Развитие научного знания
Одной из главных проблем, с которой столкнулось молодое советское государство, выстраивая свою культурную политику, являлось состояние науки, которую идеологи большевистской партии, вслед за К. Марксом, рассматривали как важнейшую производительную и духовную силу. В Советской России с самого начала государственная идеология подчёркивала высокий престиж науки как силы, служащей интересам народа, и в то же время, как силы, воспроизводящей мировоззрение, творческие способности, моральный облик человека – участника производства.
Первостепенной задачей советской власти являлось налаживание сотрудничества со старой научной интеллигенцией в целях сохранения исторической мощи страны и развития отечественной науки. Такой вектор сотрудничества был задан В. И. Лениным, который от имени советского правительства заявил, что «без руководства специалистов различных отраслей знаний, техники, опыта переход к социализму невозможен»[15].
Следует отметить, что большинство ученых лояльно отнеслось к советской власти. Социалистические идеи были близки широкому кругу научной интеллигенции ещё со второй половины XIX века. Многие усматривали в социалистических идеях интеллектуальную программу развития России. Так, академик В.И. Вернадский полагал, что «социализм явился прямым и необходимым результатом роста научного мировоззрения; он представляет из себя, может быть, самую глубокую и могучую форму влияния научной мысли на ход общественной жизни, какая только наблюдалась до сих пор в истории человечества… Социализм вырос из науки и связан с ней тысячью нитей»[16]
Приветствовали революцию и перешли к сотрудничеству с советской властью основоположник русской и британской научных школ физиологии растений К.А. Тимирязев, биолог и селекционер И.В. Мичурин, основоположник теоретической космонавтики К.Э. Циолковский, создатель аэродинамики как науки Н.Е. Жуковский, известный юрист А.Ф. Кони, историк А.Е. Пресняков и другие.
Многие крупные ученые, не разделявшие большевистских политических установок, остались на родине, избрав патриотическую позицию сотрудничества с советской властью. Среди них были: создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат академик И.П. Павлов; один из выдающихся представителей русского космизма, создатель науки биогеохимии, минералог В.И. Вернадский; русский геополитик, генерал бывшей царской армии А.Е. Снесарев и др. Ученых привлекало то, что Советское правительство даже в условиях Гражданской войны уделяло науке самое пристальное внимание. Уже в декабре 1917 года появились первые директивы, отражавшие научный подход советской власти к государственному планированию, осознание важной роли науки в построении нового общества и необходимости разработки научно-технической политики.
В декабре того же 1917 г. при Наркомпросе был создан Научный отдел, объединивший все учреждения, ведущие естественнонаучную работу. Благодаря его деятельности ученые стали получать от государства конкретную, в том числе материальную, помощь. Ассигнования на науку по РСФСР в 1918 г. превышали аналогичный показатель 1917 г. почти в четыре раза. Постановлением СНК РСФСР от 6 декабря 1921 г. «Об улучшении быта ученых» была создана Центральная комиссия по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ). В ее ведение входило оказание различной материальной помощи учёным, создание условий для научно-технической и творческой интеллигенции России в условиях экономической разрухи. Крупные ученые были взяты на персональный учёт, был введен натуральный академический паек. В 1931 году ЦЕКУБУ была преобразована в Комиссию содействия ученым при СНК СССР, которая работала до 1937 года.
Эти мероприятия значительно сдержали «утечку мозгов» за рубеж: из 10 240 учёных, имевшихся в России до начала Революции, эмигрировали лишь 500. Среди них были в основном не смирившиеся с итогами Революции и Гражданской войны, продолжавшие бороться с советской властью печатным словом и с университетских кафедр представители гуманитарных наук. Каждый шестой из ученых-эмигрантов был правоведом, каждый седьмой – экономистом, и, наконец, эмигрировали почти все русские религиозные философы.
В 1922 году по инициативе В.И. Ленина 78 наиболее активных противников советской власти были высланы из страны на двух рейсах немецких пассажирских судов из Петрограда в Штеттин, что вошло в историю под собирательным названием «философский пароход». Высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Среди высланных были философы С. Булгаков, Н. Бердяев, И. Ильин, П. Сорокин, С. Франк, Н. Лосский и др. В целом за год из страны было выслано около 160 интеллигентов, не пожелавших примириться с новыми реалиями. Многие из них в Русском зарубежье продолжили активную борьбу с Советской Россией.
Однако, несмотря на утраты и потери, в 1920-е гг. был достигнут компромисс между властью и учеными, и наука, подстроившись под ритм революционной эпохи, стала активно развиваться, опираясь на всестороннюю помощь государства.
За первые два года советской власти в обстановке Гражданской войны в стране было создано 33 крупных института, в том числе институты Физико-химического анализа, Платиновый, Оптический, Керамический, Рентгенологический и радиологический, Исследования твердого вещества, По удобрениям, Центральный аэрогидродинамический и др., ставших впоследствии основой всей сети прикладных НИИ. В 1918-1921 гг. в одном лишь Петрограде были созданы Государственный физико-технический институт (ГФТИ, директором которого стал «отец советской физики» А.Ф. Иоффе), Государственный радиевый институт (ГРИ, директором которого являлся академик В.И. Вернадский). А в Москве появились Институт физики и биофизики при Наркомздраве, Научно-исследовательский институт физики и кристаллографии и мн.др.
К 1923 г. в СССР было создано 55 научных институтов, а к 1927 г. – более 90. Были осуществлены крупные исследовательские проекты, в том числе многочисленные научно-изыскательские экспедиции (например, в районы Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова).
Важным результатом плодотворного сотрудничества советской власти и ученых стала разработка и реализация плана по восстановлению и модернизации экономики России – Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) в 1920 г. План предусматривал создание в течение 10-15 лет 30 электростанций общей мощностью 1750 тыс. кВт, что позволило бы электрифицировать все отрасли народного хозяйства. План ГОЭЛРО создал базу для динамичного развития не только отечественной промышленности, но и науки. Таким образом, план ГОЭЛРО заложил основу научных кадров в СССР.
Одним из главных направлений деятельности Наркомпроса в области науки было обеспечение сближения работы научных учреждений с производством. Необходимо было ввести в рабочую практику научный опыт, «освещать созидательную работу практических тружеников научной мыслью».
Центром новой системы научных учреждений стала бывшая Российская императорская академия наук, которая (под именем Российской академии наук – РАН, а позднее – АН СССР) была сохранена благодаря жесткому противодействию В.И. Ленина «левым» революционерам. Став ядром советской научной жизни, институциональной основой фундаментального научного знания Академия наук сохранила научные кадры и привлекла к сотрудничеству многих ученых, создав научные институты прикладного профиля. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1925 года на основе Российской академии наук была создана Академия наук СССР. В то же время в 1920-е гг. в ряде отраслей советской науки, в частности, в физике, была создана система исследовательских институтов, находившихся за пределами Академии и финансировавшихся от наркоматов.
Начал стремительно развиваться отраслевой сектор науки. Были учреждены институты, подведомственные ВСНХ, изучавшие процессы в промышленности и разрабатывавшие научные методы ее модернизации. За период 1929-1931 гг. число НИИ в системе Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) возросло на 33 %, а численность учёных сотрудников в этих институтах увеличилась почти в 2 раза.
Развитие гуманитарных наук в СССР было подчинено лейтмотиву утверждения марксистско-ленинской концепции и методологии диалектического материализма. Для укрепления позиций марксизма была создана широкая институциональная база: Социалистическая академия (1918, с 1919 г. – Социалистическая академия общественных наук, с 1924 г. – Коммунистическая академия), институт Маркса—Энгельса, философское отделение Института красной профессуры, Институт научной философии. В 1929 г. Российская ассоциация научно-исследовательских учреждений (РАНИОН) и Институт научной философии были объединены в Институт философии Комакадемии.
Проблема определения путей развития марксистской философии вызвала появление различных подходов. В 1920-е годы активно шла дискуссия между марксистами-«механистами», которые пытались приблизить марксизм к классическому позитивизму, и последовательными «диалектиками». В итоге к концу 20-х годов «механицизм» был осужден как разновидность ревизионизма.
Революционно-радикальные тенденции также проникли в область гуманитарного знания. Появились свои нигилисты от философии. Так в 1922 году вышла статья ректора Ленинградского университета С. Минина «Философию — за борт!» В статье утверждалось, что философия есть «орудие эксплуатации», «она враждебна пролетариату так же, как и религия». Минин призывал опираться не на искажающую картину мира философию, а на науку. На похожих позициях стоял и биолог Э.С. Енчмен, предложивший свой биологический вариант философии – «теорию новой биологии», по сути, вульгарной рефлексологии. Суть её состояла в сведении всей человеческой деятельности к набору рефлексов и представлению о жесткой физической детерминированности психических явлений.
Нигилистические установки проникли и в область исторической науки, где утвердилась знаменитая «школа М.Н. Покровского», рассматривавшая исторический путь России в своей вульгарной трактовке марксизма и упрощенно-классовых категориях. Например, представители этой школы, строго следуя чуждой классическому марксизму «пятичленке», находили в историческом прошлом России рабовладельческую формацию античного образца. Будучи заместителем наркома просвещения, Покровский использовал административный ресурс для борьбы с историками «старой школы» С. Бахрушиным, Б. Грековым, Ю. Готье, В. Пичета, М. Любавским, П. Любомировым, Е. Тарле, С. Платоновым и др.
Успех революции привел к мировоззренческому перевороту в области науки, появлению представлений о её планетарных гуманистических возможностях и постановке новых, порой, фантастических целей: созданию «нового человека» и поискам бессмертия. Стимулируя идеи русского «космизма», это, в то же время привело к появлению и лженаук и псевдонаучных направлений - таких, как человеководство, пролетарская евгеника.
В 1920 г. было создано Русское евгеническое общество (РЕО) под председательством разработчика теории структуры генов Н. Кольцова, которое занималось антропогенетикой, изучавшей наследственность человека, и антропотехнией, ставившей перед собой цели улучшения рода. Суть данной науки Кольцов формулировал следующим образом: «Евгеника имеет перед собой высокий идеал, который придаёт смысл жизни и оправдывает принесённые жертвы: создание путем сознательной работы нескольких поколений человека высшего типа, покорителя природы и творца жизни. Евгеника это религия будущего, и у неё есть свои пророки». Таким образом, цель оправдывала средства, в том числе и человеческие жертвы.
Полагая, что способности могут передаваться по наследству, лидер РЕО считал, что высший разум членов партии необходимо передать многочисленному потомству. С этой целью генетики А. Серебровский с С. Левит создали в 1926 г. Бюро человеческого здоровья и наследственности. В своей программной статье «Антропогенетика и евгеника в социалистическом обществе» Серебровский развивал идеи Кольцова: «Один талантливый и эффективный производитель может, таким образом, иметь 1000 детей. В таких условиях человеческий отбор сделает скачок вперёд».
После смерти В.И. Ленина для разгадки секрета его таланта и удивительной работоспособности была создана (1925) Лаборатория по изучению мозга В.И. Ленина. В 1928 г. на её базе был образован Государственный институт мозга (ГИМ), который должен был найти «материальную базу психической одарённости». Эта задача вызвала к жизни новое научное направление – эврологию, которая занималась изучением одаренности. Эврологи, специалисты московского Института экспериментальной эндокринологии, в состав которого входил знаменитый Сухумский питомник обезьян, искали способы повышения интеллекта, стимулируя различные области мозга животных. Однако и в эту область проникали «революционеры» от науки, вроде И. Иванова, который пытался вывести новый биологический вид людей путем скрещивания человекообразных обезьян и людей.
Идеи создания сверхчеловека переплетались с поисками секрета бессмертия. Основатель первого в мире Института переливания крови Александр Богданов сформулировал теорию омоложения организма, согласно которой регулярное переливание «молодой крови» стареющему организму способствует торможению процессов старения. Однако данная теория была опровергнута печальной практикой. В результате очередного опыта по переливанию крови, поставленного на себе, автор теории скончался.
В то же время в области естественных и точных наук советские ученые обеспечили своеобразный прорыв. Значительных достижений удалось достичь в физике. В 1924 году А.Ф. Иоффе открыл явление повышения прочности кристаллов, став основоположником современной полупроводниковой физики. Для развития этого направления по его инициативе были открыты Физико-технический институт, Институт полупроводников АН СССР и др. Свой вклад в мировое развитие физики внесли учёные Л.И. Мандельштам и Г.С. Ландсберг; радиофизик А. Минц разработал систему радиолокации. В 1920-е гг. начал свою исследовательскую деятельность П.Л. Капица, основатель Института физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.). В области математики академиком И. Виноградовым была разработана теория чисел. Продолжал свою деятельность создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения, основатель российской физиологической школы И.П. Павлов. Советская власть обеспечила учёному все необходимые условия для работы, построив специально для него институт в Колтушах под Ленинградом. Советсое государство ценило ученых, предоставляя им институциональную базу, отправляя в заграничные командировки, высоко оплачивая их труд (резонно ожидая в ответ политической лояльности или хотя бы аполитичности). Так, теоретику ракетной техники, основоположнику ракетодинамики, философу-космисту К.Э. Циолковскому с1921 года была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой.
Выдающихся успехов достигли наши химики: С.В. Лебедев и Б. Бызов, изобретатели синтетического каучука; А. Фаворский – разработчик теоретической основы промышленного синтеза каучука в СССР; Н. Зелинский – автор метода получения бензина, реализация которого в промышленном масштабе обеспечила бензином Советское государство; Н. Курнаков – создатель отечественной школы физико-химического анализа и советской научной школы химиков и металлургов.В 20-е годы биохимик А.И. Опарин разработал теорию происхождения жизни на Земле как результата эволюции углеродистых соединений.
В области авиастроения советскую науку прославил конструктор Ф.А. Цандер – создатель ракетного двигателя. Минералог академик В.И. Вернадскийпровёл огромную работу по изучению геологии Советского Союза и созданию его независимой минерально-сырьевой базы. Благодаря его деятельности была создана лабораторная база по исследованию радиоактивных минералов, а впоследствии образован Радиевый институт, на базе которого уже в 20-е годы начала разрабатываться будущая атомная программа СССР. Для развития исследований в области новой, разработанной Вернадским, науки о Земле – биогеохимии, была создана специальная Биогеохимическая лаборатории при Академии наук СССР, которую он возглавил.
Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями Вавиловыми. Н.И. Вавилов – первый президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ) – стал основоположником современных учений о биологических основах селекции,о мировых центрах происхождения культурных растений, об иммунитете растений. Значительными были достижения ученого и в области генетики, в которой он открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов. Благодаря Н.И. Вавилову в СССР была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений. Физик С.И. Вавилов заложил основы научной школы физической оптики и микрооптики.
Развитие советской науки в 20-е годы было динамичным. В 1923 году академик Вернадский писал из Парижа: «Мне хочется коснуться положения науки в России. Мне кажется, здесь (имелось в виду Русское Зарубежье – А.М.) не сознают огромного дела культурного, которое сделано. Сделано при страданиях, унижениях, гибели и т.д. Центр мысли и научной работы не в эмиграции, а в России»[17].
На рубеже 20-30-х годов, в связи с новыми задачами советского государства, в области управления наукой произошли изменения. АН СССР в 1933 г. была передана в ведение ЦИК СССР, а в 1934 году переведена из Ленинграда в Москву. В 1936 г. Комакадемия была расформирована, её кадры вошли в АН СССР. Такая реорганизация дала свои плоды, способствовав развитию Академии: так, в 1940 году в систему АН СССР входило около 150 научных институтов, а число научных работников превышало 4000 человек.
Принципы советской культурной политики – государственное управление наукой и её подчинение народно-хозяйственным целям – оказали огромное влияние на развитие всех секторов НИОКР и на направление научных исследований. В 30-е гг. продолжился процесс включения науки в систему производства: на каждую отрасль экономики работала определенная структура отраслевой науки. Нужды индустриализации требовали развития прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок. Создавались крупные центры исследований в новых промышленных районах, союзных республиках. Научные лаборатории и центры двинулись за Урал, где в начале 30-х гг. работало свыше 20 научно-исследовательских организаций (преимущественно в промышленности).
В 1930-е гг. создаются ассоциации институтов по дисциплинам физико-математических наук, химии, биологии, общественных наук. Институционализации научных сообществ, а также налаживанию коммуникаций между учеными способствовали регулярные профессиональные съезды. Таким образом, обеспечивалось выстраивание дисциплинарной и коммуникативной структуры всей советской науки.
Знаковым событием в области гуманитарных наук являлся выход единого учебника по истории – «Краткого курса ВКП (б)» (1938 г.). Учебник разрабатывался при личном участии И.В. Сталина. Создание единой концепции истории на основе установок, марксизма-ленинизма способствовало унификации общественных наук и расставляло идеологические приоритеты. В качестве методологии философии утвердился научный диамат, а в истории начался процесс реабилитации отдельных страниц дореволюционного прошлого России. «Школа Покровского» была подвергнута жёсткой критике за «антимарксистские извращения и вульгаризаторство» и была исключена из исторической науки. Произошло изменение в идеологических установках – от вульгарно понимаемого интернационализма к национальной истории, принципам патриотизма и уважения к своему прошлому, одобрения державно-имперской политики, которая через призму времени отражалась в сталинском курсе. При этом само понятие пролетарского интернационализма не было отброшено, но получало новую интерпретацию.
В то же время, выход «Краткого курса» заложил основу новых направлений исторической науки, в частности – истории партии, которая стала такой же общеобязательной дисциплиной, как и история СССР. Развивалось исследование истории союзных республик, народов многонационального СССР. Началась реабилитация «старых» историков, репрессированных благодаря усилиям Покровского. Основы советской марксистской историографии были заложены крупными учёными с дореволюционным стажем: Б.Д. Грековым, М.Н. Тихомировым, Л.В. Черепниным, Н.М. Дружининым, Е.В. Тарле.
В соответствии с задачами модернизации страны ученые проводили исследования большого народнохозяйственного значения. Огромный размах получили исследования, связанные с помощью сельскому хозяйству — его механизацией и химизацией, борьбой с засухой, повышением урожайности. На этом фронте продолжил свою работу Н. Вавилов. И. Мичурин разработал методы селекции плодово-ягодных растений, в том числе путём гибридизации. Благодаря этому было выращено около 300 новых разновидностей плодовых растений.
В 30-е годы ведутся исследования по поиску новых видов сырья и источников энергии. Мощный импульс для развития получила ядерная физика. В 1934 г. П. Черенковым, С. Вавиловым и И. Франком было открыто свечение, получившее название черенковского. Это излучение широко используется в физике высоких энергий. В этом же году группа ученых под руководством П. Ощепкова провела успешные опыты по испытанию радиолокаторов, а П. Капица впервые в мире создал установку по созданию жидкого гелия. Разработки физиков А. Тамма и И. Курчатова послужили теоретической базой для создания циклотрона – ускорителя заряженных частиц, который был уже запущен в 1937 году, будучи первым в Европе.
Огромный вклад в развитие конструкторской мысли внесли ученые Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Здесь под руководством авиаконструктора А.Н. Туполева начались работы по созданию нового поколения боевых самолетов. Были спроектированы дальний высотный скоростной бомбардировщик ТБ-7, многоцелевой "СЗ" (прототип серийного Су-2), а перед самым началом войны здесь был создан прототип Ту-2, одного из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй Мировой войны. К началу Великой Отечественной войны боевые самолеты, разработанные в коллективе Туполева, являлись основой парка бомбардировочной авиации, сосредоточенной на западных границах СССР (СБ, ТБ-3 и ТБ-7).
В 1937 г. на самолете Туполева АНТ-25 лётчики В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков совершили беспосадочный перелет Москва — Портленд (США) через Северный полюс, покрыв расстояние свыше 10 тыс. км.
В 30-е годы впервые проявился незаурядный талант ученика Туполева – прославленного впоследствии С.П. Королёва. В сентябре 1931 года С.П. Королёв и Ф.А. Цандер организовали Группу изучения реактивного движения (ГИРД), которая стала научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов. Именно здесь были созданы и запущены первые советские баллистические ракеты (БР) на жидком топливе ГИРД-09 и ГИРД-10. Первый удачный пуск ГИРД был осуществлен уже в 1933 году. В 1938 году под руководством Королёва были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия.
30-е годы, сопряженные с интенсивным освоением месторождений ценных полезных ископаемых, стали временем грандиозных научно-исследовательских экспедиций, среди которых особое значение имела арктическая экспедиция 1930-1934 гг. О. Шмидта и И. Папанина. Экспедиция играла важное значение в исследовании Северного морского пути и обеспечении регулярной связи по нему между европейскими и дальневосточными советскими портами. Академик И. Губкин, проводивший ещё в 20-е годы исследования в области геологии нефтяных месторождений и открывший богатейший нефтеносный район между Волгой и Уралом, в 1932 г. дал научно обоснованные прогнозы и указал направления нефтепоисковых работ в Западно-Сибирской низменности, Кузбассе, Минусинской котловине, Прибайкалье и Якутии и лично руководил ими.
Однако в результате ряда идеологических кампаний в 1930-е годы жертвами репрессий пали многие видные учёные, в том числе биолог Н. Вавилов. В разные годы оказывались в заключении такие ученые, как А. Туполев, С. Королев и др. Репрессиям и административному давлению были подвергнуты многие генетики, физики, историки, представители других наук.
В целом, в 1920-30-е годы в Советской стране была создана прочная научно-техническая база, адекватная всем критическим угрозам извне. Накануне войны в СССР действовало свыше 1800 научных учреждений, 817 высших учебных заведений.
Благодаря исключительному вниманию к науке, которое советская власть проявляла с первых же дней своего существования, наша страна в короткий исторический срок смогла решить не только задачи индустриализации, но и во всеоружии подготовиться к новой Мировой войне и победить в ней. СССР стал одной из крупнейших научных держав мира, в которой все общественное бытие было «пропитано наукой» и нацелено на дальнейшее развитие и совершенствование.