IX. Подведение итогов урока. €

— Будем беречь и любить все живое. Запомните, вы тоже ча­стица природы. Заболеет река или лес, и нам будет плохо. Не оби­жайте ни дерево, ни кошку, ни муравья. Не обижайте друг друга.

Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

X. Домашнее задание

Прочитать стихотворение С. Михалкова «Будь человеком». Проанализировать его с родителями. Принести любимые книги о животных.

Урок № 74

Тема: Обобщающий урок по теме «Страна живой природы»

Цель: совершенствовать умение читать вслух и молча; проверить уро­вень знаний и сформированное™ читательских умений по разделу; фор­мировать навыки прогнозирования; развивать умение работать в груп­пе; способствовать развитию речи, формированию умения размышлять над прочитанным; создавать условия для активизации познавательной деятельности, расширения знаний о животных, воспитывать бережное отношение к ним.

Ход урока

I. Организационный момент

Пробудилось утро!

Здравствуй, день!

Здравствуй, класс уютный!

Улыбнитесь, я прошу вас: веселей!

От улыбки все становится доброй!

(Учащиеся улыбаются друг другу.)

II. Проверка домашнего задания

1. Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова «Будь че­ловеком».

2. Беседа с учащимися.

— Как вы понимаете выражение поэта «Человеком, че­ловек, ты на земле, своей!»

— К чему призывает поэт людей в этом стихотворении?

— Понравилось ли стихотворение нашим родителям? Чем?

III. Вступительное слово учителя

— Каждый день по пути в школу вы видите удивительные творения природы. Что такое природа? Это красота пейзажа, не­повторимые краски и формы цветов, грация животных, вечное те­чение, дня и ночи. Это приход весны, краски осени, красота звезд. Это запах земли, чистота родниковой воды. Вот что такое природа.

Земля — наш общий дом. Человек живет на Земле в по­стоянном окружении растений и животных. Он должен любить природу и жить в согласии с ней. (Учитель обращает внимание учащихся на плакат.)

— Михаил Прииншн сказал: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе вода, птице воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу — значит охранять Родину».

IV. Повторение изученного

Беседа.

— О ком мы читали в разделе «Страна живой природы»?

— Назовите авторов, которые пишут о природе?

— Давайте вспомним изученные произведения.

Викторина

— Отгадайте загадки.

Я весь день ловлю жучков,

Ем букашек, червячков,

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.)

— Что вы узнали про воробья?

— В каких рассказах вы о нем прочитали?

— Чем понравились эти рассказы?

По тропинке идет,

Лес на спинке несет. (Еж.)

— Что интересного вы узнали про ежей?

— Чем интересен лес? Что о нем вы знаете?

Не говорит, не поет, а кто

К хозяину идет, знать дает. (Собака.)

— Какие интересные рассказы о собаках вы прочитали? Кто их авторы?

— Что еще вы узнали из других книг о собаках?

Прилетел к нам, наконец.

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. (Соловей.)

— Какая птица считается лучшим в мире певцом?

— В какой сказке вы о ней прочитали?

— Чему учит эта сказка?

V. Разговор по кругу «Какая история про животных мне боль­ше всего понравилась»

1. Учащиеся рассказывают о животных, показывают люби­мые книги, обмениваются ими, рассматривают их.

2. Обобщение ответов учащихся.

VI. Работа в группах

Задание для 1 группы

— Допишите недостающие слова.

1) Лес нас укрывает, кормит и зелёная крыша от ... укры­вает. (Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.)

2) Рыбам — , птицам —, человеку — вся ... (Рыбам - во­да, птицам воздух, человеку вся Земля.)

3) Ласточка ... начинает, а ... кончает. (Ласточка день начи­нает, а соловей кончает.)

4) Срубить дерево — пять…, вырастить — ... лет. (Срубить дерево —- пять минут, вырастить — сто лет.)

Задание для 2 группы

— Придумайте загадки про ежа, зайца, собаку, кошку, мед­ведя и других животных.

Задание для 3 группы

— Ответьте на вопросы:

• Кукует самка или самец кукушки? (Самец.)

• Какая птица роет норы для гнезда? (Ласточка.)

• Как узнать, сколько лет рыбе? (По чешуе. На каждой че­шуйке есть кольца, как на деревьях.)

• Что теряет лось каждую зиму? (Рога.) ' Сколько ног у паука? (Восемь.)

• Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит.)

• Самое крупное наземное животное? (Слон.)

• Какой ёж не колется? (Новорожденный.)

• У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

• Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

Задание для 4 группы

- Нарисуйте плакат, рассказывающий, как нужно вести себя в природе, если ты обнаружишь птичье гнездо.

Наши рекомендации