И профессиональное консультирование

Работа по профессиональной ориентации и профессиональному консультированию, направленная на помощь в построении соб­ственной карьеры, начинается еще на этапе школьного обучения (с 13-14 лет). Для ее успешной реализации разрабатываются специ­альные программы обучения; профориентационную работу, как пра­вило, ведут учителя школы с помощью специалистов из социальных служб, консультантов по выстраиванию профессиональной карьеры от муниципальных органов власти и т. д. Составляются также пер­спективные программы послешкольного образования для каждого выпускника с ограниченными возможностями с учетом его индиви­дуальных особенностей. В рамках таких программ школьники посе­щают учебные заведения, где предполагают учиться дальше (дни от­крытых дверей); а педагоги школ налаживают связи с выбранными для дальнейшего обучения учреждениями.

В разных странах профориентационная работа ведется примерно оди­наково и прежде всего направлена на то, чтобы познакомить старшек­лассников с доступными для них профессиями, с теми реальными навы­ками и умениями, которые им будут необходимы для успешной работы, а также чтобы помочь найти адекватный ответ на вопросы - нравится ли им предложенная профессия и подходят ли для нее они сами?

Имеется и постоянно пополняется многочисленная справочно­информационная литература, написанная в соответствии с особен­ностями восприятия и понимания учащихся разных категорией (глу­хих, умственно отсталых, слепых). Издания хорошо иллюстрирова­ны, содержат фактический материал, а также тесты по определению профессиональной пригодности для той или иной работы. Пред­усмотрены посещения различных производств, предприятий сферы обслуживания, мастерских. В содержание обучения старшеклассни­ков включена также профориентационная практика. Пример орга­низации такой практики в Германии приводим ниже.

В учебный план специальной школы для детей с умственной от­сталостью в VIIIклассе включена производственная практика про­должительностью три недели. Ее целью является общая профессио­нальная ориентированность в мире труда. В настоящее время дела­ются интересные попытки организации производственной практи­ки по типу ШКОЛЬНОй фирмы, когда учашиеся включаются в конкрет­ную профессиональную деятельность и выступают в ней не только как исполнители, но и как организаторы производства. Это оказы­вается возможным при наличии контактов или совместных догово­ров о сотрудничестве с разными производствами легкой промышлен­ности, сервиса, садово-паркового хозяйства и др. Так, в Берлине за три года было создано 60 школьных фирм, в которых работали око­ло 720 учащихся с ограничениями в жизнедеятельности.

Работая в фирме-мастерской, школьники приобретают умения планировать технологические, экономические, организационные процессы малого предприятия, решать различные вопросы взаимо­действия с клиентами. Финансирование этого проекта инновацион­ной школьной практики учащихся специальных школ, ориентиро­ванной на максимальное приближение к реальной производственной жизни, ОСуществляется из средств разных региональных программ в рамках молодежной и социальной политики города. Образователь­ная направленность такой деятельности имеет практический харак­тер, вместе с тем она согласована с содержанием таких школьных предметов как математика, родной язык. В отличие от традиционно­го учебного содержания программа практики включает: оказание разного рода услуг, контакты с клиентами (реклама, консультирова­ние, продажа, сервис, опросы клиентов и др.), обращение с деньга­ми (ведение счетов, расчет наличными), ведение бухгалтерии (полу­чение и выдача средств), ориентацию в реальных правовых нормах, определенную ответственность, общение с другими членами трудо­вого коллектива, развитие средств коммуникации и др.

В качестве примера формирования определенных социальных умений расскажем о деятельности фирмы, связанной с оказанием услуг населению по техническому обслуживанию велосипедов. На протяжении года (чаще всего в течение IX класса) две учебные груп­пы (по десять человек мальчиков и девочек) раз в неделю четыре урока работают в мастерской по обслуживанию клиентов. В конце года проводится совместный велосипедный выезд в другой город. Целью такой поездки является проверка навыков и умений, приоб­ретенных в течение года: каждый участник похода должен уметь хорошо ездить на велосипеде, знать дорожные правила, разбирать­ся в техническом устройстве велосипеда. Маршрут продумывается заранее, подбирается необходимая информация (карты, туристи­ческие маршруты, описания достопримечательностей), обеспечива­ется возможность ночевки на туристической базе и др. Все пред­принимаемые действия обсуждаются в группе, при этом выслушиваются мнения каждого, преодолеваются разногласия, достигают­ся компромиссные решения.

В целом задачи школьной практики ориентированы на получение учащимися базовых компетенций, значимых для будущего профес­сионально-трудовой деятельности. К ним относится следующее.

Наши рекомендации