НАПС Евгений (Эжен-Иоганн) (II пол. Х1Х-нач. XX вв.) -Naps Eugene-Johann
Скульптор-самоучка, реставратор, рисовальщик и живописец. Из семьи прибалтийских немцев. Работал в С.-Петербурге (1870-1900-е). Занимался реставрацией фарфора, мелкой пластики и бронзовой скульптуры для антикваров и коллекционеров. Выполнял редукции (уменьшенные копии) и вариации произведений русских скульпторов для столичных брон-золитейных фирм. В 1878 г. в литейной мастерской Смирнова по уменьшенной Е. Напсом модели был отлит бюст А. В. Суворова работы В. И. Демута-Малиновского (1814). На раннем этапе творчества Е. Напс не раз пользовался сюжетами Е. А. Лансере и в целом находился под его сильным влиянием, что отражено в таких его скульптурных группах, как «1енерал М. Д. Скобелев на коне» (1878, бронза, КМКБ), «Тройка зимой» (1880, бронза, гам, Музей коневодства, ПГХГ, СХМ), «Царский сокольничий XVII столетия на коне» (1881, бронза, Музей коневодства, БГХМ), «Казак верхом» (1882, бронза, коллекция А. И. Неустроева, г. Реж Свердловской области). К оригинальным произведениям Напса относятся скульптурная группа «Телега с тремя лошадьми и пятью седоками переезжает через мостик» (1879, бронза, ГЭ, «Тройка»), статуэтка «Пластун Сайкин в дозоре» (бронза, 1870-е гг., ВМДПиНИ), два парных подсвечника «Фонарщики» (бронза, кон. XIX в., ГРМ, ГИМ, ВМДПиНИ) и чернильница «Дровосек за обедом в лесу» («Крестьянин на пне», 1889) широко тиражировавшаяся Каслинским и Кусин-ским заводами в начале XX в. Все известные работы Е. Напса свидетельствуют о его профессиональном владении бронзолитейным искусством.
НЕЙБЕРГ (род. в XX в.)
Автор барельефов «Портрет композитора М. П. Мусоргского» и «Портрет композитора М. И. Глинки» (1955).
НЕМЫТОВ Юрий Константинович (род. в 1936 г.)
Скульптор и педагог. Уроженец г. Копейска Челябинской области. Учился в УУПИ в Нижнем Тагиле (1959-1964). Преподавал скульптурное мастерство в каслинском ГПТУ № 18 (1964-1965). Работал инженером в отделе технической эстетики КМЗ (1965-1979)- Приглашен на творческую работу скульптора в технический отдел Чебаркульского металлургического завода (1979-1980), где создавал миниатюрные значки и медали, выполнил модель фонтана «Каменный цветок», который отлили в чугуне на Кусинском заводе и установили в Чебаркуле (1980). Вернувшись в Касли, работал скульптором на КМЗ (с 1980 г.). Автор ряда моделей художественного литья, бюстов, значков, тиражируемых на заводе. Участвовал в осуществлении проекта скульптурного убранства Челябинского драмтеатра (1983-1984) по эскизам Ю. В. Александрова.
ОБЕР Артемий (Артур) Лаврентьевич (1843-1917)
Скульптор-анималист, автор жанровых композиций. Родился в Москве, сын управляющего конторой Императорских московских театров. Окончил 4-ю Московскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета, где на втором курсе увлекся скульптурой и решил поменять профессию. Вольноприходящий ученик ИАХ (с 1864 г.). Проучившись там зиму, по совету отца отправляется в Париж, где занимался в рисовальной школе у скульптора-анималиста А.-Л. Бари (1865-1870), рисует в музеях и с натуры в Парижском зоосаде, лепит 15 этюдов зверей. По протекции Ф. А. Бруни получает небольшую мастерскую в ИАХ (1871). Впервые появился на академической выставке (1872) с произведениями «Лошадь-башкирка», «Собака» и «Лев, пожирающий газель», за которые был награжден Академическим советом большой серебряной поощрительной медалью. Участие в XI выставке ТПХВ («Борзая с лисицей», 1883), выставках ИАХ и совместной с Е. А. Лансере выставке (1886), где Обер представил более 30 произведений, принесло ему популярность, всеобщее признание и звание академика скульптуры (1893)- Работал в Париже (1894-1899), отлил 10 скульптур в керамической мастерской А. Биго. Участвовал в выставках общества «Мир искусства» (с 1900 г.).
ОВСЯННИКОВ Александр Григорьевич (род. в 1913 г.)
Скульптор и педагог. Автор скульптурной группы «В. И. Чапаев» (1947).
ОЗЕРСКИЙ Алексей Михайлович (1888-1949)
Скульптор и педагог. Руководитель каслинской профессионально-технической школы по подготовке рабочих кадров для производства художественного литья, преподавал там рисунок и лепку. Автор скульптурных портретов Ф. Э. Дзержинского (1926) и Н. А. Островского (1930). Художественный руководитель КЧЛЗ (с 1936 г.). В 1938 г. приглашен на преподавательскую работу в Москву.
ОРЛОВ Сергей Михайлович (1911-1971)
Скульптор. Родился в С.-Петербурге. Окончил ВХТ (1925). Работал в лаборатории Московского музея керамики (1929); сотрудничал с Дмитровским фарфоровым заводом (с 1936 г.). Автор композиций из фарфора, преимущественно на сказочные темы: «Сказка о рыбаке и рыбке» (1944), «Иванушка на Коньке-Горбунке» (1944-1945). За композицию «Александр Невский» (1943-1944) был удостоен Государственной премии СССР (1946). Работал также в области монументальной скульптуры. Автор памятников Юрию Долгорукому в Москве (1954, совместно с А. П. Антроповым и Н. Л. Штаммом), Афанасию Никитину в Твери (1955), Александру Невскому в Переяславле-Залесском (1958), а также группы «Тракторист и колхозница» на главном входе ВДНХ в Москве (1955). Народный художник РСФСР (1968), член-корреспондент АХ СССР (1954).
ОРЛОВА М. (II пол. Х1Х-нач. XX вв.)
Скульптор, о котором пока ничего не известно, кроме трех ее работ, отливавшихся в Каслях, - скульптурных групп «Жмурки», «Киргиз с верблюдом» и статуэтки «Ребенок с яйцом».
ОССОВСКАЯ С. А. (II пол. Х1Х-нач. XX вв.)
Скульптор, о котором пока ничего не известно, кроме четырех ее работ, отливавшихся в Каслях, - статуэток «Демон» и «Татьяна», скульптурных групп «Запорожец с ведьмой» и «Кавказский пленник».
ПАНОВ Геннадий Павлович (род. в 1927 г.)
Скульптор. Уроженец д. Сухомесово Челябинской области. Окончил Саратовское художественное училище (1954). Член СХ СССР (с 1967 г.). Много работал для Кусинского завода, по его моделям отливались: группа «Футболисты» (1966), статуэтки «Девушка с виноградом» (1968), «Озорник» (1972), «Девочка с лейкой» (1974), «Девочка с голубями» (1974). В Каслях по его моделям выпускались статуэтки «Мальчик с голубями» (1962), «Петька-футболист» (1965) и др.
ПАЩЕНКО Алексей Васильевич (II пол. ХГХ-нач. XX вв.)
Родился в Златоусте. Учился в Строгановском училище в Москве (кон. XIX в.). Работал на Кусинском заводе (кон. XIX - нач. XX вв.), отдельные работы отливались и в Каслях. Исполнил несколько моделей для кабинетного литья в разных художественных стилях - от барокко до модерна. Его работы с успехом экспонировались на международных выставках в Париже и Льеже.
ПЕТРОВА Галина Владимировна (1899-1986)
Скульптор. Родилась в Перми. Работала в Хабаровске (1920-е), где была членом АХРР (1927-1929). Жила в Свердловске (с 1931 г.), училась в художественной студии ДНТ (1936-1941). Член Товарищества «Художник» (1938), член СХ СССР (с 1948 г.). Участница выставок (с 1937 г.). Работала в жанровой скульптуре и портрете. Известны ее работы в гипсе, терракоте и чугуне.
ПОСЯДО Анатолий Иванович (1908-1987)
Скульптор. Родился в Калуге. Жил в Москве (с 1922 г.), учился в Художественной студии при СХ СССР (с 1934 г.) у А. Т. Матвеева и Л. Р. Малько и в МГХИ (1937-1945) у В. Н. Домогацкого, Л. В. Шервуда и Р. Р. Иодко, позднее у А. Т. Матвеева. Во время Великой Отечественной войны работал в творческой бригаде Д. С. Моора. Член МОСХ (с 1946 г.). Работал в монументальной, монументально-декоративной и станковой скульптуре. Автор скульптурной группы «Раненый боец из буденновских войск» (1955) и скульптурных портретов Александра Невского (1946), М. В. Фрунзе (1966), С. М. Буденного (1975 и 1982), А. В. Суворова (1979), К. Е. Ворошилова (1980), В. И. Чапаева (1980), Г. К. Жукова (1985). Анималист, крупнейший в советском монументальном искусстве специалист в области создания конных монументов. Автор памятников: Г. И. Котовскому в Кишиневе (1954), М. В. Фрунзе в Бишкеке (1967), К. Е. Ворошилову в Ворошиловграде (1981). Участник выставок (с 1946 г.), а также персональных выставок (Москва, 1969, 1984, 1990). В каслинском художественном литье выпускались его скульптурные группы «Багратион и Кутузов» (1955), «Александр Невский» (1956), «Кони в ночном» (1956), «Кобыла с жеребенком» (1957), пепельница «Лежащая борзая» (1965) и статуэтка «Борзая» (1975).