Классики марксизма-ленинизма о значении общественного дошкольного воспитания
Идеи о необходимости общественного дошкольного воспитания впервые были сформулированы социалистами-утопистами, искавшими пути создания совершенного человеческого общества. Однако только в середине XIX в., когда К. Маркс и Ф. Энгельс создали теорию научного коммунизма, вопрос о значении общественного дошкольного воспитания был поставлен на реальную основу. Оно рассматривалось классиками марксизма как важнейшее средство раскрепощения трудящейся женщины-матери, предоставления ей возможности активно участвовать в производственной, политической и культурной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что именно общественное воспитание детей в специальных учреждениях является наиболее совершенным средством формирования всесторонне развитых людей. Но научно обоснованная система общественного дошкольного воспитания, используемого в интересах всего народа, могла быть осуществлена только при социализме.
В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс наметили основные мероприятия по воспитанию подрастающего поколения, которые должен осуществить пролетариат после завоевания политической власти: «Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.».
Чтобы общественное воспитание приносило нужные результаты, оно должно начинаться возможно раньше. Ф. Энгельс в работе «Принципы коммунизма» сформулировал эту задачу следующим образом: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет».
В. И. Ленин, продолжая дело К. Маркса и Ф. Энгельса, творчески развил марксизм применительно к новым историческим условиям. Много внимания он уделял вопросам воспитания и образования. В. И. Ленин указывал, что широкое вовлечение женщин в капиталистическое производство повышает их экономическую и политическую роль в обществе, но безудержная эксплуатация ведет к ухудшению их здоровья, препятствует полноценному физическому развитию и воспитанию детей.
Именно поэтому в основных партийных документах, составлявшихся при самом активном участии В. И. Ленина, ставились задачи защиты материнства и младенчества и создания системы общественного дошкольного воспитания. В Программе РСДРП, принятой II съездом партии в 1903 г., впервые в истории мирового рабочего движения были выдвинуты следующие требования:
«6. Воспрещения женского труда в тех отраслях, где он вреден для женского организма; освобождения женщин от работы в течение четырех недель до и шести недель после родов, с сохранением заработной платы в обычном размере за все это время.
7. Устройства при всех заводах, фабриках и других предприятиях, где работают женщины, яслей для грудных и малолетних детей; освобождения женщин, кормящих ребенка, от работы не реже чем через три часа на время не менее чем на полчаса».
Победа социалистической революции в России позволила подойти к решению задач общественного дошкольного воспитания как неотъемлемой части всей системы народного образования. В Программе РКП(б), принятой на VIII съезде в 1919 г., была поставлена задача создания «сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т. п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины». В. И. Ленин, назвав эти учреждения «ростками коммунизма», определил их принципиально важную роль в социалистическом обществе. Дошкольные воспитательные учреждения получили в СССР широкое развитие. Детские сады и ясли предоставляют работающим матерям реальные возможности активного участия в общественной жизни, вносят большой вклад в формирование будущих строителей коммунизма. В соответствии с возрастными особенностями детей здесь реализуются задачи коммунистического воспитания, всестороннего гармонического развития личности.
Важную роль играют дошкольные учреждения в подготовке детей к учению в школе.