Основные проблемы психолого-педагогического характера
Личностного плана:
o сильная, на грани болезненности впечатлительность;
o чрезмерная возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью;
o болезненная нерешительность, мнительность, постоянные сомнения в правильности своих действий и поступков;
o в случае эмоциональных перегрузок сильно выраженные эмоциональные реакции;
o агрессивность;
o склонность к разного рода зависимостям (например, никотиновой);
o склонность к чрезмерному фантазированию.
Интеллектуально-познавательного плана:
o недостаточность произвольности и опосредованности внимания и памяти;
o низкий уровень вербальных типов мышления;
o низкая общая культура речи;
o неустойчивость и низкий уровень учебной мотивации.
Рекомендации для педагогов СШ:
Для установления продуктивных взаимоотношений педагогу необходимо в первую очередь предпринять определённые усилия, направленные на понижение уровня агрессивности подростка, а именно:
1. Не следует чрезмерно реагировать на гневную реакцию ребёнка. Гнев рождает гнев. Спокойно с невозмутимым лицом подтвердите его чувство сильного раздражения.
2. Не покидайте ребёнка, когда он теряет над собой контроль, находитесь рядом.
3. Успокойтесь сами, выждите время. На высоте гнева не удаётся ни выслушать ребёнка, ни хорошо подумать.
4. Позже в спокойной беседе попытайтесь выяснить сущность проблемы. Обсудите с ребёнком, какие проявления или признаки он обнаруживает перед приступом гнева. Подумайте вместе, как успокоиться до начала приступа ярости.
5. Свои требования к ребёнку предъявляйте только один раз и не ворчите, не переставая.
6. Подростку необходима уверенность, что вы считаетесь с его мнением. Вовлекайте его в решение проблем и предоставляйте больше свободы и ответственности при выполнении поручении, в любой деятельности.
7. Поощряйте ребёнка, ему важно услышать, что он поступает правильно. Демонстрируйте принятие. Не заставляйте ребёнка испытывать чувство стыда и вины за свой приступ ярости.
8. Избегайте выставлять ребёнка перед присутствующими в невыгодном свете.
9. Подросток должен чувствовать, что контролирует всё с ним происходящее, что он нужен близким людям и способен им помочь. Гнев – сигнал о том, что он не имеет подобной уверенности, поэтому не пренебрегайте систематической работой с отцом мальчика.
Рекомендации школьному психологу:
Работа психологической службы СШ должна быть направлена на оптимизацию состояния и динамики следующих психологических особенностей развития личности подростка, являющихся показателями психического и психологического здоровья:
а) характера общения со сверстниками и взрослыми;
б) уровня освоения средств общения;
в)уровня овладения способами регуляции эмоциональных состояний;
г) особенностей мотивации и освоения «стратегии преодоления трудностей»;
д) индивидуально-типологических особенностей;
е) особенностей самосознания.
Работа психолога по снижению уровня агрессивности подростка должна проводиться в трёх направлениях:
I. Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева.
II. Обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
III. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Рекомендации родителям:
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребёнка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после ситуации эмоционального напряжения.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей, для чего не стесняться делиться с ребёнком своими чувствами и переживаниями.
8. Учить сочувствовать и сопереживать.
9. Подавать пример выдержанного реагирования в конфликтных ситуациях. Демонстрировать умение поддерживать общение. При ошибках иметь мужество признать их.
10. Учить брать на себя ответственность.
11. Поощрять занятия командными видами спорта, при этом ориентировать на заинтересованность в самой игре, выработке ловкости, чувства команды, а не просто в выигрыше.
12. Нужно сформировать у ребёнка привычку во второй половине дня и перед отходом ко сну рассказывать вам, что плохого и хорошего было сегодня, что он хотел бы изменить.
13. Необходимо научиться разделять с сыном удачи и неприятности, рассказывая о своих проблемах в том же возрасте.