Или равенство

Регулирование взаимоотношений между полами — достаточно трудная задача в эпоху, когда у ребенка в качестве родителей мо­гут оказаться две мамы и ни одного папы, бабушка и дядя или три папы и мама. Именно так развиваются семейные отношения в за­падном мире, если так легче вести хозяйство, если родители го­мосексуальны или кто-то из них сидит в тюрьме и др. Считается, что нельзя концентрировать внимание детей на образе полной се­мьи как на образце «ячейки общества»; в реальной жизни он мо­жет воспитываться совсем по-другому. Есть семьи, разнообразные по составу, с приемными детьми, причем не обязательно в слу­чае, если пара или одинокий человек не может иметь детей, а просто потому, что если ты достаточно обеспечен, то в состоянии воспитать по крайней мере одного, а то и нескольких детей. При­нято рассказывать детям об их настоящих генетических родителях, вывешивать их фотографии, наносить им визиты. Большинство се­мей, имеющих детей, по-прежнему традиционные и полные, од­нако рекомендуется воспитывать девочек и мальчиков одинаково: дети не только видят равную заботу о себе со стороны матери и отца, но и играют в одинаковые игрушки и игры, так что не по­ощряется ни демонстрация силы и агрессивности у мальчиков (не­избежное следствие воспитания мужественности), ни слабости и покорности у девочек (являющихся обратной стороной воспита­ния пресловутой женственности).

Рост, сила и вес во всех обществах считаются особенно важны­ми для мальчиков; те, кто отстает в этом от других, становятся более чувствительными, ранимыми. Во всех культурах девочек учат быть сдержанными в своем поведении: если они носят юбку, то очень многие вещи им просто недоступны. Девочек считают, как





правило, более слабыми интеллектуально и физически, им пред­писывают карьеру, подчас намного ниже их интеллектуальных возможностей; в то же время от мальчиков ждут достижения высо­ких результатов, хотя на самом деле различия такого рода между полами отсутствуют. Во всех обществах традиционного типа детей учат стыдиться проявлений, якобы несвойственных их полу, что для многих оказывается грубым нарушением их личностного раз­вития.

Принципиальное разделение человечества на мужчин и жен­щин не обошло стороной и язык. Не во всех языках есть категория рода, а если и есть, то объем ее применения различен (ср. отсут­ствие в финском разделения личного местоимения третьего лица на он и она; в английском категории рода у существительных; в немецком — обязательно указывается пол при указании на про­фессию или социальную принадлежность, в том числе и во мно­жественном числе).

В некоторых исследованиях рассматривается разница в употреб­лении английского языка девочками и мальчиками и по отноше­нию к девочкам и мальчикам (именно такая последовательность -сначала девочки, а потом мальчики — сейчас общепринята в на­учном мире). Это значит, что, опираясь на некоторые объектив­ные данные о физиологических, психологических, культурно-ис­торических и педагогических различиях между полами, пытаются показать, какие дискриминационные по признаку пола тенден­ции проявляются в воспитании и образовании детей, насколько объективны половые различия, связано ли неравенство с языком, с поведением конкретных людей или оно традиционно.

Ко времени поступления в школу девочки и мальчики уже зна­ют о том, как по-разному следует разговаривать, будучи девочкой или мальчиком; как по-разному нужно обращаться к другим де­вочкам или мальчикам; как говорить о них. Приобретение знаний подобного рода продолжается в течение школьной жизни и позже. В разных странах мира проводились эксперименты, показываю­щие, что общение взрослого с младенцем меняется в зависимости от того, кто младенец по полу: девочка или мальчик. Воспитание отношения к своему полу начинается с рождения и передается речевыми средствами; определенные типы высказываний семан­тически уместны в устах женщин, но не подобают мужчинам и т. д. Ожидания индивидуума и окружающих его людей, связанные с его полом, накладывают отпечаток на употребление тех или иных речевых оборотов. Общераспространенным является мнение о том, что мужчины говорят более требовательным и громким голосом, что их речь более уверенна, воинственна, авторитарна, агрессив­на, выражает силу и стремление к доминированию. Мужчины бы­стрее переходят к сути, при разговоре раскачиваются и отклоня­ются назад, пользуются сленгом, прибегают к юмору. Женщины,

напротив, пользуются более широким диапозоном тембров голо­са, их речь быстрая, ровная, гладкая. Они чаще улыбаются, когда говорят, более внимательны к собеседнику, открыты, откровен­ны, воодушевлены, эмоциональны, выражаются ясно, граммати­чески правильно, вежливо. В выражении мыслей участвуют руки и лицо; женщины сообщают много подробностей, говорят много, болтают, иногда о тривиальных вещах и ерунде. В дошкольном воз­расте такие стереотипы еще не сформированы, но к 11 годам дети готовы высказать оценки, сходные с оценками взрослых. В истори­ческих документах можно обнаружить целый ряд предписаний на­счет правильного употребления речи мужчинами и женщинами. Традиционно дискриминация женщин распространялась и на от­ношение к их речевой способности.

В некоторых исследованиях особенностей речевого общения показано, что мужчины перебивают чаще, чем женщины; женщи­ны чаще пользуются косвенными способами выражения мысли (например, косвенными вопросами) и чаще поддерживают собе­седника короткими репликами типа: угу, гм, да. Однако в других работах показано, что разнообразные проявления неуверенности или сочувствия связаны с контекстом, с ситуацией беседы, с со­циальным положением собеседников, а не с их полом. Интерес­ные этнические различия связаны со способами обращения к муж­чинам, женщинам, мальчикам, девочкам в разных культурах. Для многих языков существенно также обобщенное наименование муж­чин и женщин (некто — он и она; унификация родов во множе­ственном числе, в обращении к аудитории), употребление жен­ского рода для выражения негативного отношения (директорша звучит хуже, чем директор применительно к женщине; высказы­вание «Он — болтушка» наносит мужчине двойное оскорбление) и т. п. Усваивая определенные языковые нормы как стандарт пове­дения, дети включаются в существующее в обществе социальное разделение по признаку пола.

Если считать, что целью воспитания является равноправие, в том числе и равноправие полов, то использование языка в обучении долж­но быть урегулировано. Учитель как лицо, находящееся над группой детей, несет особую ответственность за свою речь.

Обычно учителя стараются поощрять говорить мальчиков боль­ше, чем девочек, обращают на них повышенное внимание, про­щают им то, что не простили бы девочкам. По мнению учителей и учеников, мальчики обладают своеобразной индивидуальностью. Мальчики выкрикивают ответы в восемь раз чаще девочек. Девоч­ки и мальчики сидят обычно раздельно и стараются при работе в группах придерживаться разделения по полу, а если есть выбор, то и тема работы выбирается соответственно. Мальчики часто обижа­ют девочек; в классе и на улице они занимают больше места, чем девочки; во время практических работ девочки совершают больше

черновой работы, чем мальчики. Темы и материалы для обсужде­ния часто выбираются так, чтобы поддержать интерес мальчиков. Характерно, что учителя игнорируют эти различия, и даже тогда, когда мальчики в действительности говорят больше девочек, ду­мают, что девочки активнее. В таких предметах, как естественные науки, программирование, дизайн, технология, девочки уступа­ют мальчикам. Учителя-женщины сами иногда становятся объек­том критики, если не травли со стороны мальчиков. Если на дево­чек не обращать внимания, то они держатся в тени, а если не обращать внимание на мальчиков, то они стремятся привлечь к себе внимание, нарушая дисциплину.

При анализе исследований такого рода всегда возникает воп­рос, насколько их авторы привносят свои собственные предрас­судки в толкование событий; насколько структурирован экспери­мент; учтен ли контекст беседы; все ли типы интеракций рассмат­ривались (не было ли выбора по тематически обусловленному прин­ципу). Более детальное изучение реально происходящей в классе коммуникации показывает, что такая обстановка, при которой между общающимися возникает и поддерживается неравноправие по признаку пола, создается всеми участниками общения — де­вочками, мальчиками и учителями.

Речевые характеристики индивидуума зависят от его самоиден­тичности. Поведение в группе складывается как результат собствен­ных действий и действий остальных ее членов. Чтобы быть оценен­ным всеми положительно, нужно быть и активным слушателем, и активным говорящим, предлагать конструктивные идеи и видеть, как можно положительно развивать предложения, вносимые ос­тальными. Девочки более социально активны, в большей степени, чем мальчики, готовы поддержать остальных, но учителя склонны судить об их участии в дискуссии суровее, чем об участии мальчи­ков. Если учителя ставят перед собой задачу воспитать истинное партнерство в общении и обучать способам положительного веде­ния дискуссии всех учеников, то они должны показывать все ва­рианты стратегий и девочкам, и мальчикам.

При анализе печатной и иной продукции, предназначенной детям, установлено, что подавляющее большинство героев книг, журна­лов, фильмов и т.д. — существа мужского пола; они более актив­ны, участвуют в большем количестве приключений и разных дел, уезжают дальше от дома... Существа женского пола играют, как правило, второстепенную роль. Они пассивны, зависимы, им нужно помогать, их нужно спасать; их занятия ограничиваются в основ­ном работой по дому, по хозяйству.

В учебниках часто не говорится о позиции и роли женщины в обществе; их вклад в общественную жизнь не признается или не­дооценивается. Однако нельзя — и вредно — не принимать во вни­мание опасность непредставленности женского опыта, женского

взгляда на вещи, женских персонажей в учебных пособиях. В пос­ледние годы ситуация несколько улучшилась благодаря проведен­ным исследованиям и целенаправленному формированию обще­ственного мнения.

Известно также, что девочки более успешны в чтении и письме, чем мальчики. Они в отличие от мальчиков положительно отно­сятся к этим видам деятельности и нередко предпочитают их дру­гим занятиям. Но к 15 годам девочки перестают верить в свои силы как гуманитариев. Мальчики обычно говорят, что отдают предпоч­тение литературе, излагающей факты, а также книгам, не входя­щим в школьную программу. Девочкам нравятся фантастические истории, в более старшем возрасте — любовные; они также с удо­вольствием читают заданное учителями. Девочки и мальчики пи­шут, по-разному фокусируя свое внимание, даже когда у них одна и та же тема. В большинстве случаев и те и другие склонны воспро­изводить уже имеющиеся стереотипы.

Ученые рекомендуют направлять детское чтение, нивелируя дис­криминационные по признаку пола тенденции; руководить различны­ми видами детской деятельности в классе, соблюдая равноправие между типом, объемом, качеством вклада девочек и мальчиков в об­щее дело. Педагоги могут контролировать сами себя, записывая де­ятельность класса и свою на видеокамеру. Итак, вмешательство в жизнь группы или класса может выражаться в руководстве детс­ким чтением (подбор книг, их обсуждение, выявление вместе с детьми дискриминирующих женский пол тенденций, обучение критическому отношению к произведениям литературы и искус­ства); в создании разнообразных по составу групп и поощрении межгрупповых отношений; в обучении выражению своей позиции речевыми средствами.

Вопросы для повторения

1. Как воспитываются девочки и мальчики в разных странах и культу­
рах? От чего это зависит?

2. В чем проявляются дискриминация по признаку пола и неравенство
в детском саду? Каковы их последствия?

3. Как «устроены» книги для детей с точки зрения половых ролей?

Наши рекомендации