Как заподозрить, что у ребенка – нарушение интеллекта?
Внимательные родители, если нарушение и вправду имеет место, смогут заподозрить неладное уже со второго месяца после рождения малыша. В этом возрасте, как правило, дети узнают самых близких людей, особенно маму. При появлении родного человека у них возникает так называемый комплекс оживления: малыш начинает активно дрыгать ручками-ножками, следить глазками за движениями взрослого. К третьему месяцу ребенок начинает гулить и приветствует маму радостным «агу». Трехмесячные крохи с удовольствием любят «поговорить» с родителями, если те «агукают» им в ответ. Причем во время такого диалога отчетливо прослеживается, какое удовольствие малыш получает от происходящего. У детей же с нарушениями интеллекта не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми. Вышеописанный “комплекс оживления” у них отсутствует или неполноценен. Позже они не проявляют интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой. Они не тянутся к погремушкам и не захватывают их руками, как это делают четырех-пятимесячные малыши.
Позже, месяцам к восьми, при общении не пользуются жестами (например, у них отсутствует указательный жест). Запаздывает и двигательная деятельность. Впрочем, к этому возрасту, если есть основания, диагноз уже, как правило, поставлен.
К каким специалистам обращаться?
Первый, к кому нужно обратиться, если у родителей появились хоть малейшие подозрения, это – педиатр. Он осмотрит ребенка, проверит у него рефлексы и подскажет, к каким специалистам нужно обратиться далее. Как правило, это психиатр и невролог. В зависимости от того, что определят эти врачи, нужно будет посетить отоларинголога, окулиста, нейропсихолога, психолога, логопеда. В некоторых случаях понадобятся консультации эндокринолога и дерматолога.
Общеобразовательная школа или спецучреждение?
Не всегда родители, особенно, если нарушения не глобальные, согласны отдать ребенка в специализированную школу. Таким образом, в большинстве случаев, они не хотят признавать, что их ребенок «не такой». Но этим они оказывают ребенку «медвежью услугу», ведь адаптироваться и стать успешным учеником у него не получится. Это вызывает ряд последствий, среди которых: ненависть к учебе, конфликты с одноклассниками, постоянные стрессы из-за негативного и насмешливого отношения окружающих. Школьная программа не рассчитана на особенности таких детей, что создает огромные трудности.
Как лечить?
Лечение проводится в зависимости от формы и степени заболевания. Как правило, оно является комплексным, то есть включает в себя и лечебные мероприятия (прием медикаментов, массаж, процедуры), так и корреционно-развивающее обучение (занятия с дефектологом, логопедом, психологом).
Родителям, столкнувшихся с таким явлением, как нарушение интеллекта ребенка, лицом к лицу, можно посоветовать следующее. Хотя это реально сложно, но постарайтесь не зацикливаться на этом. Да, с момента постановки диагноза вся ваша жизнь потечет немного по-иному руслу. Но вы должны преодолеть страх и отчаяние, и не стоит искать виновного. Обратитесь к хорошим специалистам, обеспечьте малышу квалифицированную медицинскую и психологическую помощь, а также обучение. Вы должны понять: если с самого начала таких детей не обучать, то в дальнейшем их состояние усугубится, и исправить что-либо будет невозможно. Тем не менее, при своевременной правильной организации воспитания многие отклонения развития могут быть скоррегированы. И чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успех.
2.Социализация ребенка с ОВЗ, влияние семьи.Социализация личности ребенка с ОВЗ в условиях модернизации системы образования
Социализация личности в современном обществе является предметом исследования многих специалистов: психологов и педагогов, философов и социологов. Все они вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, факторы и стадии социализации. В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. И.С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Известно, что социализация осуществляется через ряд различных механизмов. Выделяют социально-психологические механизмы социализации (подражание, внушение), различные социальные институты как механизм социализации (школа, семья). Все они складываются в универсальные механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.Традиционный механизм социализации - это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.
Институциональный механизм реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, то есть они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализированными, то есть они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг.Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников.
Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Таким образом, человек является и объектом (поскольку испытывает на себе воздействие со стороны общества, различных социальных институтов), и субъектом (так как он ставит перед собой определенные цели и выбирает средства для их достижения) процесса социализации. Но человек может стать и жертвой этого процесса. Виды жертв неблагоприятных условий социализации многочисленны. Это связано с тем, что процесс социализации осуществляется под воздействием различных факторов, влияние которых на человека неоднозначно, порой противоречиво, таким образом, можно говорить о наличии различных видов жертв социализации. Реальные жертвы неблагоприятных условий социализации – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На проблеме социализации детей с ОВЗ я и остановлюсь более подробно.
Специфические особенности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения, на концептуальном уровне представлены в известных трудах Л. С. Выготского, которые выступают в этой области в качестве надежных методологических ориентиров. По мнению Л. С. Выготского, важнейшим фактором развития ребенка, как в норме, так и при дизонтогенезе, является общение. Он считал, что физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, а это в свою очередь является неблагоприятным фактором для личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру». Ребенок, имеющий определенные ограничения в самообслуживании, способности самостоятельно передвигаться и ориентироваться, имеющий трудности в общении, не способный контролировать свое поведение, обучаться и трудиться, имеет, безусловно, также и трудности в процессе социализации. Следовательно, специфика формирования личности ребенка-инвалида заключается во влиянии различных нетипичных факторов, таких как сама болезнь, ее последствия и связанные с нею возможности передвигаться, общаться и т.п. Таким образом, о личности ребенка-инвалида следует говорить как о специфической личности, где специфика выражается в необходимости присутствия посредника для общения с внешним миром и дополнительных компенсаторных функциях для жизнедеятельности этого человека в обществе. Не случайно задачу социальной компенсации дефекта Л. С. Выготский выдвигал как первоочередную для лечебной педагогики, в нормализации общения видел основной путь компенсации дефектов развития ребенка с нарушениями в развитии.Сегодня ученые продолжают развитие концепции Выготского. Так, например Людмила Михайловна Шипицына в своей монографии «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта» говорит о том, что основная цель системы образования для таких детей — максимально возможная социализация. При этом под социализацией она подразумевает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.По мнению Шипицыной Л.М., социализация включает раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу), обучение (школьное и профессиональное), социальную зрелость (трудовую активность), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности). Следовательно, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах:
1) в деятельности, так как у человека развиваются задатки и способности, происходит их реализация;
2) в общении, так как развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;
3) в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки, что означает «адекватное мнение и суждение человека о самом себе, о своих качествах, достоинстве и недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей».
По определению другого современного ученого А. В. Мудрика («Введение в социальную педагогику» - М., 1997 г.), человек становится полноценным членом общества, если усваивает социальные нормы и культурные ценности одновременно с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе.
Современники говорят о том, что конечная цель специального образования детей с физическими и психическими отклонениями — полная интеграция их в общество, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам, то есть принцип нормализации.Наличие проблемы социализации детей с ОВЗ в обществе обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности. Имеется два подхода к интеграции инвалидов в общество. Первый подход предполагает приспособление инвалида к вхождению в ординарное общество, его адаптацию к окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает односторонностью и узостью. Следуя ему, невозможно добиться желаемых результатов, тем более что процесс социализации личности — двусторонний. Кроме того, инвалид в этом процессе подготовки должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом, активным участником этого процесса.
Второй подход предполагает, кроме подготовки инвалида к вхождению в общество, и подготовку общества к принятию инвалида. Если какие-то аспекты первого направления уже разрабатываются, то пути реализации второго направления пока лишь нащупываются, к ним только-только подступают.На мой взгляд, интеграция в общество детей с ОВЗ должна включать:
1) воздействие общества и социальной среды;
2) активное участие в данном процессе самого ребенка с отклонениями в развитии;
3) совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких детей.
Успешность интеграции детей с ОВЗ зависит не только от характера и степени имеющихся у них нарушений и эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и прежде всего в той среде, в которую ребенок интегрируется.
В монографии И.А. Коробейникова «Нарушения развития и социальная адаптация» конкретизированы представления о роли факторов определяющих специфические особенности процессов социализации и социальной адаптации детей и подростков с ОВЗ. Исходя из теоретических представлений о структуре процесса социализации, его содержательных и функциональных характеристиках, он отмечает, что неправильное семейное воспитание нарушает социальную адаптацию. Положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни.
Занков Л. В. в своей работе «Облик умственно отсталого школьника» описывал типичные ошибки в воспитании умственно отсталых детей. Чаще всего это внушенная безграничной жалостью неразумная опека, вредный «щадящий режим», при котором ребенка оберегают от труда, заботы, огорчений, воспитывая этим чувство иждивенчества. Поэтому необходимо снижение уровня опеки со стороны близких, формирование максимально возможного уровня самостоятельности. Важно, находясь рядом с ребенком с ОВЗ, поощрять его таким образом, чтобы он самостоятельно делал как можно больше. Тренировка, стимул и поощрение способствуют развитию умственно отсталых людей. Родители должны понимать, что рано или поздно их ребенок будет жить без них. Шамионов Р.М. в сборнике «Субъективное благополучие личности: Психологическая картина и факторы» говорит о том, что формирование реальности для личности служит существенным моментом ее социализации, поскольку и порождение реальности, и реализация в ней приводит к новому уровню обретения социально-личностного опыта.Исследования зарубежных авторов установили, что отношение здоровых к инвалидам в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное (сопровождающееся чувством сострадания, вежливым нерасположением). В некоторых исследованиях отмечается амбивалентный характер отношений здоровых к больным: с одной стороны, неприятие и даже враждебность, с другой — симпатия и сочувствие. В этом видятся скрытые возможности улучшения социальной интеграции инвалидов. А ведь еще в 1985 году Сусанна Яковлевна Рубинштейн в пособии «Психология умственно отсталого школьника» отмечала, что развитие личности определяют «общественные условия воспитания, конкретная историческая среда» в которой человек развивается. Если ребенок с ОВЗ воспитывается в интернатном учреждении, где при отсутствии материнского тепла есть еще и дефицит внимания, игр, необходимых занятий, то имеющиеся нарушения усугубляются.
В книге Томаса Й. Вейса «Как помочь ребенку?», описывается опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах, и говорится: «… любой ребенок проходит через период полной зависимости от своей семьи, являющейся его первым близким окружением. И все же он находится на пути к самому себе, на котором в какой-то момент отделится от семьи, поэтому родители должны, с одной стороны, осознавать семейную связь со своим малышом, а с другой — признавать за ним потенциальную исключительность, что будет способствовать его развитию».
Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показывает, что эффективность социализации и, как следствие, достойное будущее ребенка с ОВЗ, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше, чем у отданного в интернатное учреждение.Одним из важнейших факторов социализации детей с ОВЗ является подготовка общества к их принятию. Эта подготовка включает формирование соответствующих правовых основ государства, регламентирующих благоприятные условия для интеграции, формирование положительного отношения здоровых членов общества к детям с ОВЗ и приспособление среды обитания для этой категории детей.