Предрассудки дидактизма
Воспитание – легковесный довесок к учебному процессу. По мнению учителей, имеющих этот предрассудок, школа существует только для обучения, все остальное – ненужное и необязательное, дополнительная и почти не оплачиваемая нагрузка для учителя. Задача школы – учить, а воспитывать должны семья или общественные институты. Возникновение данного предрассудка обусловлено прежде всего психологическими факторами: наличием у учителя чувства собственной некомпетентности в осуществлении воспитания, элементарной боязнью детской активности, не ограниченной жесткими рамками учебного процесса.
Урок – основная форма педагогического процесса. О данном предрассудке писал В. А. Караковский. Он писал о том, что большинство учителей считают урок альфой и омегой педагогического процесса, а все остальное принимают за нечто второстепенное и необязательное. Формы внеурочной работы с детьми, которые господствуют в школе, в значительной мере воспроизводят отношения и деятельность, складывающиеся на уроке.
Особенности современной социокультурной ситуации и педагогические исследования позволяют предположить, что в ближайшем будущем урок не будет доминирующей формой осуществления учебно-воспитательного процесса. «Тенденция развития школы такова, что урок попадает во все большую зависимость от интегральных характеристик школы – от ее духа, господствующего стиля отношений, внеурочного общения и деятельности», – пишет A. M. Сидоркин. Не случайно обращение внимания педагогов на создание в учебных заведениях различных пространств: коммуникативного, творческого, учебного, игрового и других.
Урок – священная корова школьной жизни. Тратить время урока на какие-либо другие цели, кроме прохождения программного материала, недопустимо.
Приведем следующую ситуацию. Учащиеся пришли на урок математики после физкультуры и увлеченно обсуждают неудачу одной из команд. Учитель требует прекратить обсуждения и начинает урок. Ученики хотят поделиться впечатлениями с учителем и не могут настроиться на восприятие учебного материала. Цели урока учителем не достигнуты.
Или: у одной из учениц 5 класса умерла мама. Класс подавлен, все думают, как помочь девочке. Учитель литературы, не выясняя причин подавленности класса, требует выразительности чтения юмористического рассказа. Цели урока опять же не достигнуты, воспитательный эффект отрицательный. В приведенных примерах правильней было бы потратить урок или часть его на беседу с учащимися по волнующим их проблемам. И это время не было бы потеряно зря.
Главный результат образовательного процесса – знания. Многие учителя считают, что они работают для того, чтобы дать детям знания. Остальное, по их мнению, приложится. На самом деле не так уж важно, что именно человек знает. В современном мире знания достаточно быстро устаревают (время жизни технологии – 5 лет, потом она сменяется более современной). Интеллект и способность к творчеству не устаревают никогда. Они же развиваются в процессе глубокого влияния на личность. Как и триста лет назад, в школе оценивается в основном память ученика, а не интеллект или творческие способности.
Предрассудок соразмерной оценки. Если кто-то схватывает легко, до многого доходит сам, мы чувствуем здесь какую- то несправедливость – «не заслужил».
Этот предрассудок препятствует развитию одаренных детей. Вероятно, его влияние вы чувствовали и на себе. Какой будет ваша реакция, если вам снизят отметку на экзамене за банальность ответа? Скорее всего, вы не согласитесь с ней: «Я же все рассказал!»
Для преодоления данного предрассудка необходимо помнить, что все люди разные. То, что для одного пустяк, другому дается ценой огромных усилий, а для третьего вовсе недоступно. И не всегда большое количество затраченных усилий приводит к нужным результатам. Необходимо поощрять и наименьшую затрату усилий, нестандартность выполнения задания.