Проблематика, источники и условия исследовательского поиска в области педагогики

В условиях продолжающихся социально-экономических и социально-культурных изменений и происходящей на этом фоне модернизации отечественного образования, перед учёными-педагогами встаёт ряд новых и по-новому актуализируется ряд старых исследовательских проблем. Исходя из этого, к проблематике насущных для настоящего времени методологических, теоретических и прикладных изысканий в области педагогики можно отнести следующие:

· соотношение и взаимосвязь исторических, педагогических, психологических, социальных, философских, экономических и др. закономерностей при выработке концепций и подходов к решению наиболее важных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения, а также управления образовательными системами и процессами;

· формы и способы интеграции на исследовательском поле педагогики методологических подходов и методов других наук (история, психология, социология, экономика и др.);

· учёт глобальных (в масштабе человечества) и локальных (в масштабе страны, региона) социальных, экономических, политических и других кризисов, условий и перспектив при выработке стратегии и тактики развития образования, анализе и оценке образовательных потребностей личности и социума;

· цели, формы и методы образовательной деятельности в учреждениях и организациях различного типа;

· специфика образовательных и воспитательных систем и процессов и возможные пути их развития с учётом современных условий и требований;

· выработка системы мер, обеспечивающих повышение эффективности управления образовательными системами и процессами;

· управление качеством образования, разработка и внедрение системы менеджмента качества в образовательных учреждениях;

· управление карьерным ростом педагогов;

· педагогические идеи и опыт обучения и воспитания в истории России и других стран, возможности их адаптивного и вариативного использования в современных условиях;

· сравнительные исследования в области теории и практики образования;

· традиции и опыт народной педагогики;

· воспитание в семье и школе и их взаимосвязь;

· воспитательные возможности социума;

· организация педагогического взаимодействия с неформальными подростковыми и молодёжными структурами;

· организация воспитательной работы с детьми склонными к девиантному и делинквентному поведению;

· возможности информационных технологий в образовательном и воспитательном процессе;

· здоровьесберегающие педагогические технологии;

· личностно-ориентированное обучение;

· формирование содержания образования в условиях бурного развития науки, производства и появления новых общественных запросов;

· диагностика результатов образовательной деятельности в русле компетентностного подхода;

· и др.

Безусловно, проблематика современной педагогики не исчерпывается представленным перечнем. Образование, наука и в целом жизнь общества развиваются в наши дни очень динамично по всем направлениям, что постоянно ставит перед учёными и работниками различных учебно-воспитательных заведений всё новые и новые практические и исследовательские задачи, требующие научно обоснованного решения.

Успех любого изыскания, в том числе и в области педагогики, во многом зависит и от того, в какой степени и каким образом были использованы все имеющиеся для конкретного исследовательского поиска источники. К подобного рода источникам можно отнести следующие:

· директивные, нормативно-правовые и программные документы, регулирующие и определяющие на государственном и региональном уровнях приоритетные направления, правила и порядок становления и развития системы образования и её отдельных составных частей;

· открытия и достижения в области антропологии, педагогики, психологии, философии, общественных и других наук, рассматривающих человека и различные формы его существования;

· традиции, теории и опыт обучения, воспитания и управления образовательными системами и процессами прошлых лет;

· современный передовой практический опыт в области педагогической деятельности и управления образованием;

· научно-обоснованные концепции и подходы к изучению насущных педагогических проблем;

· знания, опыт, творческий потенциал научного коллектива и отдельных исследователей.

Разумеется, что должный эффект в решении поставленных исследовательских задач может быть достигнут лишь тогда, когда указанные источники учитываются и используются в полной мере и комплексно.

При проведении любых научных изысканий очень важно учитывать и те реальные условия, в которых они проводятся. Так, на исследования в области педагогики могут оказывать определённое и существенное влияние следующие объективные обстоятельства, а именно:

· социокультурная, экономическая и политическая ситуация в обществе в целом и в конкретном отдельно взятом регионе;

· состояние системы образования и её составных частей на федеральном и региональном уровне;

· особенности функционирования и развития отдельных образовательных систем и учреждений;

· кадровый потенциал конкретного образовательного учреждения, его компетентность и мотивированность к необходимости новых прогрессивных изменений;

· степень финансирования экспериментального проекта и в целом исследовательской деятельности;

· обеспеченность помещениями, литературой, документацией, компьютерным программным и иным материальным оснащением, необходимым для качественного проведения научного исследования.

Следует также помнить, что исследования в области педагогики проводятся обычно не в лабораторных, как часто бывает, к примеру, в психологии, а в естественных условиях. Именно поэтому ряд из названных объективных обстоятельств без должного их изучения, анализа и учёта при планировании и проведении конкретного исследования могут встать препятствием на пути к достижению искомых результатов, либо же поставить под сомнение их достоверность.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие глобальные стратегические цели стоят перед современным образованием? Чем они обусловлены?

2. В чём состоит стратегическая цель государственной политики в области российского образования на современном этапе? Согласны ли Вы с ней? Обоснуйте свой ответ.

3. Назовите основную проблематику актуальных на сегодня педагогических исследований.

4. Какие источники и условия способствуют успешному проведению педагогических исследований?

Литература

1. Атаханов, Р., Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005.

2. Горычева, С.Н. Компетентностный подход к практике обучения в школе // Проблемные лаборатории. – Великий Новгород, 2006.

3. Иванов, Е.В. Феномен свободы в педагогике.- Великий Новгород, 2002.

4. Максакова, В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001.

5. Образовательный менеджмент / Сост. и общ. ред. Е.В. Иванова и М.Н. Певзнера.- Великий Новгород, 2010.

6. Пинский, А.А. Новая школа: проект системного регионального эксперимента по созданию комплексного механизма обновления содержания общего образования, школьной экономики и общественного управления школой. – М., 2002.

7. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики //Методические рекомендации Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования по проведению августовских педагогических совещаний. – М., 2008.

8. Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.. 2001.

Глава 2.Основы построения методологии педагогического исследования

Наши рекомендации