IV. Вступительное слово учителя.
— В одном из тихих уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей необъятной страны.
Рано утром, как только вставало солнце, этот седой человек уже работал в своем саду. Зимой — расчищая дорожки от снега, весной и летом — копаясь в огороде или цветнике перед домом. В шесть часов он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным столом и что-то писал. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, семидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда он даже пускался вперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Этим маленьким его друзьям он казался настоящим добрым волшебником. Вот почему с давних пор дети с нежностью называли своего любимого великана ласковым именем «Чукоша».
-— Вы догадались, о каком детском писателе идет речь? Правильно, о Корнее Ивановиче Чуковском. Но это литературный псевдоним. А кто сможет назвать настоящие фамилию, имя и отчество писателя? (Николай Васильевич Корнейчуков.) (Учитель показывает портрет.)
— Детским поэтом и сказочником К, Чуковский стал совершенно случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Из Хельсинки вез Корней Иванович его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Начав, он и сам не знал, что будет дальше. Да и не так уж это было важно. Важно было не останавливаться, не запнуться ни на секунду, а быстро говорить строку к строке под четкий стук вагонных колес:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, —
Крокодил, Крокодил, Крокодилович!
Ему самому все это казалось, вероятно, чистейшей ерундой, но мальчик неожиданно затих и стал слушать. А потом спокойно заснул. Но наутро, едва проснувшись, он тотчас потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее слово в слово.
Многие веселые, добрые произведения К Чуковского похожи на игру. Они понятны самым маленьким: «Крокодил», «Мойдодыр , «Телефон», «Тараканище» . (Учитель обращаем внимание учащихся на выставку книг.)
— Писатель рассказывал, что, сочиняя сказки, сам смеялся, пел и прыгал от радости, как ребенок. Давайте убедимся, что произведения К. Чуковского веселые, неповторимые и интересные.
V. Работа с текстом стихотворения К. Чуковского «Путаница»
Чтение стихотворения учителем (с. 82).
Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение вызвала эта сказка у вас? Почему?
— Запомните, такие произведения называются «перевертыши». Они пришли в детскую литературу из Англии.
Анализ произведения, выборочное чтение.
— Что напутал автор?
— Какие звери и птицы были непослушными?
— Чего они захотели? Прочитайте.
— Кто оказался в сказке паинькой? Что он предлагал зверюшкам? Прочитайте.
— Что же произошло от непослушания?
— Прочитайте, как звери тушили пожар.
— Как вели себя звери, когда пожар был потушен? Прочитайте третью часть.
4. Чтение произведения учащимися:
а) чтение «цепочкой»;
б) хоровое чтение;
в) выразительное чтение по ролям.
— Постарайтесь мимикой, интонацией, звукоподражанием изобразить всех действующих лиц.
Физкультминутка
Солнцу, утру каждый рад. Зайка прыгает— прыг-скок!
Звери встали дружно в ряд: Белка смотрит в потолок.
Поработали ушами, Петушок идет присядку.
На зарядку побежали. Вот и кончилась зарядка.
Прыгни выше! Раз, два, три! И. Львова
А теперь не стой, беги!
VI. Работа в группах
Задание для 1группы
— Допишите названия произведений К. И. Чуковского:
«Тара____________________» «Ай______________»
«Теле____________________» «Пу та____________»,
« Ба р м а_______________», «Краденое_________________» «Ч удо - ______________» «Фе дорино______________», " My ха - _________________________»
Ответы: «Тараканище» «Телефон», «Айболит», «Путаница», «Бармалей», «Краденое солнце», «Чудо-дерево», «Федорино горе», « M ха-цокотуха».
Задание для 2 группы
(Каждый ученик в группе получает конверт с разрезанной иллюстрацией к произведению К. И. Чуковского.)
— Собери те картинку и назовите произведение.
Задание для 3группы
— Ответьте на вопросы.
• Как-то раз ехали медведи на велосипеде, за ними львы, волки, зайчики, раки и комарики. Кто ещё? (Кот.)
• Сражались паук и комар. Кто победил? (Комар.)
• Доброму доктору помогли до Африки добраться волки и орлы. Кто ещё помог ему? (Кит.)
• Какое отчество у Федоры? (Егоровна.).
• Кто проглотил Бармалея? (Крокодил.)
• Свинки замяукали, кошечки захрюкали. Что сделали уточки? (Заквакали.)
Задание для 4группы
— Внимательно рассмотрите рисунок. Что перепутал художник? (Прил. 4.)