Русский язык» в школах с русским языком обучения 2 страница
Количество часов, выделенных на изучение курса математики в 5-9 классах, дает возможность больше уделить время на углубление и систематизацию, а также повторение математических знаний, освоенных при изучении курсов математики в предыдущих классах; отработку вычислительных навыков и других программных умений. Это в свою очередь дает полноценное усвоение математического материала последующих курсов обучения и материалов предметов естественно-математического цикла.
При обучении математике надо должное внимание обратить на работу по формированию функциональной грамотности как необходимого навыка использования знаний и умений для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, также в межличностном общении и социальных отношениях.
В целях повышения качества обучения математике и улучшения результатов математической грамотности учащихся общеобразовательных школ республики в международных сравнительных исследованиях PISA и TIMSS рекомендуется использовать на занятиях практико-ориентированные задания, направленные на формирование умений применять приобретенные знания и умения по математике в практической деятельности и повседневной жизни.
В целях оказания помощи учителям в вопросе о функциональной грамотности Национальной академией образования имени И. Алтынсарина разработано методическое пособие «Развитие математической грамотности учащихся на основе заданий исследований PISA, TIMSS», которое размещено на сайте Академии (www.nao.kz). В методическом пособии даны рекомендации по развитию математической грамотности учащихся на основе заданий исследований PISA, TIMSS. Включены примеры заданий, которые использовались в международном исследовании образовательных достижений учащихся.
В 5-6 классах изучается предмет «Математика».
В 7-9 классах математика изучается дифференцированно, т.е. вводится изучение систематических курсов алгебры и геометрии.
Математика
Математика в 5-6 классах – интегрированный учебный предмет, обеспечивающий преемственность и перспективность в обучении учащихся математике на начальном и основном уровнях среднего образования.
Цель обучения математике в 5-6 классах – обеспечение качественного усвоения базисных основ математики через вовлечение учащихся в математическую деятельность, направленную на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта; приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, формирования математического стиля мышления на основе национальных и общечеловеческих ценностей; осуществление целенаправленной пропедевтической подготовки к изучению алгебры и геометрии, а также предметов естественно-математического цикла на уровне основного среднего образования.
Задачи обучения: развитие наглядно-образного и логического мышления, учебных мотивов, способности к самообразованию, математической речи, формирование умений проводить анализ и синтез, решать несложные исследовательские задачи; обеспечение качественного усвоения базисных основ математики, направленного на развитие интеллектуальных качеств личности: абстрактного и логического мышления, интуиции, познавательных интересов, самостоятельности, волевых качеств и др., умственное развитие умений обосновывать и доказывать утверждения, развитие логического мышления учащихся; математической интуиции и потенциальных творческих способностей каждого учащегося; развитие навыков самостоятельной работы; предоставление учащимся возможности самостоятельного конструирования задач по данной теме, их решения.
Особенностью обучения математике в 5-6 классах является изложение материала на индуктивной основе с использованием конкретных примеров. Соблюдая принцип преемственности в 5 классе в начале учебного года, систематизируется материал, изученный учащимися в начальных классах, с включением элементов новизны. Данный курс отличается своей практической ориентированностью и направлен на формирование навыков, необходимых для изучения математики в старших классах, а также на формирование важных навыков, которые будут необходимы обучающимися в их жизни. Ведётся подготовка к дедуктивному изложению теории через неявное (без использования терминологии) введение определений понятий, через обоснование получаемых выводов (правил, формулировки свойств и т.п.). Изучение математики осуществляется с опорой на развитие наглядно-образного мышления, широкое применение наглядности, на подготовку учащихся к изучению геометрии, использованию геометрических умений при изучении других предметов, также в повседневной жизни. Особое место занимают текстовые задачи, призванные развить у школьников способности переноса теоретических знаний на практику. При формировании умений и навыков решения текстовых задач упор делается на арифметические и алгебраические способы решения задач. Текстовые задачи также помогают понять смысл таких понятий, как процент, дроби, пропорция, функция и т.д.
В целях формирования математической грамотности рекомендуется научить учащихся:
- ориентироваться в справочных материалах, осуществлять поиск определений, формул и других утверждений в учебной и справочной литературе;
- пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев;
- решать практико-ориентированные задания с использованием приобретенных математических знаний, умений, вычислительных, измерительных и графических навыков;
- аргументировать свою точку зрения, участвовать в обсуждении и делать логически обоснованные выводы;
- работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики.
В помощь учителям разработаны дидактические материалы «Разноуровневые задания по математике для учащихся 5-6 классов», которые размещены на сайте Академии (www.nao.kz). Разноуровневые задания по математике для учащихся 5-6 классов охватывают основные главы курса математики указанных классов. Задания предназначены для систематизации, обобщения и проверки знаний учащихся.
Количество часов по математике составляет: в 5-6 классах - 6 часов в неделю, 204 часа в учебном году в каждом классе.
Алгебра
Алгебра – один из важнейших разделов математики. Она является языком науки и техники. С ее помощью моделируются, изучаются и прогнозируются многие явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Алгебра обеспечивает изучение других школьных предметов, прежде всего, предметов естественно-математического цикла, в частности физики, информатики, геометрии.
Цели обучения: освоение учащимися базисных основ алгебры: развитие вычислительных навыков и формирование умений преобразования алгебраических выражений и решения задач; усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.
Задачи обучения: формирование понятия действительного числа; формирование умений тождественно преобразовывать рациональные и тригонометрические выражения, работать с графиками функций; обучение решению уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств; обучение решению текстовых задач с помощью уравнений, неравенств и их систем; ознакомление с основными способами представления и анализа статистических данных, приобретение элементарных вероятностных представлений.
Особенностью обучения алгебре в 7-9 классах является переход к дедуктивному изложению теории. При изучении курса алгебры учащиеся овладевают оперативными умениями и навыками, составляющими существенное звено математического аппарата, который активно применяется при решении разнообразных задач. Курс алгебры строится вокруг четырех содержательных линий: числа и выражения, тождественные преобразования, уравнения и неравенства, функции. Все эти линии развиваются в курсе не изолированно, а тесно переплетаются и взаимодействуют. Материалы по теории вероятности изучаются, начиная с 8 класса.
В целях развития математической грамотности рекомендуется научить учащихся:
- использовать справочные материалы, осуществлять поиск определений, формул и других утверждений в учебной и справочной литературе;
- применять систему алгебраических знаний, умений и графические навыки в различных жизненных ситуациях;
- находить, анализировать, обрабатывать, синтезировать информацию;
- пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев;
- применять приобретенные алгебраические преобразования и функционально-графические представления для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире и в смежных предметах;
- аргументировать свою точку зрения, участвовать в обсуждении и делать логически обоснованные выводы;
- работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
- решать практико-ориентированные задания, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- анализировать реальные числовые данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
- пользоваться современными информационными технологиями в качестве инструментария решения математических задач прикладного характера.
В помощь учителям разработаны дидактические материалы «Разноуровневые задания по алгебре для учащихся 7-9 классов», которые размещены на сайте Академии (www.nao.kz). Разноуровневые задания по алгебре для учащихся 7-9 классов охватывают основные главы курса алгебры указанных классов. Задания предназначены для систематизации, обобщения и проверки знаний учащихся.
Количество часов по алгебре составляет: в 7-9 классах - 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году в каждом классе.
Геометрия
Геометрия основной школы – систематический учебный курс, сочетающий черты естественно-научной дисциплины и формально-логической теории.
При изучении геометрии в 7-9 классах у учащихся формируются, углубляются и систематизируются знания о геометрических фигурах на плоскости, развивается логическое и образное мышление. Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений в комплексе с другими естественно-научными дисциплинами способствует формированию научного мировоззрения учащихся и познанию окружающего мира.
Целью изучения курса геометрии в основной школе является:
– обеспечение всех учащихся необходимым базовым уровнем математической подготовки в области геометрии для дальнейшего обучения;
– подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах;
– формирование пространственных представлений, образного мышления и развитие логического мышления учащихся;
– формирование и развитие умений и навыков геометрических построений и обоснования их правильности; практической деятельности на основе геометрических знаний;
– развитие функциональной и графической грамотности, эстетического вкуса.
Задачи обучения геометрии определены следующим образом: сформировать у учащихся понятие геометрической фигуры, а также количественных и качественных соотношений между элементами одной или нескольких геометрических фигур; сформировать и развить навыки дедуктивных рассуждений (прямой метод, метод от противного); сформировать навыки построения простейших чертежей, измерительных навыков; сформировать и развить навыки самостоятельного получения знаний; сформировать и развить умения представлять реальный объект в виде одной или нескольких геометрических фигур; расширить и систематизировать теоретические знания о свойствах плоских фигур; сформировать и развить умения и навыки решения геометрических задач на вычисление, доказательство и построение; сформировать и развить умения построения образов плоских фигур, полученных при преобразованиях плоскости; расширить умения и навыки узнавания геометрических фигур на чертежах различной степени сложности, использования дополнительных построений и вспомогательных чертежей при решении задач; сформировать и развить умения и навыки решения геометрических задач алгебраическими методами и векторно-координатными методами на плоскости; сформировать представления учащихся о пространстве и пространственных фигурах; ознакомить учащихся с изображениями пространственных фигур и их элементов; сформировать и развить умение ставить и решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); сформировать и развить умение анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию о свойствах плоских и пространственных геометрических фигур.
В 7 классе учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами (точка, прямая, луч, отрезок, угол, плоскость, треугольник, окружность), их свойствами; геометрическими отношениями (принадлежность, пересечение, параллельность, перпендикулярность, равенство); геометрическими величинами (длина отрезка, мера угла). Учащиеся изучают свойства геометрических фигур и отношений, решают задачи, доказывают теоремы, выполняют основные построения циркулем и линейкой. Навыки выполнения чертежей развиваются параллельно с формированием геометрических понятий.
В 8 классе у учащихся формируются, углубляются и систематизируются знания о геометрических фигурах на плоскости; навыки построения геометрических фигур и дедуктивных рассуждений (прямой метод, метод от противного); умения вычислять значения геометрических величин (длин, мера углов, площадей), применяя изученные свойства и формулы. Учащиеся знакомятся с тригонометрическими функциями острого угла и методом координат на плоскости; овладевают первичными навыками преобразования тригонометрических выражений и навыками применения метода координат к решению геометрических задач.
Курс геометрии 9 класса характеризуется увеличением теоретической значимости изучаемого материала, повышением роли дедукции и степени абстрактности изучаемых объектов. База знаний учащихся пополняется новыми методами изучения свойств геометрических фигур, такими как векторно-координатный метод, метод преобразований (движений и подобия), а также знакомством с элементами стереометрии. Углубляются межпредметные связи с другими дисциплинами. Расширяется умение решать геометрические задачи и задачи практического содержания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, симметрию. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивают умения учащихся вычленять геометрические формы и отношения в окружающем мире, использовать язык геометрии для их описания.
Методической особенностью обучения геометрии является использование пространственных тел при изучении планиметрии. В 7-9 классах осуществляется переход к дедуктивному изложению теории, подготовка к изучению стереометрии на более ранних этапах изучения геометрии, начиная с 7 класса.
В помощь учителям разработано учебно-методическое пособие «Задачи планиметрии в пространстве», которое размещено на сайте Академии (www.nao.kz). Учебно-методическое пособие обеспечивает преемственность содержания курсов планиметрии и стереометрии, описывает механизмы интеграции материала по указанным разделам, включает комплекс планиметрических задач в стереометрической среде. Настоящее пособие предназначено для учителей, желающих повысить уровень геометрических знаний учащихся, развить у них пространственное мышление.
В целях развития математической грамотности рекомендуется научить учащихся:
- использовать справочные материалы, осуществлять поиск определений, формул и других утверждений в учебной и справочной литературе;
- пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев;
- применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения геометрических задач;
- ставить и решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- работать с математическим текстом (анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию о свойствах плоских и пространственных геометрических фигур), ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
- пользоваться современными информационными технологиями в качестве инстументария решения математических задач прикладного характера, исследования свойств плоских и пространственных фигур.
Количество часов по геометрии составляет: в 7, 8, 9 классах - 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году в каждом классе.
Информатика
Важнейшими задачами, реализуемыми в процессе изучения учебного предмета «Информатика», являются:
- формирование теоретических знаний и практических умений, а также навыков в области информатики, алгоритмизации, программирования, инфокоммуникационных технологий, информационных моделей;
- развитие алгоритмического, операционного и критического мышления, логические, интеллектуальные и творческие способности учащихся средствами инфокоммуникационных технологий;
- формирование умений индивидуальной, групповой и самостоятельной работы;
- воспитание информационной культуры, ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм при использовании инфокоммуникационных технологий;
- овладение навыками самостоятельного поиска и глубокого анализа различных видов информации.
Особенностью обучения информатики в 5-9 классах является раннее изучение фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации.
Первый урок по информатике в каждом классе отводится для повторения правил техники безопасности в кабинете вычислительной техники. При выполнении практических заданий, связанных с работой в сети Интернет, необходимо уделять особое внимание этическим и правовым аспектам работы с информацией в соответствии с действующим Законодательством Республики Казахстан.
В помощь учителям разработаны дидактические материалы по информатике для 5-6 классов, которые размещены на сайте Академии (www.nao.kz). В дидактический материал включены разноуровневые задания, что позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы обучения информатике.
В 2014-2015 учебном году изучение предмета «Информатика» будет осуществляться по типовым учебным программам для 5-9 классов без использования переходной учебной программы для 6-9 классов.
Объем учебной нагрузки по информатике составляет:
в 5 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
в 6 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
в 7 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
в 8 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
в 9 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
С целью повышения интереса к изучению информатики предлагаются темы проектной деятельности. На проектную деятельность выделены часы по классам. Использование проектных технологий повышает качество обучения не только по информатике, но и реализует межпредметные связи и повышает эффективность изучения учебных предметов, по которым готовится проект. Темы проектной деятельности по пройденным разделам курса выбираются по усмотрению учителя.
3.3 Образовательная область «Естествознание»
Естественнонаучное образование формирует у учащихся понятия о природных явлениях и закономерностях; раскрывает научные методы познания природы. Оно призвано дать возможность человеку, как части природы, осознать не только мир природы, но и свое место в этом изменяющемся мире и направлено на формирование мировоззренческих, культурологических и практико-ориентированных характеристик личности, воспитание системы ценностных личностных качеств.
Важным компонентом в обучении предметам образовательной области «Естествознание» должна быть ориентация на формирование функциональной грамотности личности, одним из ее компонентов является естественнонаучная грамотность. Результаты участия 15-летних учащихся казахстанских школ в международном сравнительном исследовании PISA свидетельствует о недостаточном уровне сформированности естественнонаучной грамотности (в 2009 г. 58 место из 65 стран-участниц, в 2012 г. 53 место из 65 стран-участниц).
В связи с этим при обучении предметам образовательной области «Естествознание» необходимо усилить работу по формированию данного компонента функциональной грамотности.
Содержание образовательной области «Естествознание» интегрированно. В ее состав входит естественнонаучный цикл предметов: естествознание, география, биология, химия, физика.
Предметы, формирующие у учащихся географическое образование на уровне основного среднего образования, изучаются дифференцированно:
- предмет «Естествознание» – в 5 классе;
- предмет «География» – в 6-9 классах.
Естествознание
Содержание предмета «Естествознание» раскрывает методы научного познания природы; дает представление о Вселенной, Солнечной системе, Земле как небесном теле с общими представлениями, ее движении, форме, поверхности, магнитных свойствах, атмосфере, гидросфере, литосфере и человеке на планете Земля; также формирует знания о телах и веществах, их свойствах; живой оболочке Земли; окружающей среде и месте человека в ней.
Цельюобучения курса естествознания является формирование у учащихся естественнонаучных знаний, понятий и целостных представлений о Земле как уникальной планете, системной взаимосвязи природы и общества, развитии функциональной грамотности и системно-комплексного мышления.
Задачи обучения: курс продолжает преемственность в развитии знаний, навыков и умений, полученных в начальной школе, а также дальнейшее воспитание общей культуры личности, полиязычие, высокую нравственность, патриотические чувства к Родине и родной природе; формирование умений осуществления экологически грамотной, безопасной для здоровья деятельности, объяснения явлений природы на более высоком уровне и прогнозирование результатов своей деятельности; ознакомление учащихся с методами, используемыми естественными науками при исследовании, преобразовании, восстановлении ресурсов природы; развиваются навыки использования естественнонаучных методов познания окружающего мира (наблюдение, измерения, опыты, составление плана исследования, анализ результатов и формулирование выводов).
Содержание естественнонаучного образования в 5 классе структурировано в соответствии с принципами: соответствия целям и задачам обучения; соответствия возрастным особенностям учащихся; преемственности содержания учебного предмета с содержанием курса «Познание мира»; реализации прикладной и практической направленности естественнонаучного образования.
Реализация образовательной программы по естествознанию осуществляется в условиях специально оборудованного кабинета и обеспечивается наличием приборов и принадлежностей общего назначения: географических карт, атласов, печатных пособий, аудио и видеоматериалов, других технических средств обучения.
Курс, являясь интегративным по своему смыслу и содержанию, входит в географический цикл, по причине многоплановости рассматриваемых вопросов и стоящей задачи формирования у школьников целостного представления о природе и природных процессах.
Наблюдения и практические занятия проводятся на пришкольном учебно-опытном участке. Все виды практической деятельности, указанные в программе, являются тренировочными и развивающими. Обязательно оцениваемыми являются (две) практические работы, имеющие номер.
Вариативная часть учебного плананаправлена на разработку и реализацию курсов по выбору. Рекомендуются следующие дополнительные учебные курсы: «Природа и человек», «Зеленая аптека», «Родная земля» и др.
Количество часов по предмету «Естествознание» в 5 классе составляет 1 час в неделю, 34 часа в год.
География
В системе школьного образования предмет «География» играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения, формировании чувств патриотизма и национального самосознания, развитии общей и географической культуры, формировании функционально грамотной, творческой личности, формировании эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознанной ответственности перед природой и обществом за сохранение жизни на Земле, осмыслении места Казахстана в современном мире и включенности каждого в жизнь своей страны.
Цельюобучения географии на уровне основного среднего образования является формирование у учащихся представления естественнонаучных знаний, понятий и целостных представлений о Земле как уникальной планете, имеющей разумное сообщество, системной взаимосвязи природы, общества и экономики; о современной географической науке, ее достижениях и участии в решении важнейших проблем человечества; формирование географического мышления для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов в Казахстане и мире в целом; формирование системы комплексных социально-ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве.
В соответствии с целями обучения определены следующие задачи обучения предмету «География»: овладение основами географической науки и смежных наук о Земле, формирование диалектико-материалистических взглядов на природу, ее развитии, взаимодействии природы, общества и экономики; овладение знаниями и умениями, неоходимыми для бережного, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; оценивания, прогнозирования природной и экологической обстановки; изучение основных направлений современного мирового развития, вопросов и проблем, возникающих в процессе изменения природного комплекса и экономического развития, которые охватывают как отдельные регионы так и весь мир; формирование необходимых умений и навыков учебного труда, развитие исследовательских качеств, внимания и наблюдательности, логического мышления, памяти, речи и полиязычия, воображения, умения создавать образы территорий, эстетического восприятия окружающей среды, творческого отношения к жизни и стремления к постоянному развитию, самообразованию и совершенствованию; развитие навыков использования географической, политической, экономической, иной научной и методической информации, карт, изданий периодической печати, интернета, цифровых образовательных ресурсов; овладение знаниями, навыками и умениями для практического использования географических знаний в процессе своей жизни и деятельности; воспитание высоких патриотических чувств, уважения к Конституции Республики Казахстан, выработка активной жизненной позиции.
Выборструктуры и содержания курса географии осуществлен на основе принципов преемственности в изучении учебного материала и межпредметных связей, учета возрастных особенностей учащихся 6-9 классов и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения.
Содержание учебного предмета «География» в 6-7 классах направлено на формирование у учащихся общих понятий о Земле; способах ориентирования на местности, плане и масштабе; общих географических закономерностях; истории формирования и географических особенностях природных комплексов материков и океанов.
Учебный предмет «География» в 8-9 классах знакомит учащихся с физико- и экономико-географическим положением Казахстана, геологическим строением и рельефом, формирует знания о природных и экономических районах страны, внешних экономических связях Республики Казахстан и месте Казахстана в мировой экономике. Важным является изучение, освоение научно-теоретической сущности терминов «Хозяйство страны», «Устойчивое развитие», «Зеленая экономика» и понимание их прикладного значения в региональном и локальном аспекте. Формирование и развитие научно обоснованных представлений о Республике Казахстан, как о динамично развивающейся стране в глобальном геоэкономическом пространстве в контексте реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Учащиеся могут использовать полученные знания при выполнении картографических работ, полевых исследований, практических работ, составлении различных диаграмм и таблиц, описании экономико-, историко-географических объектов и событий, наблюдений за природными, экономическими явлениями и процессами.
Практические работы, проводимые на уроке, направлены на формирование навыков оценивания, прогнозирования, объяснения, определения географических и экономических процессов, а также работе по карте с ее измерительными ресурсами. Обязательно оцениваемые практические работы в учебной программе выделены номером.
В рамках формирования естественнонаучной грамотности рекомендуется использовать на занятиях задания, направленные на формирование умений применять знания по географии на практике, в различных учебных и внеучебных ситуациях. При разработке и использовании данных заданий необходимо ориентироваться на систему заданий международных сравнительных исследований PISA, TIMSS.