Лексический материал по тематическим циклам
На втором году обучения пассивны словарь первого года необходимо переводить в активный и больше внимания уделять дифференцированию смешиваемых понятий (когти- ногти-локти, чайная чашка- стакан- кружка, ягоды сада- леса, цветы сада- луга, одевать- надевать).
Тема «ШКОЛА»
1. Знакомство с темой (одно занятие в сентябре)
Знать, что в наше стране учатся все дети. С наступлением осени 1 сентября школьники отправляются в школу.
В школе учиться интересно. Там дети узнают обо всем, что нас окружает.
Чтобы стать рабочим, врачом, инженером, поваром, нужно много знать и уметь, многому учиться.
Для того чтобы получать в школе хорошие отметки, ребятам уже в детском саду надо научиться правильно говорить, читать, писать, считать и т.д.
2. Более углубленное изучение темы (три занятия в мае).
Познакомиться со зданием школы, назвать его части.
Познакомиться с оборудованием классной комнаты, кабинета. Найти и назвать предметы, которых нет ни в групповой комнате, ни в логопедическом кабинете детского сада.
Рассмотреть и назвать учебные принадлежности школьника, выбрать принадлежности, сходные с теми, которыми пользуются ребята детского сада, и отличные от них.
Знать, что в школе дети учатся читать, грамотно писать, считать, решать задачи. Понимать, что учеба в школе –большой и нелегкий, но интересный труд.
Знать, что детей в школе учит учитель(учительница), что ученики соблюдают определенные правила (урок, перемена)[4]
Активный словарь | Пассивный словарь |
Имена существительные | |
Школа, здание, крыльцо, вход, коридор, классная комната, кабинет, туалет, столовая, библиотека, этаж, лестница, спортивный зал, парта, доска, мел, указка, портфель, ранец, рюкзак, учебник, тетрадь, пенал; ручка, карандаш, линейка, ластик, ученик, ученица, школьник, школьница, урок, перемена, звонок, букварь, дежурный | Вестибюль, гардероб, мастерская, актовый зал, дневник, подросток, отличник, отличница, компьютер, калькулятор, журнал, принадлежность |
Глаголы | |
Учить, учиться, читать, писать, считать, рассказывать, спрашивать, отвечать, трудиться, лениться, рисовать, петь, слушать, отдыхать, чертить, брать, сдавать (книги) | Сдавать, возвращать |
Имена числительные | |
Количественные и порядковые от 1 до 10 | |
Имена прилагательные | |
Большой, светлый, чистый, грязный, широкий, узкий, умный, добрый, школьный, классный, учебный, веселый, грустный, ленивый, трудолюбивый, неряшливый, старый, молодой, опрятный, плохой, хороший, отличный | Строгий, справедливый, прилежный, старательный, парадный |
Наречия | |
Хорошо, плохо, отлично, легко, трудно, лениво, опрятно, внимательно, громко, тихо, быстро, медленно | Старательно |
Тема «ЦВЕТЫ САДОВЫЕ И ЛУГОВЫЕ»
Знать, что в саду , кроме фруктов и ягод, выращивают цветы. Цветы растут на клумбах. За цветами ухаживает садовник. Цветут цветы весной и летом. Осенью они вянут, сохнут.
Запомнить названия самых распространенных садовых цветов, узнавать их в натуральном виде и на предметных картинках.
Знать части цветка (растения), называть основные цвета и оттенки.
Понимать отличие садовых цветов от дикорастущих.
Активный словарь | Пассивный словарь |
Имена существительные | |
Сад, клумба, цветок, растение, корень, стебель, листья, бутон, лепесток, серединка, запах, букет, ваза, газон, тюльпан, нарцисс, пион, роза, астра, ирис, ромашка, мак, парк, семена, шипы, жених, невеста, памятник | Аромат, гладиолус, ие.ибудк.1, хризантема, георгин, анор |
Глаголы | |
Расти, цвести, расцветать, распускаться, пахнуть, ухаживать, сажать, сеять, поливать, дарить, срезать | Благоухать, возлагать |
Имена прилагательные | |
Красивый, приятный, нежный | Ароматный |
Наречия | |
Красиво, приятно |
Тема: «ЯГОДЫ САДОВЫЕ И ЛЕСНЫЕ»
Знать, что, кроме фруктов, и саду растут ягоды. Ягоды растут на кустах и на грядках. Кусты в саду удобряют. Брызгают раствором от вредителей.
Запомнить названия садовых ягод, узнавать их на предметны картинках. Называть цвет ягод по предметным картинкам и по представлению, уметь сравнивать ягоды по цвету и другим признакам.
Знать части ягодного куста.
Понимать различие садовых ягод и дикорастущих.
Из ягод варят варенье, компот, сок, кисель, их сушат, они очень полезны.
Активный словарь | Пассивный словарь | |
Имена существительные | ||
Ягоды, малина, смородина, крыжовник, ежевика, земляника, клубника, виктория, виноград, куст, корень, ветка, лист, цвет, плод, корзина, гусеница, вредитель, насекомые, удобрение, раствор, черника, клюква, витамины | Лукошко, костяника, голубика, брусника | |
Глаголы | ||
Сажать, ухаживать, поливать, брызгать, собирать, срывать, расти, цвести, поспевать, краснеть, чернеть, белеть, варить, сушить, заготавливать, выдергивать | Удобрять, зреть, консервировать | |
Имена прилагательные | ||
Красный, черный, белый, голубой, синий, зеленый, мелкий, крупный, мягкий, твердый, круглый, продолговатый, овальный, вредный, полезный, малиновый, смородиновый, виноградный, клюквенный, земляничный, ежевичный, черничный, клубничный, кислый, сладкий, вкусный, высокий, низкий, полный, пустой | Брусничный, дикорастущий, крыжовниковыи | |
Наречия | ||
Быстро, медленно, высоко, низко, вредно, полезно | ||
Тема: «БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ»
Знать, что холодильник, телевизор, радиоприемник и т.д. к мебели не относятся. Это приборы, которые помогают человеку. Они работают с помощью электричества. Электрический ток идет по проводам, трогать провода и розетки опасно.
Активный словарь | Пассивный словарь |
Имена существительные | |
Холодильник, телевизор, пылесос, радиоприемник, магнитофон, видеомагнитофон, часы, будильник, утюг, плитка, лампа, мясорубка, самовар, стиральная машина, швейная машина, выключатель, абажур, люстра, экран, шнур, мотор, стрелка, градусник | Полотер, кофемолка, компьютер, соковыжималка, миксер, бра, светильник, плафон, циферблат, термометр, вилка, розетка, вентилятор |
Глаголы | |
Хранить, смотреть, слушать, чистить, гладить, светить, показывать, будить, звенеть, греть, рубить, варить, стирать, шить, измерять, помогать, включать, выключать, морозить, замораживать | Охлаждать, освещать, разогревать, выжимать, молоть, взбивать, засасывать (пыль) |
Имена прилагательные | |
Большой, маленький, красивый, прямоугольный, круглый, овальный, длинный, короткий, высокий, низкий, интересный, холодный, горячий, прохладный, новый, старый, тяжелый, электрический, гладкий, блестящий, дорогой, металлический | |
Наречия | |
Полезно, вредно, приятно, неприятно, громко, тихо, светло, темно, опасно, холодно, чисто, грязно, жарко, прохладно |
Тема: «ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ И ЖАРКИХ СТРАН»
Упомнить названия и узнавать на предметных картинках распространенных животных холодных и жарких стран.
Называть характерные внешние признаки животных, их повадки, чисти тела.
Образовывать названия детенышей от названий взрослых животных.
Познакомиться с условиями жизни животных и их способностью приспосабливаться к этим условиям (добывать пищу и спасаться от врагов).
Активный словарь | Пассивный словарь |
Имена существительные | |
Север, юг, медведь, олень, песец, морж, тигр, пингвин, лев, жираф, зебра, крокодил, слон, черепаха, обезьяна, шерсть, шкура, морда, пасть, клыки, хобот, рога, хвост, тюлень, льдина, кенгуру, змея, бананы, добыча, грива, жало, когти, копыта, охота, засада, водопой, хищник | носорог, бегемот, бивни, панцирь, джунгли, лианы, страус, Индия, Африка, Север, пустыня, заросли, ласты |
Глаголы | |
Ходить, бегать, прыгать, висеть, нестись, мчаться, ползать, набрасываться, спасаться, плавать, носить, добывать, хватать, рычать, реветь, убегать, кричать, прятаться, лазить | Визжать, трубить |
Имена прилагательные | |
Хищный, злой, голодный, дикий, сердитый, мохнатый, белый, северный, пушистый, неуклюжий, толстый, огромный, озорной, острый, крепкий, твердый, жирный, длинный, короткий, полосатый, опасный, осторожный, забавный | Ветвистый, сумчатый, пятнистый, юркий |
Наречия | |
Быстро, медленно, далеко, близко ловко, незаметно, высоко, низко холодно, жарко, опасно, осторожно | Стремительно, тяжеловесно |
Тема: «НАША РОДИНА»
Знать, что мы живем в большой стране, которая называется Россия. Это наша Родина. Родину надо любить и защищать, стараться делать ее краше и богаче.
В России много разных городов, а главный город — Москва. Это столица нашей Родины. В Москве работают Правительство и Президент.
Познакомить детей с гербом, флагом, гимном России.
Активный словарь | Пассивный словарь |
Имена существительные | |
Страна, Родина, Россия, город, флаг, Москва, Кремль, природа, красота, мир, народ | Герб, гимн, столица, Красная площадь, Правительство, Президент, богатство |
Глаголы | |
Работать, беречь, защищать, гордиться, любить, строить, бороться, трудиться, учиться | Создавать, приумножать |
Имена прилагательные | |
Большой, красивый, русский, главный, гордый, мирный, богатый, сильный | Разнообразный, многонациональный |
Тема: «ПОЧТА»
Знать, как люди пользуются разными формами связи: почтой, телеграфом, телефоном, радиосвязью.
Знать названия основных почтовых отправлений. Иметь представление о работе почтальона и о том пути, который проходят письма, прежде чем попадут к адресату.
Знать, что нужно иметь, чтобы написать письмо.
Активный словарь | Пассивный словарь |
Имена существительные | |
Почта, письмо, открытка, марка, конверт, телеграмма, почтальон, адрес,город, деревня, улица, номер, дом, квартира, фамилия, имя, отчество, телефон, поезд, самолет, пароход, сумка, газеты, журналы, посылка, деньги, мешок, ящик (почтовый), вагон, поздравление, ответ | Телеграф, радиосвязь, рация, пейджер, бандероль, перевод, сообщение, бланк, расстояние, адресат, отправитель, телеграфистка, телефонистка |
Глаголы | |
Писать. посылать, отправлять, заклеивать. опускать, вынимать, упаковывать, увозить, привозить, распаковывать, разбирать, разносить, приносить, читать, отвечать, звонить, получать, продавать, покупать, ждать | Сортировать, телеграфировать, принимать, обеспечивать |
Имена прилагательные | |
Почтовый, важный, долгий, быстрый, поздравительный, приятный, тяжелый, бумажный | |
Наречия | |
Быстро, долго, трудно, тяжело, правильно, четко, приятно, важно |
Тема: «ИНСТРУМЕНТЫ. ОРУДИЯ ТРУДА»
Знать названия и назначение наиболее часто используемых инструментов и орудий труда. Знать, люди какой профессии пользуются теми или иными инструментами и орудиями труда. Уметь пользоваться некоторыми из них.
Знать названия и различать звучание некоторых музыкальных инструментов.
Активный словарь | Пассивный словарь |
Имена существительные | |
Инструменты, молоток, топор, клещи, щипцы, гвоздь, шляпка, пила, ключ, лопата, отвертка, шуруп, доска, бревно, столяр, плотник, ножницы, иголка, наперсток, швейная машина, швея, портниха, градусник, лекарство, халат, шприц, врач, медсестра, грабли, лейка, садовод, бак, половник, сковорода, противень, повар, стиральная машина, стиральный порошок, утюг, прачка, пианино, скрипка, дудочка, металлофон, гармошка, баян, труба, музыкант | Ножовка, напильник, рубанок, лезвие, рояль, аккордеон, пианист, скрипач, композитор, оркестр |
Глаголы | |
Играть, звучать, петь, сочинять, исполнять, забивать, пилить, завертывать, отвертывать, вытаскивать, копать, рубить, чинить, строить, ремонтировать, шить, кроить, лечить, измерять, поливать, сгребать, варить, жарить, печь, разливать, наливать, стирать, гладить, радовать, ухаживать | Наслаждаться, любоваться |
Имена прилагательные | |
Острый, тупой, ловкий, умелый, аккуратный, чистый, грязный, больной, здоровый, добрый, приятный, крепкий, металлический, деревянный, стеклянный, музыкальный | Искусный, мастеровой |
Наречия | |
Ловко, умело, аккуратно, красиво, чисто, приятно, весело, грустно, вкусно |
Тема: «РЕКА. РЫБЫ»
Знать, что в реке живут рыбы. Называть самых распространенных из них, называть части тела рыб. Знать и называть основные действия рыб: плавают, ловят ртом корм, клюют приманку.
Дома рыбы живут в аквариуме. За ними надо ухаживать. Уметь сравнивать реку, ручей, пруд, озеро.В реках, прудах, озерах, болотах живут также лягушки, раки, улитки, ужи.
Активный словарь | Пассивный словарь |
Имена существительные | |
Река, ручей, пруд, озеро, болото, щука, лещ, окунь, карась, плавник, хвост, жабры, чешуя, туловище, лягушка, уж, жаба, улитка, рак, сом, удочка, поплавок, приманка, черви, корм, аквариум, сачок, рыбак, рыболов, уха, икра, усы, молоки, головастик, берег, дно | Водоросли, тина, ил, удилище, леска, сети, снасти, клешни, трясина |
Глаголы | |
Плавать, ловить, клевать, кормить, квакать, прыгать, ползать, прятаться | Пятиться, извиваться, вилять (хвостом) |
Имена прилагательные | |
Красивый, блестящий, скользкий, быстрый, глубокий, мелкий, широкий, узкий, прозрачный, круглый, прямоугольный, длинный, полезный, терпеливый | Извилистый |
Наречия | |
Быстро, ловко, трудно, интересно, терпеливо, глубоко, мелко, медленно |
Тема: «ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ. ГРИБЫ»
Знания детей расширяются и дополняются знакомством с грибами. Дети должны знать, что грибы бывают съедобные и несъедобные, ядовитые; запомнить их распространенные названия.
Активный словарь | Пассивный словарь |
Имена существительные | |
Гриб, белый (боровик), подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, масленок, мухомор, поганка, шляпка, ножка, корзинка, нож | Грибница, лукошко |
Глаголы | |
Расти, прятаться, искать, находить, срезать | |
Имена прилагательные | |
Съедобный, несъедобный, ядовитый, толстый, тонкий, круглый, красный, красивый, коричневый, желтый, белый, скользкий, соленый, вареный, жареный, полный, пустой, грибной, вкусный | Консервированный, маринованный |
Наречия | |
Трудно, легко, тяжело, красиво, вкусно, осторожно |
Примерное перспективное тематическое планирование работы учителя- логопеда
Тема, цель изучения | Расширение словарного запаса. Развитие словообразования | Закрепление правильного употребления грамматических категорий | Развитие самостоятельной речи | Развитие психических процессов |
1 период | ||||
«Человек. Мое тело». Повторение и обобщение знаний и навыков, сформированных в 1-й год обучения, на более речевом материале (3 занятия) | Перевод пассивной лексики первого года в активную. Уточнение малоупотребительных слов по теме (ноздри и др.). Дифференциация понятий: тело — туловище, брови —ресницы, ногти — когти — локти, нос — клюв — хобот — пятачок, ноги — лапы и др. Подбор антонимов: левый - правый, вверху - внизу, впереди - сзади, длинный - короткий, румяный- бледный, темны- светлый, быстро- медленно, громко — тихо. Знакомство с многозначностью слов: спинка, ручка | Трудные случаи словоизменения: лоб - лбы - на лбу - со лба - лбов, рот - рты - во рту. - изо рта - ртов, ухо - уши -- в ухе - ушей глаз - глаза - много глаз. Согласование этих существительных с числительными один, два, пять и наречием много. Закрепление родовой принадлежности существительных: мой, моя, мое; один — одна, два — две. Употребление в речи глаголов в разных временных формах: что делать? что делает? что делал? что будет делать? | Заучивание доступных потешек, загадок, стихов. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны». Выборочный пересказ диалога в лицах (дедушка и внук). Соблюдение повествовательной и вопросительной интонаций в диалоге | Развитие пространственной ориентировки в строении собственного тела. Формирование представлений о направлении в пространстве: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, слева — направо. Закрепление представлений о соотношении части и целого. Развитие слухового внимания и памяти |
Дифференциация нейтральных и уменьшительных существительных. Активизация предметной и глагольной лексики по теме. Введение в активную речь пространственных наречий | Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными сказуемыми (Глазами мы смотрим и видим). Формирование навыка правильного построения предложения с обращением (Алеша, смотри, у мальчика во рту свисток). Практическое употребление конструкции сложноподчиненного предложения с союзом чтобы | |||
«Предметы гигиены». Развитие интереса к логопедическим занятиям (3 занятия) | Дифференциация понятий: мыть –купать- стирать - вытирать. Закрепление навыка слово образования с помощью приставок: лить - наливать - выливать, мыть - вымыть - смыть причесать - расчесать, | Трудные случаи словоизменения: (чем?) мылом, полотенцем, платком, водой, щеткой, пастой... Закрепление понимания одушевленности и неодушевленности. Самостоятельная постановка вопросов: | Повторение стихов и потешек из программы первого года обучения. Заучивание наизусть стихотворения С. Капутикян | Закрепление представлений о соотношении части и целого (сутки). Развитие временных представлений. |
Подбор антонимов: день — ночь, утро — вечер, чистый — грязный и др. Введение в самостоятельную речь детей понятий сутки, части суток: утро, день, вечер, ночь. Образование прилагательных от существительных: мыло — мыльная (пена), нос — носовой (платок), туалет — туалетное (мыло), рот — ротовой (выдох), зубы — зубная (щетка). Образование однокоренных слов: мыло — мыльница, мылить, намыливать, мыльная, мыльце; вода — водичка, водица, водный, водопровод. Знакомство с многозначностью слова кран | Согласование прилагательных с существительными единственного числа в творительном падеже без предлога: носовым платком. Личная и возвратная формы глагола: моет — моется. Закрепление понимания завершенности и незавершенности действия: мыл — вымыл, вытирает — вытер. Закрепление навыка употребления простого предложения с однородными членами. Союз и при однородных членах предложения (Таня вымыла кукле голову, шейку и ушки). Закрепление навыка построения сложного предложения с союзом чтобы (Я возьму зубную щетку и пасту, чтобы чистить зубы) | Дидактическая игра «Поездка в деревню» (Я возьму с собой расческу, чтобы расчесывать волосы). Составление рассказа по сюжетной картинке «Игра с куклой» с использованием готового плана | Закрепление пространственного ориентирования в конкретной ситуации (по отношению к себе и собеседнику) | |
2 период | ||||
«Посуда. Столовые приборы». Продолжить работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными (2 занятия) | Уточнение и активизация словаря по теме. Дифференциация понятий: кухонная — столовая — чайная, чашка — стакан — кружка — бокал — банка, класть — ставить — вешать. Закрепление представлений о соотношении части и целого (чайник — стенки, дно, ручка, носик, крышка). Продолжение работы по ознакомлению с многозначностью слов (носик, ручка, ножка, дно). Введение в активную речь сложных слов (скороварка, самовар и т.д.). Образование относительных прилагательных (стекло — фарфоровый и др.) Активизация в речи глаголов (уход за посудой: мыть, чистить, беречь, сушить, выбирать) и наречий (чисто — грязно, сухо— мокро, бережно, осторожно, аккуратно и др.) | Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кувшин — кувшинчик, ведро — ведерко). Образование и употребление существительных с суффиксами -иц-, -ник-(салатница, салатник). Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах (из фарфоровой чашки, в глубокую тарелку). Согласование существительных с числительными (одно блюдце, два блюдца, пять блюдец). Практические упражнения в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (много тарелок, чашек, кувшинов, стаканов, ножей, кастрюль; дно — донья, много доньев). Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (класть — положить, ставить — поставить, сушить — высушить). Адекватное употребление в речи предлогов в — из, на — с (со), под — из-под, без. Закрепление и активизация в практических упражнениях и в речи детей всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде обучения | Заучивание коротких стихов и потешек с движениями типа «Мыть посуду сам люблю...». Составление загадок о предметах посуды по называнию их частей. Составление рассказов-описаний (по выбору: с опорой на таблицу или без нее). Составление рассказа по сюжетной картинке типа «За обедом» (см. «Русский язык в картинках», ч. 1, с. 85).Составление рассказа по серии картинок «Мячик» (см. «Дидактический материал по исправлению произношения у дошкольников»Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой) | Развитие зрительного и слухового восприятия. Закрепление понятия о частях рассказа, деление рассказа-описп пня на части (словесно-логическое мышление). Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнение, обобщения. Развитие наблюдательности |
«Продукты питания». Развивать словообразовательную функцию речи (2 занятия) | Подбор однокоренных слов (хлеб — хлебушко, хлебный, хлебница, хлебцы, хлебороб; соль — солить, соленый, солонка). | Согласование прилагательных с существительными единственного и множественного числа во всех падежах. | Составление сложных предложений со значением противопоставления (союзы а, но; сначала а потом...) | Развитие творческих способностей в выборе содержания и использовании речевых средств |
Активизация в речи антонимов (горький — сладкий горячий — холодный, соленый — пресный). Упражнения в образование относительных прилагательных и употреблении их в речи (хлебный, грибной и т.д.). Обозначение словом различных свойств и качеств продуктов (полезный, вкусный, аппетитный, ароматный). Формирование умения образовывать сравнительную степень прилагательных (сладкий — слаще, вкусный — вкуснее, кислый — кислее, горячий — горячее). Развитие понимания словосложения как способа образования новых слов (кислосладкий, свежемороженый) | категорий Самостоятельная постановка вопросов: что это? кто это? что делает? какой? какая? какое? какие: Выделение в составе предложения слов-действий и слов-признаков. Графическая схема предложения. Составление предложений с несклоняемыми существительными (кофе, какао меню). Дифференциация вопросов чем? — с чем? (вилкой, ножом — с хлебом, с маслом). Знакомство с формой родительного падежа существительных в значении частичности объекта (стакан молока, чашка чая(ю), кусочек сахара(у), ведро воды) | Совершенствование разговорно-диалогической речи (игры-диалоги «Маленькая хозяйка»). Составление конц. рассказа «Мама готовит обед». Составление рассказа по картинкам на фланелеграфе «Магазин "Продукты"» | при составлении рассказов. Развитие перцептивных способностей детей (вкус, обоняние, осязание, зрительное восприятие) | |
3 период | ||||
«Сложные слова» (на материале пройденных лексических тем). Обобщение и закрепление полученных сведений о словосложении как способе образования новых слов (2 занятия) | Активизация в речи детей сложных существительных и прилагательных: носорог, рыболов, пароход, листопад, самолет, трубочист и др.; быстроногий, длинноногий, красногрудый, светло-, темно-, рыжеволосый, голубоглазый и др. | Составление словосочетаний типа рыбу ловит — рыболов, снег падает — снегопад, сады разводит — садовод. Составление предложений описательного характера о сверстниках, о маме (У Димы светлые волосы. Он светловолосый. У моей мамы голубые глаза. Она голубоглазая). Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление понимания процесса сложения корней двух слов в одно слово | Заучивание коротких стихов, отрывков со сложными словами (самолет, водопроводчик и др.). Пересказ рассказа «Все работают» с творческим заданием (замена второстепенных персонажей с использованием словосочетаний типа длинноухий заяц, красногрудый снегирь, быстрокрылая ласточка, голубоглазая девочка и т.д.). Построение связных высказываний о своей маме по собственным рисункам-портретам | Развитие языкового чутья. Развитие вербального запоминания и припоминания. Развитие творческого воображения. Развитие положительных эмоций |
Содержание работы воспитателя по подготовке детей к логопедическим занятиям