов: «Народоведение (формирование мировоззрения) и музыкальный фольклор (развитие' способностей)».
Каждый возрастной период обеспечиваются подпрограммой:
■ '«Гуленьки» (для детей 2--3 лет! — введение в мир фольклора;
■ «Теремок» (для дертей 4 — 5лет) — знакомство с основами народной культуры;
■ «Беседушка» (для детей 0— 7 лет) — активный этап освоения фольклора в процессе музицирования.
Даются методические указания по организации различных видов музыкальной деятельности в освоении народного материала, (предметы быта, фотографии и др.) с учетом возрастных особенностей ребенка. При этом отмечается необходимость включать региональный материал.
Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей, допущенное Министерством образования и науки РФ.
П Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»'
Программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей трех-семи лет,, нацеленные на их приобщение к русской народной культуре, т. е. к непреходящим общечеловеческим ценностям
Цель программы:
· способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщись их ко всем видам национального искусства;
· заложить фундамент для освоения детьми национальной культу- pb!< для чего они должны знать жизнь и быт русского народа, его нравственн ые ! рнж>сти и т. и.
Параллельной программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Программа включает перспективное и календарное планирование, Для каждой возрастной группы предусмотрены конкретные 'темы занятий для каждого месяца, В приложении даются специальные материалы: сказки, былины, литературные пр( низведения, нотный материал, словарь старинных русских слов и т.д.
Программа «Музыка»1
Направлена на первоначальное музыкально-художественное освоение дошкольниками русских традиционных представлений о мире и о себе, об истоках русской народной культуры.
Задачи программы:
· научить детей чутко относится к миру звуков;
· слышать музыку стиха речи, собственных движений и чувств;
■ приобщить детей к импровизации, к созданию собственных музыкальных мыслей -мелодий и их оценке;
■ способствовать расширению интеллектуальных возможностей
детей;
■ познакомить их с игрой па различных музыкальных и инструментах.
Программа опирается на календарно~тематически11 принцип планирования, основанный на календарных праздниках (! {оный год, Масленица и др.) Возвращение к темам через год по спирали (на основе обогащения и усложнения музыкального и литературного материала) способствует накоплению и систематизации представлений и знаний детей об окружающем мире.
Про грамма включает три этапа работы с детьми, каждый из когортах рассчитан на один год. В содержании программы представлены конкретные рекомендации по развитию музыкальных способностей детей на каждом этапе освоения программы.
Программа рассчитана па активное включение в процесс развития ребенка воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей.
[1]
[2] Автор Т. Э. Тю'пощшко ва.
[3] Автор М. В. Хазова.
[4] Автор Е. Г. Воронина.