В первый годизучались Әліп би, Әбжет, Әдеп, Әркен.
Әліп би – изучение алфавита из 28 (двадцати восьми арабских букв); Әбжет– решение задач с четырехзначными действиями арифметики; Әдеп – изучались различные виды и формы уважительного отношения, почитания родных, родственников, близкого окружения. Встреча и проводы гостей, различные виды взаимоотношений и общения с ними. Әркен – раздел, который обучает прекрасному. Сюда относятся умение одеваться со вкусом с учетом возраста, занимаемого положения, умение изготавливать различные вещи для хозяйства и т. д.
Во второй годизучался Әптиек – понимание, освоение содержания и значения слов; обучение правильной, логической речи и умению слушать. Одновременно на этом этапе шакирты (ученики) получали путем изучения небольших (то есть коротких) суре общие сведения о Коране.
В третий годизучались Мүсәннәфтер, Мүннәжім.
Мүсәннәфтер – (поэзии, дастаны) изучение лиро-эпосов, эпосов о батырах и биях и других поэтических произведений народов старотурецкого, арабо-мусульманского мира. Мүннәжім (Астрономия) – изучая данный предмет, ученики получали целостные знания о солнце, луне, звездах, о временах года, об изменении погоды и причинах этих явлений. Ученики также получают общие сведения о географии, природоведении.
В четвертый годизучался Мухтасар – как бы синтез вышеуказанных предметов в расширенном и систематизированном виде. Главным здесь было изучение законов шариата с точки зрения нравственности, этикета и т. д.
Как видим, из названных восьми предметов, кроме Мухтасара, 50 % прямо или косвенно занято изучением того, что касается проблем воспитания. Это гуманное, уважительное отношение к окружающим, человечность, стремление к прекрасному и т. д. Все предметы подчинены повседневным потребностям, ощущается их необходимость на каждом шагу, они далеки от зазубривания.
В условиях, когда образование становится основным компонентом стратегии вхождения Казахстана в ХХІ в., усиливается его миссия в воспитании нового поколения. Государственная политика в области образования должна быть ориентирована сегодня на подготовку широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к разностороннему, целостному видению и анализу сложных проблем жизни общества и природы, а значит – способных к поиску новых решений насущных проблем.
Вопросы для самоконтроля
1. Укажите динамику развития этнической идентичности в онтогенезе согласно мнению Ж. Пиаже.
2. В чем заключен смысл поликультурного образования?
3. Как осуществляется реализация этнокультурных интересов в Казахстане?
4. Каковы принципы внедрения этнокультурного образования в современный учебно-воспитательный процесс?
Заключение
Формирование у студентов педагогического мировоззрения, педагогической культуры и общепрофессиональной компетентности на основе изучения этнопедагогики направлено на освоение общих культурных ценностей, на творческое взаимообогащение этнических культур, а также на стимулирование развития каждого этноса, населяющего Республику Казахстан.
Современному специалисту, работающему в системе школьного образования, необходимы знания в области этнопедагогики. Эта необходимость продиктована потребностью народов в самопознании, в познании исторических корней, особенностей родного языка, края, фольклора, а также
народных традиций воспитания.
Академик Г.Н. Волков писал: «Без памяти исторической – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа».
Народная педагогика уходит корнями в глубокую древность. Ее основные направления, в частности воспитание, были проверены и выработаны на практике многими поколениями. Педагогические истины вечны так же, как и библейские заповеди, нарушение которых ведет к катастрофическим последствиям. Есть тысячелетний фундамент народного, национального воспитания – традиционная педагогика, традиционная культура воспитания, – на котором держится современное образование. Одновременно это своего рода и сердцевина, духовный стержень гуманистической педагогики. Педагогическая культура каждого народа отличается своеобразием, т.к. отражает особенности бытия этноса. Ориентация на народные традиции, культуру реализует сущностные потребности личности в настоящем и будущем на основе освоения духовных ценностей прошлого и современности.
Для национального возрождения необходимо обращение к национальным педагогическим традициям. Этнопедагогика основывается на семи фундаментальных аксиомах-критериях: естественности, раннем начале воспитания, его иерархизации, природосообразности, полноте педагогического цикла – трехпоколенной семьи, «где каждый рождается внуком, а умирает дедом», комплексности подхода к воспитанию, инвентаризируемости опыта и идей народной педагогики. Это семь опор, на которых держится вся конструкция народного воспитания, и ни одна из них не может быть устранена, отброшена, ибо разрушится будущее строение как единое целое.
Список литературы
Основная литература
1. Христова Е.Л. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 1988.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
3. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматы, 1998.
4. Этническая педагогика/ Под ред. В.А. Пятина и др. – Астрахань, 1995
5. Абилова З.А., Калиева К.М. Этнопедагогика. – Алматы, 1999
6. Жарикбаев К.Б., Калиев С.К. Антология педагогической мысли Казахстана.- Алматы: Рауан, 1995.
7. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики (логико-исторический аспект). – М., 1980.
8. Христова Е.Н. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики// Советская педагогика, № 7, 1989.
9. Ханбиков Я. Некоторые вопросы изучения народной педагогики. – М., 1966.
10. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991
11. Стельмахович М.И. Народная педагогика. – Киев, 1985
12. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 1988.
13. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы. – Алматы, 1998.
14. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.
15. Магауова А.С. Подготовка будущего учителя к использованию прогрессивных традиций народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Алматы, 1995.
16. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки Казахстана: Материалы научно-теоретической конференции. – Алматы, 2000.
17. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматы, 1998.
18. Имангалиев А.С. Прогрессивные идеи и опыт народного воспитания у казахов. – Алматы, 1997.
19. Этнопсихология и этнопедагогика. Материалы II Международной научно-теоретической конференции. – Алматы, 2002
Дополнительная литература
1. Арзамасцева Н.Г. Формирование этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов в вузе. Диссертация на соискание к.п.н. /Н. Г. Арзамасцева; На правах рукописи. - М.: Рос. акад. образования, 2000. - 180 с.
2. Балицкая И. В. Поликультурное образование: Учебное пособие / И. В. Балицкая. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2003. - 60 с.
3. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование /Г. Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999. - 208с.
4. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Е. Ю. Клепцова. - М: Академический Проект, 2004. - 176 с.
5. Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с. - (Новые ценности образования. Вып. 10). - 0.
6. Крылова Н. Б. Очерки понимающей педагогики: книга для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. - М.: Народное образование, 2001. - 448 с.
7. Кукушин В. С. Этнопедагогика: учебное пособие / В. С. Кукушин. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. - 304 с.
8. Культуросообразная школа: научно-методический сборник. - М.: Народное образование, 2002. - 192 с.
9. Лурье С.В. Историческая этнология: учебное пособие для вузов / С.В. Лурье. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2004. - 624 с.
10. Острые проблемы воспитания: поиски решения: Методические материалы. - М.: Новый учебник, 2003. - 240 с.
11. Садохин А.П. Этнология: учебник / А.П. Садохин. - М.: Гардарики, 2001. - 256 с.
12. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Теория и практика: Сб. научно-методических статей. - М.: МОДЭК, 2003. - 368 с.
13. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: словарь / Под общ. ред. А. Г. Козловой. - СПб.: Речь, 2007. - 331 с.
14. http://www.work.vegu.ru/vegu/vestnik/DocLib/125-132
15. http://tarmpi.kz/download/vestnik/ves14.pdf
16. http://festival.1september.ru/articles/615307/
17. http://www.pedlib.ru/Books/1/0078/1_0078-1.shtml
18. http://vestnik.udsu.ru/2007/2007-09/vuu_07_09_04.pdf
19. http://www.nbchr.ru/PDF/jd_volkov_1.pdf
20. http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/325/image/325-157.pdf
Глоссарий по дисциплине «Этнопедагогика»
Глобализацияпроцесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран. Это объективный, естественноисторический процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества.
Диаспора– этническая общность, проживающая вне страны своего происхождения.
Идеал личности в народной педагогике– система требований к качествам человеческой личности, зафиксированных в устном народном творчестве и совершенствующихся от поколения к поколению. Идеал личности фактически представляет цели обучения, воспитания и развития личности ребенка, определяющий и средства организации этих процессов.
Инкультурация– процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.
Культура(лат. cultura, от корня colere — «возделывать») — обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура и т.п.
Культура межнационального общения –совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.
Менталитет– система образов (как осознаваемых так и неосознаваемых), лежащих в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире, мотивирующую поступки и деятельность людей. Ментальность – это миропонимание, соответствующее
определенной формации, эпохе и этническому сообществу.
Народная культура– зафиксированная в результатах и орудиях труда материальная и духовная деятельность человека, передаваемая от поколения к поколению: фольклор, героический эпос, музыкально-песенное искусство, традиции, предметы народных промыслов, орудия и способы их изготовления и т.д.
Народная педагогика– это выделившаяся из регионально-этнической культуры на определенном этапе ее развития относительно самостоятельная система норм, правил, запретов, образцов, факторов обучения и воспитания с целью не только сохранения рода, но и его развития и совершенствования.
Национальные чувства и настроения– эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям.
Национальный характер– исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий, их отношение к труду, другим народам, своей культуре.
Нация– исторический тип этноса, социально-экономическая целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территорий, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.
Плюрализм культуры - принцип культурного многообразия, согласно которому любая точка зрения и способ интерпретации мира имеют право на существование как равнозначные в своем стремлении познать мир и адаптироваться к нему.
Толерантность– терпимость к кому-либо или чему-либо: расовая терпимость, веротерпимость, национальная терпимость, осознание права любого человека на свободу.
Традиция(от лат. traditio – передача, предание) – способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. Философский статус термина «традиция» определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему.
Фольклор −устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.
Этническая идентификация– отождествление личности с этносом.
Этническое (национальное) самосознание −процесс осознания индивидом своей принадлежности к определенной общности, конкретно проявляющееся в употреблении единого названия данной общности и возникающее в процессе длительной совместной жизни группы людей под действием ряда факторов, формирующих этническую личность
(этническая среда, обычаи, традиции, религия).
Этническое самосознание –чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении.
Этнология– наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы культурной самоорганизации, закономерности коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.
Этнопедагогизация целостного процесса воспитания личности (Г.Н. Волков)– это ведущий принцип организации современного образовательного пространства школы на идеях традиционных культур воспитания.
Этнопедагогическая система обучения, воспитания и развития личности (Г.Н. Волков)– это система, построенная на идеях народной педагогики, интегрирующихся с достижениями современной психологии и педагогики, передовым педагогическим опытом. Эта система варьируется в зависимости от народных культур и народных педагогик различных наций, регионов, этносов.
Этнопедагогическая среда −это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в мировоззрении людей, их поведении, народных традициях, обрядах,
обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т.д.
Этнопсихологияизучает факты, закономерности и механизмы проявления психической типологии, ценностных ориентаций и поведения представителей той или иной этнической общности. Она описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри общности и между этносами, живущими столетиями в одном геоисторическом пространстве.
Этнос (народ)– исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).
Этноцентризм– склонность человека воспринимать и оценивать явления окружающей действительности с позиции только «своей» общности.
Содержание
Предисловие
Введение
· Лекция № 1 Этнопедагогика как отрасль педагогической науки
· Лекция № 2 Основные средства народной педагогики (пословицы, загадки)
· Лекция № 3 Песни как средство народной педагогики
· Лекция № 4 Сказки в народной педагогике
· Лекция № 5 Идеал совершенного человека в народной педагогике
· Лекция № 6 Факторы народного воспитания
· Лекция № 7 Народное воспитание в письменном наследии прошлого
· Лекция № 8 Педагогическая культура и духовный прогресс народа
· Лекция № 9 Этнопедагогическая мысль в Казахстане
· Лекция № 10 Теоретические основы казахской этнопедагогики
· Лекция № 11 Казахская народная педагогика как источник казахской этнопедагогики
· Лекция № 12 Этнокультурное образование
Заключение
Список литературы
Глоссарий