Сущность технологического подхода

К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Внедрение технологического подхода в практику школьного об­разования обнаружило тенденцию более быстрого развития техно­логий обучения по сравнению с технологиями воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей мере зависит от субъективных факторов, носит в какой-то степени насильствен­ный характер, поскольку законы физики или химический состав вещества не зависят от воли и отношения к ним ученика.

На эффективность воспитательного процесса в большей мере влияют мастерство педагога, особенности его личности, а главное, отношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность самой замечательной воспитательной технологии часто зависит от степени авторитета педагога и от многих других факторов, иногда даже незначительных, –

настроения, самочувствия педагога и детей.

Воспитательные технологии в целостном педагогическом про­цессе представлены теми же основными сущностными характери­стиками, что и образовательные технологии, но создавать их значительно сложнее.

Технология воспитания, также как и обучения, имеет следую­щие специфические черты:

- постановка диагностических целей обучения, т.е. выдвижение та­ких целей, в которых описаны действия и отношения ученика (знает, понимает, применяет и т.д.). В соответствии с целями идет разделение учебного материала на звенья, составляющие логичес­кую цепочку;

- возможность воспроизведения обучающего цикла, который может состоять из следующих компонентов: постановка целей обучения; предварительная оценка уровня обученное™ или воспитанности; обучение или организованное воспитывающее влияние; совокуп­ность процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей;

- обратная связь и объективный контроль знаний и умений и на их основе своевременная коррекция любого этапа обучения или воспи­тания. Эта черта тесно связана с первой, так как диагностическая цель создает возможности для более объективной оценки и конт­роля, что повышает качество обратной связи.

Конструирование педагогических технологий — сложный про­цесс. В общем виде он состоит из следующих этапов: выбор и обоснование основной идеи педагогической технологии; разра­ботка целевой концепции технологии и иерархическая системати­зация учебных целей; проектирование собственно содержания обучения или воспитания; интеграция содержания, методов и форм обучения или воспитания; конструирование системы средств реализации технологии в учебно-воспитательном процес­се; разработка системы контроля и оценки достижений учащихся, уровня воспитанности, отдельных личностных качеств.

Покажем на примере конкретной учебно-воспитательной тех­нологии, как проявляются специфические черты учебно-воспита­тельных технологий, как создаются и осуществляются педагоги­ческие технологии.

Одним из первых в нашей стране в 70-е гг. прошлого столетия технологический подход к обучению и воспитанию осуществил украинский педагог Виктор Федорович Шаталов. Его технология позволяла достичь успехов в учении каждому ученику, сильному, среднему и даже слабому. В результате у детей формировались та­кие важнейшие личностные качества, как организованность, са­моуважение, добросовестность, целеустремленность, позитивное отношение к окружающему миру, уважение и доверие к учителю, высокая адекватная самооценка.

Остановимся на технологии В. Ф. Шаталова подробнее. В основе методики Шаталова лежит конспект, состоящий из опорных сиг­налов, представляющий собой значок, формулу, число или что-то другое, что способно образно отразить смысл какого-либо фак­та и надолго сохраниться в памяти человека. С точки зрения техно­логического подхода к обучению интересна логическая цепочка, используемая Шаталовым в процессе организации обучения и вос­питания школьников.

Начальное звено в логической цепочке Шаталова — это про­блемное изложение содержания учебного раздела, темы; в ходе объяснения на доске появляются подходящие по смыслу обозна­чения, символы, т.е. опорные сигналы. Так как раздел учебного материала всегда большой по объему, то объяснение повторяется, и теперь уже конспект полностью появляется на доске, он же вы­дается на руки школьникам. Учащиеся, выслушав объяснение с конспектом, получают на дом задание выучить конспект наизусть. На следующих уроках учащиеся воспроизводят конспект и получа­ют возможность применить полученные знания на практике. На последующих уроках каждый школьник озвучивает конспект пол­ностью. В ходе дальнейших уроков знания и умения закрепляются.

Контроль усвоения знаний, формирования умений осуществ­ляется практически с первого урока и после каждого звена логи­ческой цепочки (логическая цепочка выделена в тексте курсивом). Контроль позволяет сделать вывод о необходимости повтора от­дельных звеньев логической цепочки. У В. Ф. Шаталова они повто­ряются столько раз, сколько нужно для того, чтобы учебный ма­териал усвоили все ученики. Только после этого изучается следу­ющий раздел. Даже самый слабый ученик знает, понимает и умеет изложить учебный материал (диагностируемая цель), а сильный получает возможность углубленного его изучения. Методика Ша­талова целиком отвечает представлениям о технологическом под­ходе к обучению и воспитанию, где реализуется идея полной уп­равляемости педагогическим процессом и гарантируется достиже­ние поставленных целей.

Воспитательные и обучающие технологии имеют ряд суще­ственных признаков:

• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая пози­ция автора. Так, можно различать технологию передачи знания и технологию развития личности;

• технологическая цепочка педагогических действий, опера­ций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целе­выми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата (диагностируемая цель);

• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

• элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

• органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели инструментарий измерения результатов деятельности.

Наши рекомендации