IV. Составим вместе итоговую табличку этапов педаго­гического процесса. Заполните пропущенные строчки. Если у вас возникнут проблемы, обратитесь за по­мощью в блок коррекции

Этапы педагогического процесса  
Подготовительный 1) ................................ Заключительный  
   
2) ......................... Осуществление Анализ  
   
Целеполагание 3) ....................... Педагогическое взаимодействие Организация обратной связи Регулирование и корригирование деятельности 6) .............................. Выявление возникших отклонений Вычленение ошибок 4) ..........................  
Прогнозирование Протезирование Проектирование б) .........................  
Проектирование мер по устранению ошибок  

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы II III IV
Ответы 1) основной; 2) организация;
        3) диагностика; 4) анализ причин
        отклонений; 5) планирование;
        6) оперативный контроль

Контрольный тест

1. Что такое педагогический процесс?

2. Что представляет собой педагогический процесс как систе­
ма?

3. Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса.

4. Почему педагогический процесс рассматривается как трудо­
вой?

5. Что означает целостность педагогического процесса ?

6. Что такое доминирующие и сопутствующие функции процес­
сов?

7. Б чем специфика процессов, составляющих педагогический
процесс?

8. Как вы определите динамику педагогического процесса?

9. Как развивается личность в педагогическом процессе?

10. Как управлять педагогическим процессом?

11. Дайте определение закономерности стимулирования.

12. Сформулируйте закон единства чувственного, логического и
практики в педагогическом процессе.

13. В чем сущность закономерности единства внешней и внут­
ренней деятельности?

14. Сформулируйте закономерность обусловленности педагогичес­
кого процесса.

15. Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического
процесса.

16. Что такое диагностика, прогнозирование, проектирование?

17. Что такое педагогическое взаимодействие?

18. Какие основные идеи развивает педагогика сотрудничества ?





Щ Литература для самообразования

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагоги­ческого процесса. — Минск, 1990.

Волков И.П. Цель одна — дорог много. — М., 1990.

Ибука Масару. После трех уже поздно. — М., 1991.

Иванов А.Ф. Сельская школа. — М., 1987.

Ильин Е.Н. Герой нашего урока. — М., 1991.

Ильин Е.Н. Рождение урока. — М., 1986.

Ильин Е.Н. Искусство обучения. — М., 1982.

Ильин Е.Н. Путь к ученику. — М., 1988.

Караковский В.А. Любимые мои ученики. — М., 1987.

Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. — М., 1981.

Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. — М., 1988.

Педагогический поиск. — М., 1988.

Соловейчик С. Л. Вечная радость. — М., 1986.

Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. — М., 1987.

Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. — М., 1976.

Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М., 1987.


  щ
р 1 ЪМА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ 7 ИННОВАЦИИ
Чх [181ДО Сущность и направленность нововведений |192]|1 Инновационная педагогика |209|1 Инновационные учебные заведения |219|Р Оптимизация педагогической системы ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ
М] из янимально необходимое время (в минутах) 1
 
   
Тр из удность (в условных единицах от 1.00) |
 
   
Вр це емя (в минутах), необходимое для полно- I
 
 


Великий и могучий русский язык. Нет ему никакой надоб­ности заимствовать малопонятные чужеземные слова. Но так уже (в который раз!) случилось, что в середине 80-х го­дов сначала журналисты, а потом и профессионалы стали активно внедрять в педагогический лексикон слово «иннова­ции» для обозначения начавшихся процессов перестройки отечественной педагогической системы. Слово прижилось, но смысл обозначаемого им понятия по-прежнему не ясен.

Инновации (от англ, тпоуайоп — нововведение, нова­ция) — это изменения внутри системы. В педагогической ин­терпретации и в самом общем смысле инновации подразу­мевают нововведения в педагогической системе, улучшаю­щие течение и результаты учебно-воспитательного процес­са. Однако нововведения могут и ухудшить систему. Может быть, именно для того, чтобы говорить о перестройке, нова­циях и улучшениях там, где их нет, и понадобилось мудре­ное иноземное слово.

Впрочем, как всегда, позаимствовав термин, не удосужи­лись понять его истинный смысл. Дело в том, что для обо­значения новаций, замены чего-либо новым существует ан­глийское слово «поуэйоп». Инновация же означает такое но­вовведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных (т — внутри) ресурсов (резервов). Значит, все, что привносится извне — это не инновации?

Объяснения сущности педагогических инноваций весьма противоречивы. В «Профессиональной педагогике» (М., 1997. С. 497), например, читаем: «Инновации — комплекс­ный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных иссле­дований». Вашему профессору нравится такое определе-

ние: по крайней мере ясно — нет нового практического средства — нет инновации. «Новые практические средства» в педагогике можно сосчитать на пальцах одной руки. Все не так просто. Инновации не могут быть сведены к созда­нию средств. Инновации — это и идеи, и процессы, и сред­ства, и результаты, взятые в единстве качественного совер­шенствования педагогической системы.

Попали же мы с вами, уважаемые студенты, в ситуацию. В стране вовсю идут «инновационные процессы», а мы с вами, как ретрограды, осторожничаем, норовим назад, цеп­ляемся за терминологию и как бы приходим к выводу, что с инновациями у нас не все в порядке. Но, как бы там ни было, проблема обновления педагогической системы явля­ется очень важной и актуальной, требует надлежащего профессионального анализа. Многое изменилось в отече­ственной педагогической системе последнего десятилетия. Новые парадигмы и концепции, инновации и инвестиции, го­сударственный стандарт и альтернативные учебные планы, школы нового типа и... откат России с первой в четвертую десятку стран по образовательному индексу ЮНЕСКО. Есть над чем думать.

Сущность и направленность нововведений |

Выясним смысл понятий «педагогическая система» и «но­вовведения в педагогической системе».

Педагогический процесс, как мы уже знаем, протекает в педагогической системе. Педагогическая система (ПС) — это объединение компонентов (частей), которое остается устойчи­вым при изменениях. Если изменения (нововведения) превы­шают некий допустимый предел (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами.

«Педагогическая система — очень устойчивое и прочное объединение элементов. Структура любой педагогической сис­темы (античной или средневековой, буржуазной или социали­стической), — пишет профессор В.П. Беспалько, — представ­ляется в настоящее время следующей взаимосвязанной сово-

I

купностью вариантных элементов: 1 — учащиеся; 2 — цели воспитания (общие и частные); 3 — содержание воспитания;

4 — процессы воспитания (собственно воспитание и обучение);

5 — учителя (или ТСО — технические средства обучения); 6 —
организационные формы воспитательной работы»1. Каждый из
компонентов этой системы может быть разложен на элементы
с любой степенью детализации.

Есть основание считать структуру рассмотренной системы неполной. Важными компонентами ПС, несводимыми к выделен­ным, являются также «результаты», «управление учебно-воспи­тательным процессом», «технология». Они просматриваются в представленной на рис. 7 модели ПС. Цели соотносятся с ре­зультатами, образуя замкнутый цикл. Полнота совпадения цели с результатами служит надежным критерием эффективности педагогического процесса. Управление, объединяющее все компоненты ПС, является относительно самостоятельным ком­понентом, поскольку имеет свои цели и структуру.

       
1 — >  
, , ^^ХХчхчЧч^^ч4^ "'" Цель чСовпадениех^ Р ^Чч\\^\\\\\ч\ _  
   
  г
т
Пед     аемые
   
      4  
       
Содер- Методы Средства
жание формы  
   

Рис.7

1 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. С. 6-7.

Системообразующим компонентом ПС все чаще называют технологию учебно-воспитательного процесса, выделяя ее в от­дельный узел процессуальных факторов. При таком подходе ПС — устойчивый организационно-технологический комплекс, обеспечивающий достижение заданной цели. Следует подчерк-муть, что педагогическая система всегда технологична. По это­му признаку легко отличить ПС от произвольного «набора» со­ставных частей. Технологичность — внутреннее качество систе­мы, определяющее ее возможности и подчиненное весьма строгой организационной (и управленческой) логике.

Рассматривая отличия технологии от методики, профес-1 сор А. Кушнир, в частности, отмечает, что технология отли- • чается своей воспроизводимостью результатов, отсутстви­ем многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа... Уже стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же про­ектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат.

При этом уже на уровне оценки задания технолог опира­ется на точные характеристики и механизмы известных про­цессов, а также на прецеденты. Известные процессы реали­зуются в качестве аргументов формулы успеха, а прецеден­ты уникальных результатов — в качестве источника новых аргументов и формул. Проектирование учебных технологий в отличие от методического «обобщения опыта» не знает заключения «невозможно». Для технолога это лишь вопрос времени и затрат.

Технолог опирается исключительно на хорошо извест­ные, апробированные, обоснованные, не вызывающие со­мнения факты. Технолог не экспериментирует, он имеет дело с точно предсказуемым результатом. Технология не допускает вариативности, ее главное назначение — полу­чить гарантированный результат, она всегда проста в своем ключевом решении. Понимание ключевого решения откры­вает смысл всего остального, выстраивающегося в систему взаимно необходимых элементов. Из технологии не выбро­сишь часть, там не может и не должно быть лишнего. Легкая перестраиваемость, заменяемость приемов, принципов ра­боты — признак отсутствия и технологичности, понимаемой

Как оптимальность способа, алгоритма достижения конфет­ной цели; и системности как органичной увязанное™ техно­логии с контекстом реальной ситуации — социальным зака­зом, материально-технической базой и т. д.

Наши рекомендации