Развитие мимической выразительности
Работа над этюдами:
- Придумайте короткие этюды на возбуждения, поступающие через рецепторы пяти органов чувств. Например, увидел: птенца на дороге, милого ребенка, хорошего знакомого, человека вам неприятного, красивым цветок в поле, волка и т.п.; услышал: соловья, кукушку, неожиданный оклик, звук приближающегося поезда, крик о помощи, свисток милиционера и т.п.
- (Можно усложнить этюды) например: вы увидели в цирке выступление воздушных гимнастов, любуетесь ими. Вдруг один из них срывается и падает... Вы - «болельщик» на футбольном матче. Ваша команда (проигрывает) выигрывает... Вы - мотогонщик и участвуете в международных состязаниях, вас нагоняет соперник и т.п.
Придумывая этюды, следует обращать внимание на то, чтобы они были чисто мимическими, без жестов. Вера и видение уберегут вас от наигрыша,
- (Более сложные мимические этюды) например, возбуждение, вызванное написанным словом, воспоминанием, рождением мысли; этюды на переходы от одного состояния в другое.
Действия в условиях вынужденного молчания
Когда слова являются помехой
- Придумайте и выполните несколько этюдов на «общение в условиях вынужденного молчания».
- В комнате находится тяжелобольной.
- Двое должны о чем-то условиться так, чтобы не знал третий.
- Люди находятся в размолвке.
- «Разговор» через окна вагона.
- Вам необходимо объяснить иностранцу, который не знает вашего языка, как пройти в зоопарк, к врачу...
- Рот занят полосканием.
- Человек, застигнутый врасплох, засовывает в рот какой-то предает, видеть который у него не должны, а необходимо отвечать на вопросы.
- Диалог жестов двух арестантов при строгом конвоире.
- Учащиеся и педагог.
- Двое влюбленных при третьем лишнем.
Говорить - не говорить...
Встречаются случаи, когда беззвучное произнесение текста возможно и даже необходимо. Например, когда миму требуется нарисовать портрет человека, для которого публичное выступление является профессией; лектор, адвокат, конферансье и т.п.
В процессе создания образа говорящего человека:
Пользоваться подлинным текстом /исполнитель сам составляет его/ и отрабатывает со звучащей речью;
Когда речь «улеглась», найдены ее оттенки, верный тон, можно отброситьтекст и произносить его мимически;
Нарисуйте комические портреты различных докладчиков и лекторов, портрет конферансье (незадачливый остряк), судьи, прокурора, адвоката, подсудимого, истца, свидетеля;
Отработайте мимический разговор льстеца-подхалима, наглого грубияна, сплетницы, паникера, мимический разговор с двумя несуществующими партнерами;
Выразить различные темпераменты ораторов: холерик флегматик и другие индивидуальности персонажа.
Допускается «допуск» - преувеличение, так как это, как правило карикатурный образ.
Воображаемый партнер
Общение с несуществующим партнером должно быть подчинено следующим требованиям:
Необходимо так драматургически строить пантомимические действие, чтобы молчание было органичным и не требовало произнесения слова.
Общаться с вымышленным партнером, как с реально существующим.
На события, происходящие на сцене, реагировать, как на подлинные и впервые воспринимаемые.
В общении с условным партнером применять обязательные приемы:уточняющий взгляд», «поясняющий жест», «мимическое переспрашивание».
Все происходящее на сцене должно быть абсолютно понятно зрителю.
Владеть всем богатством технических приемов, вдумчиво отбирать выразительные средства.
Этюды:
«Оклик»:
например, мим шагом «вразвалочку» идет по фойе, в зубах воображаемая папироса. Остановился. В чем дело? Окликнули. А) выслушал замечание с нагловато-снисходительной улыбочкой: «подумаешь, порядки...»; Б) мим с сожалением взглянул на папироску - уточняющий взгляд; выкинул папиросу на пол, пригасив небрежным жестом - поясняющий жест.
«Действие» - «Толчок»:
например, мим трясет бутылку с кефиром, но кефир загустел и не течет. Мим тясет бутылку, взбалтывает, вращает, бьет ладоней по дну... бутылка выскочила из рук и... вдруг последовал толчок (прием «неожиданный рывок») в плечо. Выражение лица мима показывает в каком состоянии был человек, толкнувший его («уточняющий взгляд»). Тогда мим со смущенным видом, присев на корточки, принялся счищать пятна с брюк пострадавшего («поясняющий жест»).
«Вход в кадр»:
например, мим фотограф, который устало склонился над ванночками. Скрип двери. На лице у мима: «Опять кого-то нелегкая принесла. Придется идти». Клиентов двое: папа и сын. Присутствие сына определяется так: взгляд из-под очков сверху вниз («уточняющий взгляд») и поглаживание малыша по головке («поясняющий жест») и приветливая улыбка; мим может и сам ввести «в кадр» партнера. Например, в чайхане, на ковре, скрестив ноги, сидит, попивая чай из пиалы, любитель игры в кости. Играть не с кем. Одного поманил пальцем - отказался, второго кивком - занят. Третий подсел. Идет игра с партнером, Мим активно вводит партнера в действие (увидел, поманил, пригласил, взял за руку, потянул за собой). Общаясь с несколькими партнерами, нужно наделять каждого контрастной, индивидуальной чертой. Нельзя шептать слова или беззвучно шевелить губами.
В начальном репетиционном периоде обращаться к тексту (импровизация). Вместо воображаемого партнера вводить реального. Закрепив находки, разыграть пантомимически.
Общение с партнером на отдаленном расстоянии:
например, такая ситуация может возникнуть у двух людей, находящихся на противоположных сторонах улицы, реки. Здесь важен отбор жестов, длина взгляда, его целенаправленность.
«Мимическое переспрашивание»:
например, разговор по телефону. Этот прием помогает сделать понятными «неслышимые» реплики партнера.