Участие почтовой службы в социальной помощи населению
В сравнительно малонаселенных районах Швеции, преимущественно в сельской местности, муниципалитеты всегда сталкивались с трудностями в предоставлении населению социальной помощи в необходимых для нормальной жизни размерах и объеме. Это, в первую очередь, объясняется значительной в ряде случаев удаленностью мест проживания нуждающихся в помощи людей от своего муниципалитета, который ответственен за их обслуживание.
Попытка найти решение этой проблемы привела к привлечению почтовой службы к непосредственному участию в оказании социальной помощи сельскому населению. В сельских районах почтальоны, кроме своих обычных обязанностей, за дополнительное вознаграждение выполняют ряд функций, связанных с задачами социальной службы.
Сельские почтальоны, передвигаясь по участку на автомашинах, выступают в качестве мобильного почтового отделения: они оформляют, принимают и выплачивают денежные платежи, переводы, банковские вклады, перечисления и выплаты, продают знаки почтовой оплаты, конверты, принимают телеграммы, посылки и т. п. прямо по месту жительства. Хотя эти услуги несколько выше по затратам, чем при их совершении в почтовых отделениях, почтовая служба считает важным помочь нуждающимся в социальной заботе людям, даже если они проживают далеко от почтовых отделений, и получают при этом средства на покрытие своих дополнительных расходов из социального фонда.
Как отмечают шведские социономы, каждый сельский почтальон, выполняя свои обычные обязанности по доставке почты, встречается с живущими на его территории людьми по крайней мере несколько раз в месяц. В этой связи он хорошо представляет себе не только жилищные условия, но и потребности в социальной помощи. Он, в частности, первый может заметить, ухудшается ли зрение и слух у пожилых, и нуждаются ли они в медицинской помощи; насколько ухожен их дом и не требуется ли приглашение помощников по дому, сиделок; хватает ли зимой нарубленных дров; не тяжело ли старикам приносить воду в дом; не нужна ли им машина для поездок по своим делам и т.п. В этой связи сельские почтальоны могут внести весомый вклад в организацию социальной работы с нуждающимися.
Работники сферы социального обеспечения пришли к заключению, что с участием сельской почтовой службы люди смогут получать в более полном объеме необходимую им социальную помощь. В таком случае отодвигается срок их переселения в дома для престарелых, они дольше смогут жить в собственном доме, а не в пансионате, что отвечает интересам как самих пенсионеров, так и сферы социального обеспечения, поскольку снижает финансовые расходы последней.
Организационно участие почтовой службы в оказании социальных услуг населению было оформлено в 1974г. специальным рамочным соглашением между .Генеральным директоратом почтовой службы и национальным министерством социального обеспечения. Оно предусматривает возможность заключения договоров на выполнение почтальонами части социальной работы в сельской местности между муниципалитетами, отвечающими за оказание социальной помощи населению, и региональными почтовыми отделениями.
Как правило, такие договоры обязательно включают:
–доставку товаров на дом;
– посещения по месту жительства;
– информирование работников социальной службы о людях, нуждающихся в социальной помощи.
Доставка товаров на дом (по принимаемым почтальоном предварительным заказам) осуществляется тем лицам, которые фигурируют в списках, утвержденных муниципалитетами на получение такой формы помощи.
Посещения на дому выполняютсясельским почтальоном по требованию комитета социальной помощи муниципалитета. Они могут иметь регулярный характер, если почтальону будет поручена забота о пенсионере, и осуществляться на разовой основе (также по требованию указанного комитета), например, для заполнения какой-либо анкеты, формы и т.п. Посещения на дому также предусмотрены общим рамочным соглашением, но выполняются сельским почтальоном лишь в том случае, если в договор между конкретным муниципалитетом и данным почтовым отделением включена эта форма социальной работы.
В поддержании контактов работников социальной службы муниципалитета с лицами, нуждающимися в социальной помощи, сельские почтальоны также играют важную роль. Почтальоны являются, по сути, постоянно действующим связующим звеном, информирующим муниципальные власти о положении и состоянии указанной категории лиц на своем участке.
С целью информирования сельских почтальонов о задачах и особенностях социальной службы в предстоящем году, муниципалитеты организуют ежегодные специальные встречи с ними. В свою очередь, сельские почтальоны ежегодно представляют муниципалитету отчет о всех домах и их владельцах на обслуживаемом участке с приложением схемы проезда к ним. Этот отчет дает детальную информацию работникам социальной службы муниципалитета о ситуации с пенсионерами и жилым фондом и составляет основу для планирования посещений пенсионеров муниципальными служащими. Как правило, такие плановые визиты наносятся ими в ходе поездки сельского почтальона по своему участку с целью доставки почты и продовольственных наборов.
Поскольку годичные отчеты не могут отражать текущие изменения в состоянии здоровья пенсионеров и их потребности в дополнительной помощи, сельским почтальонам вменяется в обязанность поддерживать регулярные контакты с лицами, нуждающимися в помощи, и в определенные часы и дни недели по телефону информировать работника социальной службы муниципалитета, отвечающего за данный участок, о необходимости такой помощи. Кроме того, предусмотрена экстренная телефонная связь с муниципалитетом в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, требующих принятия немедленных мер (госпитализация, направление сиделки или помощника по уходу и т.п.) для помощи пенсионерам, инвалидам и другим лицам, нуждающимся в социальной помощи.
За выполнение дополнительных обязанностей, возлагаемых на сельских почтальонов, согласно заключенному договору, почтовому отделению от муниципалитета поступает определенная в договоре плата, основная часть которой выплачивается в качестве дополнительного вознаграждения почтальонам за выполняемую ими социальную работу.
За регулярные контакты сельских почтальонов с лицами, указанными в списке муниципалитета, последний переводит почтовому отделению ежемесячную плату. Муниципальные власти при этом сами определяют, кому в данном районе социальная помощь будет оказываться с привлечением возможностей почтовой службы.
При разовых посещениях сельским почтальоном проживающих на его участке пенсионеров и других лиц, визиты к которым обусловлены действующим договором, муниципалитет выплачивает вознаграждение за каждое такое посещение.
Аналогичным образом плата почтовому отделению за доставку наборов товаров переводится муниципалитетом за каждую такую операцию. Необходимо отметить, что владелец магазина в этих случаях вносит половину указанной платы.
Муниципальные власти, заключая договор с почтовым отделением, сами определяют, какими суммами они располагают на упомянутые виды социальной помощи населению, и в каком объеме эта помощь может быть предоставлена нуждающимся с привлечением возможностей почтовой службы.
Для того, чтобы сельские почтальоны могли достаточно квалифицированно выполнять функции социальной службы и выступать в качестве действенного связующего звена между лицами, нуждающимися в социальной помощи, и муниципалитетами, в стране после 1974 г. вступила в действие система специальной дополнительной подготовки сельских почтальонов. Повышению их квалификации в социальной работе способствуют также ежегодные информационные встречи-семинары, организуемые и проводимые специалистами комитетов социальной помощи муниципалитетов.
По мнению шведских социономов, использование сил и возможностей почтовой службы в сельской местности является важным элементом улучшения системы социального обслуживания проживающего там населения, которое в противном случае не получило бы социальную помощь в объеме, гарантируемом действующим законодательством каждому гражданину Швеции.
Вопросы и задания для самостоятельной работы к разделу III
1. Сравнить и проанализировать исторический аспект развития социальной педагогики и социальной работы в различных странах.
2. Сопоставить сферы деятельности социальных служб , за рубежом, категории клиентов, формы оказываемой социальной и психолого-педагогической помощи.
3. Назвать те формы социально-педагогической и социальной работы за рубежом, которые являются наиболее интересными, эффективными, заслуживающими внимания и которые могут использоваться в практике отечественной социально-педагогической и социальной работы.
4. Используя дополнительную литературу, подготовить реферат на одну из следующих тем:
– Социальные проблемы современной семьи за рубежом.
– Социальная работа с семьей за рубежом.
– Социальная работа в школеза рубежом.
– Социальные проблемы современной молодежи за рубежом.
– Социальная защита молодежи за рубежом.
– Социальная защита детства за рубежом.
– Проблемы жестокого обращения с детьми в современном мире.
– Содержание и формы работы с детьми и подростками в досуговых центрах (зарубежный опыт).
– Неформальные подростковые и молодежные объединения за рубежом.
– Проблема наркомании и токсикомании в подростковой и молодежной среде за рубежом.
– Подготовка кадров социальных педагогов и социальных работников за рубежом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ