Система игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников
В образовательном процессе ДОУ вопросы воспитания, развития, обучения решаются в комплексе созданных педагогических условий. Один из них — организация игровой деятельности, широкое использование ее психолого-педагогических возможностей. В Концепции дошкольного воспитания (1989) игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры как свободной, творческой деятельности обусловливается ее потенциальными возможностями, местом и ролью как основной, ведущей деятельности. Своеобразие игры заключается и в том, что она является генеральной формой поведения, внутри которой зарождаются другие виды деятельности. В современном ДОУ важно продумать ее место в образовательном процессе. Многофункциональность игры позволяет расширить диапазон ее применения. Игра — форма организации жизни и деятельности детей, она выступает средством гармоничного, разностороннего развития, является методом или приемом обучения, а также необходимым условием саморазвития, самообучения, саморегуляции.
Таким образом, игра отвечает современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации педагогического процесса дошкольного учреждения: эмоциональна по характеру, развивающая по целям, гуманистична по ориентации на личность, эвристична по формированию культуры познания, художественна по синтезу многих видов искусств. В педагогическом процессе, ориентированном на художественно-эстетическое воспитание и творческое развитие личности, игровой подход не только соответствует возрастным характеристикам детей, но и достаточно органичен в отношении приобщения ребенка к художественной культуре и формирования творческих способностей.
Известно, что цель детской игры заключена в самом ее процессе, а эмоциональный смысл — в подлинности чувств и переживаний. Зависимость игры от эмоционального восприятия роднит ее с искусством. Эмоции искусства (музыка, театр, живопись, поэзия) выступают одним из определяющих факторов ее специфики. Так, музыка способна вызвать в нас целую гамму чувств, а содержание музыки заключается прежде всего в выраженных музыкальными средствами человеческих переживаниях, чувствах, эмоциях. Игра в этом случае не просто подключает эмоциональное поле слушателей, а носит характер событийности, действия, тем самым позволяя дошкольникам легко усваивать сложные элементы музыкальной речи и композиции. Именно в музыкальной игре наиболее отчетливо проявляется базовый принцип начального музыкального развития: «слушаю — двигаюсь — пою — понимаю — говорю».
Общий элемент для игр с художественным содержанием — их творческий характер. Мир игры тесно связан с воображением. Ее участник выстраивает собственный, условный, субъективный мир в своем воображении.
При отборе и систематизации игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей, учитываются не только возрастные особенности детей, но и логика формирования способностей в разных видах художественно-эстетической деятельности (см. таблицу). Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:
—дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;
—альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения и т.п.);
—решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов и т.п.;
—нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами (синектика — поиск аналогий, морфологический анализ).
—
Таблица
Алгоритм использования упражнений по развитию творческих способностей детей 3—7 лет
Деятельность | Категория упражнения (по приему) | Направление развития | ||
Интеллек-туально-познавател ьная | Альтернативное применение. Решение проблемных ситуаций. Преобразование и усовершенствование предметов. Нахождение общего между заданными предметами и явлениями. Метод аналогии. | Развитие вербального и невербального творческого мышления | ||
Метод морфологического анализа. Опредмечивание изображений | ||||
Художест-венно-продук-тивная | Дополнение изображения. Составление из заданных элементов. Самостоятельное придумывание сюжетов | Развитие невербального творческого мышления | ||
Театрально-речевая | Сочинение рассказов. Самостоятельное придумывание сюжетов. Вариативность высказываний. Метод морфологического анализа | Развитие вербального творческого мышления | ||