Разработка ментальных карт

Ментальная карта или, по-другому, интеллект-карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Радиантное мышление (от «радианта» – точки небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока) относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы требовалось решать разнообразные интеллектуальные задачи. Для разработки ментальных карт может быть выбран вопрос семинарского занятия.

Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

а) объект изучения кристаллизован в центральном образе;

б) основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

в) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

г) ветви формируют связанную узловую систему.

Рекомендации по составлению интеллект-карты:

- Устраняйте ментальные блокады.

- Добавляйте пустые линии.

- Задавайте себе вопросы.

- Дополняйте карту рисунками.

- Всегда помните о безграничной ассоциативной способности вашего мозга.

- Совершенствуйте достигнутое.

- Пересматривайте свою интеллект-карту.

- Проверяйте свою способность к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте.

Пример интеллект-карты, составленной Ланой Израэл для экзамена по истории из книги Тони Бьюзен «Супермышление».

Разработка ментальных карт - student2.ru

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Характеристика базовых понятий современной науки.

2. Общее понятие о категории. Философия и общенаучные категории.

3. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.

4. Получение нового знания как важнейшая цель научной деятельности. Новизна как характеристика научного исследования. Новое знание в педагогике.

5. Тенденции развития образования в мире в XXI в.

6. Проблема интерпретации базовых педагогических категорий в современном образовании.

7. Становление и развитие человека: общая характеристика.

8. Актуальность научной проблемы становления человека как субъекта образования.

9. Человек как цель образования.

10. Развитие и образование. Становление и образование. Формирование и образование.

11. Проблема согласования и выбора педагогических теорий, концепций, идей в процессе образования человека.

12. Педагогические парадигмы. Полипарадигмальность как парадигма современной педагогики.

13. Инновационные формы и технологии обучения и проблема их продуктивности в современном образовании.

14. Синергетические принципы организации образовательного процесса.

15. Понятия «собственность» и «труд» в их педагогическом аспекте.

16. Интеграционные процессы в современном образовании.

17. Идеи гражданственности и особенности их отражения в образовании в целях воспитания.

18. Человек свободы и роль образования в решении проблемы становления человека как свободного.

19. Наука и религия: проблемы и особенности взаимодействия в образовательных процессах.

20. Сравнительный анализ дидактики информационного общества и дидактики общества индустриального.

21. Проблема управления информационными потоками образовательной организации.

22. Способы познавательной деятельности с целью развития системного мышления.

23. Мышление в рамках непрерывной логики: сущность феномена и возможности его развития в процессе образования.

24. Характеристика инновационных технологий обучения как «переживания практического опыта».

Наши рекомендации