И профессиональное консультирование
Работа по профессиональной ориентации и профессиональному консультированию, направленная на помощь в построении собственной карьеры, начинается еще на этапе школьного обучения (с 13-14 лет). Для ее успешной реализации разрабатываются специальные программы обучения; профориентационную работу, как правило, ведут учителя школы с помощью специалистов из социальных служб, консультантов по выстраиванию профессиональной карьеры от муниципальных органов власти и т. д. Составляются также перспективные программы послешкольного образования для каждого выпускника с ограниченными возможностями с учетом его индивидуальных особенностей. В рамках таких программ школьники посещают учебные заведения, где предполагают учиться дальше (дни открытых дверей); а педагоги школ налаживают связи с выбранными для дальнейшего обучения учреждениями.
В разных странах профориентационная работа ведется примерно одинаково и прежде всего направлена на то, чтобы познакомить старшеклассников с доступными для них профессиями, с теми реальными навыками и умениями, которые им будут необходимы для успешной работы, а также чтобы помочь найти адекватный ответ на вопросы - нравится ли им предложенная профессия и подходят ли для нее они сами?
Имеется и постоянно пополняется многочисленная справочноинформационная литература, написанная в соответствии с особенностями восприятия и понимания учащихся разных категорией (глухих, умственно отсталых, слепых). Издания хорошо иллюстрированы, содержат фактический материал, а также тесты по определению профессиональной пригодности для той или иной работы. Предусмотрены посещения различных производств, предприятий сферы обслуживания, мастерских. В содержание обучения старшеклассников включена также профориентационная практика. Пример организации такой практики в Германии приводим ниже.
В учебный план специальной школы для детей с умственной отсталостью в VIIIклассе включена производственная практика продолжительностью три недели. Ее целью является общая профессиональная ориентированность в мире труда. В настоящее время делаются интересные попытки организации производственной практики по типу ШКОЛЬНОй фирмы, когда учашиеся включаются в конкретную профессиональную деятельность и выступают в ней не только как исполнители, но и как организаторы производства. Это оказывается возможным при наличии контактов или совместных договоров о сотрудничестве с разными производствами легкой промышленности, сервиса, садово-паркового хозяйства и др. Так, в Берлине за три года было создано 60 школьных фирм, в которых работали около 720 учащихся с ограничениями в жизнедеятельности.
Работая в фирме-мастерской, школьники приобретают умения планировать технологические, экономические, организационные процессы малого предприятия, решать различные вопросы взаимодействия с клиентами. Финансирование этого проекта инновационной школьной практики учащихся специальных школ, ориентированной на максимальное приближение к реальной производственной жизни, ОСуществляется из средств разных региональных программ в рамках молодежной и социальной политики города. Образовательная направленность такой деятельности имеет практический характер, вместе с тем она согласована с содержанием таких школьных предметов как математика, родной язык. В отличие от традиционного учебного содержания программа практики включает: оказание разного рода услуг, контакты с клиентами (реклама, консультирование, продажа, сервис, опросы клиентов и др.), обращение с деньгами (ведение счетов, расчет наличными), ведение бухгалтерии (получение и выдача средств), ориентацию в реальных правовых нормах, определенную ответственность, общение с другими членами трудового коллектива, развитие средств коммуникации и др.
В качестве примера формирования определенных социальных умений расскажем о деятельности фирмы, связанной с оказанием услуг населению по техническому обслуживанию велосипедов. На протяжении года (чаще всего в течение IX класса) две учебные группы (по десять человек мальчиков и девочек) раз в неделю четыре урока работают в мастерской по обслуживанию клиентов. В конце года проводится совместный велосипедный выезд в другой город. Целью такой поездки является проверка навыков и умений, приобретенных в течение года: каждый участник похода должен уметь хорошо ездить на велосипеде, знать дорожные правила, разбираться в техническом устройстве велосипеда. Маршрут продумывается заранее, подбирается необходимая информация (карты, туристические маршруты, описания достопримечательностей), обеспечивается возможность ночевки на туристической базе и др. Все предпринимаемые действия обсуждаются в группе, при этом выслушиваются мнения каждого, преодолеваются разногласия, достигаются компромиссные решения.
В целом задачи школьной практики ориентированы на получение учащимися базовых компетенций, значимых для будущего профессионально-трудовой деятельности. К ним относится следующее.