СРС № 3. Система организационных форм обучения
Вопросы:
1. Методы преподавания и изучения информатики.
2. Формы и методы обучения информатики.
3. Конкретные организационные формы обучения.
СРС №4. Методика разработки ППС.
Вопросы:
1. Понятие программных средств.
2. Виды ППС.
3. Этапы разработки ППС.
СРС №5. Программные средства информатики.
Вопросы:
1. Программное обеспечение класса ВТ.
2. Операционные системы школьных ПЭВМ.
3. Языки программирования.
СРС №6. Применение ЭВМ при изучении других дисциплин.
Вопросы:
1. Роль компьютера в развитии форм и методов обучения.
2. Влияние компьютера на курсы других предметов.
3. Типы потребностей присущих человеку.
СРС №7. Информационные средства изучения курса.
Вопросы:
1. Особенности учебника информатики.
2. Преимущества учебника.
3. Типы инструкций.
СРС №8. Планирование уроков.
Вопросы:
1. Составление календарного плана по курсу информатики.
2. Отличие календарных планов от поурочных.
СРС № 9. Подготовка к организации и проведению уроков.
Вопросы:
1. Составление поурочного плана по курсу информатики.
2. Разработка заданий для самостоятельной работы.
3. Контрольные работы на уроках информатики.
СРС №10. Анализ посещенного урока информатики в кабинете ВТ.
Вопросы:
1. Наблюдение за деятельностью учителя и учащегося на уроке информатики в кабинете ВТ.
2. Схема анализа урока информатики.
СРС №11. Введение в информатику.
Вопросы:
1. Организация вводных уроков по информатике.
2. Роль и цели введения.
3. Информационные процессы, задачи, исполнители.
СРС №12. Методика освоения программного обеспечения.
Вопросы:
1. Готовое программное обеспечение.
2. Графический и текстовый редактор.
3. Электронная таблица.
4. СУБД – многоцелевая среда.
СРС №13. Методика обучения алгоритмизации и основ программирования.
Вопросы:
1. Место темы в курсе информатики.
2. Виды алгоритмов.
3. Табличные величины.
СРС №14. Методика изучения языков программирования.
Вопросы:
1. Дидактическая структура темы.
2. Программирование диалогового линейного алгоритма.
3. Программирование условных алгоритмов.
4. Составные команды
5. Обработка графической информации.
СРС №15. Учебное моделирование и компьютеризация.
Вопросы:
1. Модели, классификация моделей.
2. Направление моделирования в школьной информатике.
3. Средства для моделирования, методы обучения моделированию.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Вопросы рубежного контроля
Рубежный контроль №1
1. Что связывает МПИ с методикой преподавания математики и физики?
2. В чем заключается новизна МПИ как педагогической дисциплины?
3. Почему возрастает значение активности учащегося в условиях компьютеризации обучения ?
4. Как и почему прочность знаний связана с их системностью ?
5. Как отличить учащегося-эрудита от «клавишника» ?
6. Каковы возможные направления познания в связи с ЭВМ ?
7. По каким основаниям можно классифицировать содержание курса информатики ?
8. Какой способ является дидактически оптимальным в случае материала с сильным внутри предметными связями ?
9. Какие качества мышления необходимы пользователю для эффективной работы на ЭВМ ?
10. Как изучать информатику в условиях нестандартного обеспечения ВТ и ПС?
11. Что может помешать снижению возраста изучающих информатику ?
12. Что дает для образования выход в региональные и мировые сети ЭВМ ?
13. Почему знакомство с ЭВМ начинается не с процессора ?
14. С какой первой программой работает начинающий пользователь ?
15. В чем состоит роль УАЯ при обучении работе с готовыми программами ?
16. Как сформировать интерес к работе с текстовым редактором ?
17. Какое умение пользователя в связи с ЭТ ему нужнее всего ?
18. Укажите конкретно все причины для изучения основ алгоритмизации будущим пользователем.
Рубежный контроль № 2
1. Укажите возможности использования кабинета ВТ в школе.
2. Сравните разные режимы управления обменом по ЛС.
3. Что понимается под базовым программным обеспечением школьной ПЭВМ?
4. Как быть, если для данного типа ВТ нет некоторых ПС ?
5. Сравните УАЯ с другими языками программирования.
6. В чем заключаются особенности учебника по информатике по сравнению с другими источниками информации ?
7. В чем компьютер превосходит сегодня учебное кино, а вчем уступает ?
8. В чем состоит трудность передачи опыта творчества на ЭВМ ?
9. Укажите общие черты словесно-фронтальных методов.
10. Какие ролевые игры можно провести на уроках информатики ?
11. Как изменит роли учащихся при парной работе на ЭВМ ?
12. Что дает компьютер педагогу для управления обучением ?
13. В чем состоит трудность объяснения команды ветвления ?
14. Назовите деиствия, выполняемые при составлении командыы цикла.
15. Что такое побочный эффект функции ?
16. Перечислите функции языка программирования, важные для учебных целей.
17. Укажите уровни овладения языком, их признаки.
18. Чем полезно для учащегося освоение среды типа Турбо ?
Примерные экзаменнационные вопросы по курсу
1. Роль и место информатизации процесса обучения в школе.
2. Связь методики обучения информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой и другими предметами.
3. Взаимосвязи основных компонентов школьного курса информатики.
4. Современное содержание образования школьного курса информатики.
5. Философские аспекты современного школьного курса информатики.
6. Требования к знаниям и умениям учащихся, обучающихся информатике.
7. Пропедевтика методов системного анализа в младшей школе.
8. Методы и формы организации внеурочной работы со школьниками.
9. Организация внеклассной работы по информатике.
10. Олимпиады по информатике.
11. Проектное обучение в школьном курсе информатики.
12. Формирование алгоритмического стиля мышления учащихся.
13. Знакомство с архитектурой и принципами работы ЭВМ.
14. Обучение алгоритмизации на уроках информатики.
15. Методы и приемы проведения занятий по алгоритмизации.
16. Методика обучения программированию.
17. Учебное компьютерное моделирование.
18. Дидактические возможности применения графических редакторов в учебном процессе.
19. Организация занятий по изучению текстовых редакторов.
20. Использование электронных таблиц в процессе обучения.
21. Система управления базами данных и информационно-поисковые системы.
22. Глобальные вычислительные сети. Сеть Internet.
23. Методы и формы организации занятий в глобальных сетях.
24. Принципы дистанционного обучения.
25. Образовательный сайт.
26. Электронный учебник.
27. Образовательные веб-квесты.
28. Единое информационное образовательное пространство.
29. Задачи образовательной сети.
30. Методика преподавания информатики в системе педагогических знаний.
31. История формирования методики преподавания информатики
32. Система целей преподавания информатики.
33. Принципы дидактики и преподавание информатики.
34. Интерес к информатике и потребности учащегося.
35. Содержание курса школьной информатики.
36. Технические средства изучения информатики.
37. Программные средства информатики.
38. Словесно – фронтальные методы опроса
39. Метод открытых программ.
40. Учебно-ролевые игры
41. Традиционные методы обучения и информатика.
42. Теория и практика в информатике.
43. Способы реализации обратной связи. Контроль.
44. Методика освоение программного обеспечения.
45. Информационные технологии в образовании.
Список использованных источников
1. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информати-
ки: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов / М.П. Лапчик, И.Г.
Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. - М.:
Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.
2. Программы для общеобразовательных учреждений:
Информатика. 2-11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2005. - 380 с.
3. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с.
4. Рыжов В.Н. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 -318 с.
5. Угринович Н.Д., Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. - 2-е изд. - М.: Школьная пресса, 2001. - (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып. 13).
6. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 540 с.
7. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / Н.В. Софронова. - М.: Высш. шк., 2004. - 223 с.
8. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы) // Информатика и образование. 1995. № 1. С. 3-19.
9. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. - Донецк, «ЕАИ-пресс», 2001. - 160 с.
10. Изучение основ информатики и вычислительной техники. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 1985, 1986.
11. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях. Приложение 2 к решению Коллегии Минобразования РФ от 22.02.95 № 4/1 // Информатика и образование. 1995. № 4. С. 17-36.
12. Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2006. - 384 с.
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Издат. центр «Академия», 2001.- 176 с.
14. Дуайер Д. Арр1е-классы завтрашнего дня: чему мы научились // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 110115.
15. Цветкова М.С. Путешествие робота Вопросика в страну Информатики: Курс информатики для младших школьников // Информатика в младших классах. 1999. № 3. С. 3-64.
№ 4. С. 3-58.
16. Зейберт А.М. «Роботландия» на «Макинтошах» - по-
чему бы и нет? // Информатика и образование. 1999. № 9.
С. 57-559.
17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
18. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 182 с.
19. Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы « Информация» в начальной школе // Информатика и образование. 2006. № 9. С. 29-42.
20. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования / Институт информатизации образования РАО // Информатика и образование. 2000. №№ 4,
5, 7.
21. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт, Ю.А. Романенко, Л.С. Босова и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 125 с.
22. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г Семакина, Е.К. Хеннера. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2005.
23. Босова Л.В. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 320 с.
24. Кушниренко А.Г. Информатика. 7-9 кл.: Учеб. для об-щеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 336 с.
25. Ускова Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики: нач. шк. / Н.Н. Ускова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 159 с.
26. Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 390 с.
27. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.Ф. Информатика: Классы 7-9. - М.: Дрофа, 1998.
28. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.
29. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Избранные главы из учебника для VIII класса общеобразовательной школы // Информатика и образование.
2006. № 8-12.
30. Фридланд А.Я. Информатика и компьютерные техноло-
гии: Основные термины: Толков. слов.: Более 1000 базо-
вых понятий и терминов. - 3-е изд., испр. и доп. / А.Я.
Фридланд, Л.С. Ханамирова, И.А. Фридланд. - М.: ООО
«Издательство Астрель»: ООО « Издательство АСТ», 2003. -
272 с.
31. Могилев А.В. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. Под ред. Е.К. Хеннера. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 816 с.
32. Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Горячая линия - Телеком, 2003. - 312 с.
33. Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. -СПб.: Питер, 2002. - 304 с.
34. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию / Под ред. Н.В. Макаровой. -СПб.: Питер, 2005. - 176 с.
35. Атанов Г.А. Теория деятельностного обучения. - Донецк: ДОУ, 2003.-104 с.
36. Об организации обучения информатике в 3-м классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования // Народное образование. 2003. №7.
С. 253-256.
37. Первин Ю.А. Некоторые дидактические механизмы
школьного курса программирования // Математика в шко-
ле. 1982. № 3.
38. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». - М.: Педагогика, 1965.
39. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 119 с.
40. Атанов Г.А. Как учить пользоваться знаниями, или Введение в практику деятельностного обучения. - Донецк: ДОУ, 2004. - 108 с.
41. Левченко И.В., Заславская О.Ю. Система задач для обучения учащихся основной школы содержательному подходу к измерению информации // Информатика и образование. 2006. № 11. С. 68-74.
42. Богомолова Е.В. Программа курса «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени» // Информатика и образование. 2007. № 1. С. 86-99.
43. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под. ред. Д.Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 384 с.
44. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие / Ю.А. Первин - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. - 228 с.
45. Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие / Н.Н. Самылкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 176 с.
46. Полат Е.С. Дистанционное обучение в профильных классах общеобразовательной школы // Информатика и образование. 2007. № 3. С. 10-17.
47. Попадьина С.Ю. Система компьютерной математики в профильном обучении // Информатика и образование.
2007. № 5. С. 71-77.
48. Примерные билеты по информатике и ИКТ для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Информатика и образование. 2007. № 4. С. 13-28.