Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Цель и содержание психологического задания.
Данная учебно-методическая практика является первой активной практикой, на которой студенты самостоятельно проводят уроки по всем дисциплинам. Психологическое задание включает: практическое освоение гуманных стилей общения с ребенком, освоение психолого-педагогических средств воздействия на ученика и составление психологического портрета ученика на уровне психолого-педагогической характеристики. Одной из частных задач практики является освоение метода включенного наблюдения и методов диагностики психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а также личностных свойств, отраженных в мотивации и самооценке.
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.
Ученик _________________________ Класс ________________________
Школа ____________Время изучения учащегося с _________ по _________
Дата составления характеристики ____________________________________
Студент-практикант _______________________________________________
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩЕМСЯ. Возраст. Состояние здоровья, физическое развитие.
II. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ: состав семьи, занятия родителей, материальные и жилищные условия в семье. Отношение к ребенку и его учебным занятиям в семье, отношение членов семьи к школе, учителям. Кто из членов семьи, и в какой мере осуществляет воспитательное воздействие на личность ребенка?
III. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИИ С УЧИТЕЛЯМИ.
1. Официальный статус ученика (успеваемость, какие общественные поручения выполняет и как).
2. Неофициальный статус ученика (какое положение занимает в классе — лидер, популярный, принятый, отверженный, изолированный; как относится к мнению и критике товарищей — благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно).
3. Широта и постоянство контактов с одноклассниками (наличие или отсутствие близких друзей, мотивы дружбы, формы проявления дружеских отношений — взаимопомощь, взаимовыручка и т.д. Привести примеры).
4. Характер взаимоотношений с учителями (наличие или отсутствие конфликтов, проявление грубости, реакция на оценки и замечания и т.д.).
5. Что сделано студентом для вовлечения ученика в общественную жизнь коллектива? Чем определяется выбор методов? Каковы результаты?
IV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ.
1. Нравственные представления ученика (Результаты методики "что такое хорошо и что такое плохо"; уровень сформированности нравственных представлений).
2. Отношение к труду (уважительное или пренебрежительное отношение к труду, проявление в труде добросовестности и аккуратности, любимые виды труда, степень трудовой подготовки в сравнении с другими учащимися).
3. Преобладающие мотивы учебной деятельности (Результаты диагностики по методике "Мотивы учебной деятельности"; проявление на уроках отношения к различным предметам: проявление активности на занятиях).
4. Отношение к себе и другим (Результаты диагностики по методике "Уровень притязаний"; поведенческое проявление оценки своих возможностей — уверенность, скромность, самоуверенность и т.д.; требовательность к себе и другим).
V. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА.
1. Степень сформированности общеучебных умений и навыков (умение выделять главное, планировать учебную работу, читать и писать в нужном темпе; успеваемость по предметам в прошлом и настоящем).
2. Особенности внимания (устойчивость, концентрация распределение, переключение).
3. Особенности памяти (скорость заучивания, длительность сохранения, точность воспроизведения; тип памяти — результаты диагностики по методике "Тип памяти").
4. Особенности мышления (уровень развития логического мышления — результаты диагностики по методикам "Соотношение пословиц и фраз" и "Образование простых аналогий").
5.Особенности речи (словарный запас, правильность, выразительность речи, умение выражать свои мысли в устной и письменной речи).
6. Что сделано студентом с целью повышения эффективности учебной деятельности школьника? Чем определился выбор методов? Каковы результаты?
VI. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ (Способности, интересы, склонности. Широта, глубина, устойчивость интересов. Темперамент и характер ученика).
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ: каковы перспективы развития личности школьника, пути и средства дальнейшей индивидуальной работы с ним.
Характеристика заверяется классным руководителем и сдается преподавателю кафедры педагогики.
Диагностический материал.