Метод испытания с дополнительной нагрузкой
Применяют для оценки состояния организма тренированного спортсмена. Вместе с основной нагрузкой тренировки спортсмен выполняет дополнительную нагрузку.
Требования, предъявляемые к дополнительной нагрузке:
1) должна быть кратковременной;
2) должна выполняться в максимально быстром темпе или с максимальным напряжением;
3)должна быть специфической, т.е. отражать специфику вида спорта.
Виды дополнительной нагрузки
1) специфическая, т.е. свойственная спортивной специализации обследуемого. Напр., плавание (короткие дистанции) – 25 -50 м.; гимнастика – комбинация обязательных вольных упражнений;
2) неспецифическая или стандартная (15 секундный бег на месте в максимальном темпе или 20 приседаний за 30 секунд).
Метод с дополнительной нагрузкой позволяет:
1) выявить начальные признаки утомления и степень их проявления;
2) раскрыть механизмы приспособляемости организма к максимальным физическим нагрузкам;
3) оценить последовательность и правильность распределения нагрузки в частях урока, а также целесообразность её;
4) определить какие физические качества развиты достаточно, а какие недостаточно;
5) определить к каким нагрузкам спортсмен подготовлен, какие вызывают большое напряжение функций организма.
Методика проведения:
1). В покое исследуются пульс за 10 сек, АД, ЧД за 20 сек. Данные заносятся в протокол исследования (приложение 11).
2). После разминки, 1-го, 2–го и 3-го блоков основной части тренировки и после заключительной показатели измеряются в течение 1- й минуты. Затем спортсмен выполняет дополнительную нагрузку, после её окончания все показатели (пульс, АД, ЧД) изучаются на протяжении 3-5 минут, а в восстановительном периоде -
5 минут.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
приложение 1
Процент прироста пульса на 1-й минуте восстановления после выполнения физической нагрузки
пульс в покое (за 10 с) | пульс за 10 секунд 1 минуты восстановительного периода | |||||||||||||||||||||||||
приложение 2
Процент прироста АД на 1-й минуте восстановления после выполнения
физической нагрузки
ЧСС в покое (за 10 с) | АД на 1 минуте восстановительного периода | ||||||||||||||||||||||||
приложение 3
ТАБЛИЦА
для определения индекса гарвардского степ-теста (t = 3 мин)
приложение 4
ТАБЛИЦА
для определения индекса гарвардского степ-теста (t = 3,5 мин)
приложение 5
ТАБЛИЦА
для определения индекса гарвардского степ-теста (t = 4 мин)
приложение 6
ТАБЛИЦА
для определения индекса гарвардского степ-теста (t = 4,5 мин)
приложение 7
ТАБЛИЦА
для определения индекса гарвардского степ-теста (t = 5 мин)
приложение 8
Внешние признаки утомления (ВПУ)
Признак | Средняя степень | Большая степень | Чрезмерная степень |
Цвет лица | Покраснение, может быть с пятнами | Некоторая синюшность | Бледность, цианоз, землистость |
Характер дыхания | Учащенное, переходит (быстро) на дыхание через рот | Заметно учащенное, шумное | Заметная одышка, прерывистое, иногда в вынужденном положении |
Потоотделение | Умеренное | Обильное | Покрыт солью |
Движения | Нормальные | Чем больше утомление, тем больше наруше-ний координации движений |
приложение 9
ФОРМА ХРОНОМЕТРАЖА УРОКА И УЧЕТА РЕАКЦИИ ПУЛЬСА
МЕТОДОМ НЕПРЕРЫВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ
Ф.И.О. обследуемого___________________________вид спорта__________________разряд______ Дата_____
мин. сек. | и. | |||||||||||||||||||||||||||||
Порядок заполнения формы: Наблюдение ведется за одним занимающимся. Перед началом занятий у него подсчитывается пульс в покое за 10 сек. При начале урока включается секундомер и начинается непрерывное наблюдение. Если занимающийся выполняет физическую нагрузку, то в клетке соответствующей минуты и секунды ставиться +, во время отдыха ставится -,во время объяснения и показа 0, во время подсчета пульса за 10 секунд в соответствующей графе ставится полученная цифра. Подсчет пульса производится за 10 секунд после каждого упражнения или после группы упражнений, но не реже одного раза в 3 минуты. Изменения АД вносятся в соответствующие минуты.
Заключение и замечания врача по уроку ____________
Выполнение упражнений (мин)______
Объяснение и показ мин)___________
Отдых (мин)___________________________
приложение 10
ПРОТОКОЛ ВПН (метод непрерывного наблюдения)
_________________________________________________________
место проведения
1. Ф.И.О.обследуемого_____________________________________
2. Возраст______________вид спорта_______________________квалификация _____________________________________________________
3. Период тренировочного процесса__________________________
4. Исходные данные: П (пульс) за 10сек______ АД (артериальное давление)____ ПД (пульсовое давление) _____________________________
ЧД (частота дыхания) за 20 сек_________(за 1 минуту_____________)
5. Характеристика нагрузки и краткое описание упражнений в различных частях урока (тренировки).
Разминка
___________________________________________
_________________________________________________________
Основная часть
_____________________________
Заключительная.часть ___________________________________________
_________________________________________________________
6. Данные хронометража урока (тренировки):
общая продолжительность (мин.)_______________________выполнение упражнений (мин.) __________________________________________
объяснение и показ (мин.)______________________отдых и измерение показателей (мин.) ___________________________________________
моторная плотность %__________общая плотность %___________
7.Динамика исследуемых показателей и их анализ
Части урока (тренировки) Показатели | Исходные данные | После разминки | В основной части урока (тренировки) | После заключительной части | |||||||||||||||||||||||
После I части | После II части | После III части | |||||||||||||||||||||||||
минуты | минуты | минуты | минуты | Минуты | |||||||||||||||||||||||
% | % | % | % | % | |||||||||||||||||||||||
пульс (10//) | |||||||||||||||||||||||||||
АД сист. | |||||||||||||||||||||||||||
АД диаст. | |||||||||||||||||||||||||||
ПД | |||||||||||||||||||||||||||
ЧД за 20// (за 1мин) | |||||||||||||||||||||||||||
Степень утомления | |||||||||||||||||||||||||||
Время восстановления | |||||||||||||||||||||||||||
Тип реакции ССС (по сдвигам П, АД, ПД и времени восстановления) | |||||||||||||||||||||||||||
8.Оценка работоспособности, приспособляемости и восстановления испытуемого в различных частях урока (тренировки) ______________________________________________________
________________________________________________________________
9.Заключение по результатам исследования: соответствие нагрузки данного занятия функциональным возможностям организма и уровню его подготовленности по сдвигам пульса, артериального и пульсового давления, типу реакции ССС, внешним признакам и степени утомления, характеру восстановления с учетом моторной и общей плотности____ _______________
_______________________________________________________
Рекомендации по коррекции урока (тренировки) и их обоснование___________________________________________________________
_______________________________________________________
______________________________________
приложение 11
ПРОТОКОЛ ВПН (метод испытаний с дополнительной нагрузкой)
Ф.И.О.____________________________________________________Возраст__________________________
Вид спорта________________________Квалификация________________________________Спорт.стаж_________________________
Жалобы__________________________________________
П О К о й | разминка | О с н о в н а я ч а с т ь | Заключительн часть | ||||||||||||||||||||||||||||||
% | Дополнительн нагрузка 1 | 1 блок | Дополнительн нагрузка 2 | 2 блок | Дополнительн нагрузка 3 | 3 блок | Дополнительн нагрузка 4 | % | Дополнительн нагрузка 5 | ||||||||||||||||||||||||
% | % | % | % | % | % | % | % | ||||||||||||||||||||||||||
ЧСС10сек | |||||||||||||||||||||||||||||||||
АД сист | |||||||||||||||||||||||||||||||||
АДдиаст | |||||||||||||||||||||||||||||||||
АДпульс | |||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧД20сек | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Техника выполнения | |||||||||||||||||||||||||||||||||
ВПУ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Время восстан. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип реакции ССС на нагрузку | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка работоспособности, приспособляемости и восстановления испытуемого в различных частях урока (тренировки) ______________________
___________________
Заключение по результатам исследования: соответствие нагрузки данного занятия функциональным возможностям организма и уровню его подготовленности по сдвигам пульса, артериального и пульсового давления, типу реакции ССС, внешним признакам и степени утомления, характеру восстановления с учетом моторной и общей плотности_______________
____________________________________________________________