Педагогический процесс как система и целостное явление. Закономерности и этапы педагогического процесса
Пед.процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность ПП. В ПП, как систему входят: система условий протекания процесса и система формы и методов реализации, т.е. процесс формирования, процесс развития, процесс воспитания, процесс обучения, сотрудничество учителя с учеником. В качестве систем в которых протекает пед. процесс, выступает система народного образования. Структуру ПП. составляют выделенные по принятому критерию элементы и связи между ними: педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам ПП характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты, т.е. компоненты, образующие систему. ПП – это трудовой процесс, который осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика ПП в том, что труд воспитателей и воспитуемых сливается воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – пед. взаимодействие. В ПП. выделяют объекты деятельности педагога – личность, коллектив; предмет пед. труда – формирование человека; средства труда – то, что находится между педагогом и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. Целостность, общность, единство – главные характеристики ПП. В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. К ним относят динамику ПП (развивающееся взаимодействие между педагогом и обучаемым имеет постепенный и ступенчатый характер. Развитие личности; управление учебно-воспитательным процессом: стимулирование: единство чувственного, логического и практики ПП; единство внутренней и внешней деятельности; обусловленность ПП.
Этапы ПП:подготовительный ( условия протекания ПП в заданном направлении с заданной скоростью, выяснение причин, которые будут помогать или мешать достижению заданной цели); основной (постановка и разъяснение целей задач деятельности; взаимодействие педагога и учеников, использование намеченных методов, средств и форм ПП; создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования, обеспечение связи ПП с другими процессами); заключительный ( анализ достигнутых результатов). См. Закон «Об о.» Пересмотр и обновление целей, содержания, методов и форм обучения и воспитания предполагает устранение в реформированной системе образования следующих недостатков невостребованность ЗУН, которые дает и воспитывает школа; неспособность выпускников быстро адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях общества; завышенное требование учебных программ без учета индивидуальных запросов личности учащихся, чрезмерная учебная перегрузка, устаревшие технологии обучения, устаревшая система оценки знаний.
Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов: цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); преподаватель; учащийся.
Педагогический процесс создается педагогом. структуру:
Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.
В ПП. выделяют объектыдеятельности педагога – личность, коллектив; предмет пед. труда – формирование человека; Целостность, общность, единство – главные характеристики ПП.
В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. К ним относят динамику ПП (развивающееся взаимодействие между педагогом и обучаемым имеет постепенный и ступенчатый характер. Развитие личности; управление учебно-воспитательным процессом: стимулирование: единство чувственного, логического и практики ПП; единство внутренней и внешней деятельности; обусловленность ПП.
1. Зак-сть динамики ПП – имеет постепенный, ступенчатый характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный рез-тат.
2. Закономерность развития личности вПП. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.).
Главные этапы педагогического процесса:
– подготовительный;
– основной;
– заключительный. подготовительный (условия протекания ПП в заданном направлении с заданной скоростью, выяснение причин, которые будут помогать или мешать достижению заданной цели); основной (постановка и разъяснение целей задач деятельности; взаимодействие педагога и учеников, использование намеченных методов, средств и форм ПП; создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования, обеспечение связи ПП с другими процессами); заключительный ( анализ достигнутых результатов). Педагогический процесс – это процесс трудовой, он осуществляется для достижения общественно значимых задач. Специфика данного процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников – педагогическое взаимодействие.
8. Содержание образования в совр школе.
Образование- процесс и рез-т овладения уч-ся системой ЗУН, мировоззр., нравственн-ю и другими кач-ми личности. Содержание обр - система научных З, практич УиН, мировоззр + нравственно-эстетич. Идей, кот необх овладеть учащ в проц обуч. Факторы детерминирующие сод-е об-я: 1) подготовить выпускника к различным видам дея-ти (познав., общест., культ.). 2) степень его удовлетв. научности, последоват., системн-ти. 3) соотв. психич. возможностей и развитию шк-ка на разных (младш,сред, старш) уровнях. 4) потребности личности в обр-нии (граждане его выбир).
Функции– информационно-коммуникативная, предметно-инструментальная.
Факторы, влияющие на разработку содержания образования: потребность общества, изменения в развитии науки и техники, политика и идеология общества, методические позиции ученых. Требования к определению и совершенствования содержания школьного образования: оно должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности; должно строиться на строго научной основе и раскрывать учащимся сущность общественной жизни, способность формировать их гражданско-патриотический принцип, содержания образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственных той или иной науке, должна строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами; связь теории с практикой, необходимость соединения обучения с производственным трудом; соответствие возрастным возможностям; общее образование в школе должно сочетаться и осуществляться в единстве с творческим и трудовым обучением и способствовать профориентации.
Элементы структуры — это отдельные знания или их элементы (шаги, порции), которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.
Образовательные стандарты содержат нормативную структуру, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки. Т.О. образовательный стандарт – главный фактор, определяющий образование. Это процесс обучения и воспитания человека в его интересах, интересах общества и государства. Содержание образования в школе и других учебных заведениях определяются документами: учебный план (утвержден МО РБ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок и последовательность их изучения, количество часов на каждый предмет в отдельных классах; отдельно для дневных и вечерних школ). Все предметы делятся на 3 группы: обязательные - базовый компонент; по выбору учащихся – дифференцированный компонент; второй учебный план (утвержден МО, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе); учебники и учебные пособия.