Характеристика эмоциональных состояний личности
В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают следующие виды эмоциональных состояний:
1. Настроение –это эмоциональное состояние, которое отличается слабой и средней силой и значительной устойчивостью. Это не специальное переживание по поводу конкретного события, а «разлитое» общее состояние. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы и обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека.
2. Страсть – длительное и устойчивое эмоциональное состояние, глубокое чувство ставшее характеристикой личности. Она возникает при большом стремлении к определённым действиям, достижению какой-либо цели и помогает этому достижению.
3. Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция – сильное бурное и относительно короткое эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека. В аффекте резко изменяется внимание, снижается его переключаемость, и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Всё остальное осознаётся недостаточно и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием.
4. Стресспредставляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
5. Фрустрацияпереживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Самой распространённой реакцией на фрустрацию является возникновение генерализированной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно.
14. Направленность личности и пути её формирования.
Направленность – это система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций личности, придающая его жизни осмысленность и избирательность.
Потребности– это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Нужда– это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Потребности бывают биологические и социальные, последние делятся на материальные (одежда, жильё и т.д.) и духовные (познавательные, творческие, эстетические). Возникающие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения и становятся внутренними побудителями её деятельности, т.е. мотивами.
Классификация мотивов
Мотивы | |
↓ | ↓ |
Неосознаваемые | Осознаваемые |
↓ | ↓ |
Установки | Желания |
↓ | ↓ |
Влечения | Интересы |
↓ | |
Склонности | |
↓ | |
Идеалы | |
↓ | |
Убеждения | |
↓ | |
Мировоззрение |
Установка –неосознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Влечение – неосознанная по содержанию и цели потребность.
Желание – мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она ещё не выступает в качестве сильного побуждения к действию.
Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его значения и эмоциональной привлекательности.
Склонность – ярко выраженная потребность личности заниматься определённой деятельностью.
Идеал – важная цель личностных стремлений человека, зовущий пример, эмоционально окрашенный эталон действий.
Мировоззрениепредставляет собой систему взглядов человека на мир, его ядром являются убеждения – сплав из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов.
15. Темперамент личности и характеристика его типов.
Темперамент –система природных свойств личности, характеризующая динамику протекания психических процессов и изменение психических состояний.
Академик Павлов изучал физиологические основы темперамента, доказал, что тип темперамента зависит от силы, уравновешенности и подвижности двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения, определяющих деятельность головного мозга. Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: живой, безудержный, спокойный, слабый.
Сильный | Слабый | |
↓ | ↓ | ↓ |
Уравновешенный | Неуравновешенный | Меланхолик |
↓ | ↓ | ↓ |
Подвижный | Инертный | Холерик |
↓ | ↓ | |
Сангвиник | Флегматик |
Холерик: быстрота реакции, живая мимика и жесты, решительность, энергичность. Неуравновешен, вспыльчив, резок, неусидчив; тяготиться спокойным ритмом, расходует много сил, излишне волнуется перед ответственным делом; склонен к грубости, недовольству; раздражим.
Сангвиник: бодр, уверен, быстро привыкает к смене обстановки, легко работает, активен, положительно влияет на настроение окружающих. Возможны несобранность, неустойчивость интересов, слабая усидчивость и настойчивость.
Флегматик: спокоен, уравновешен, невозмутим, работоспособен, настойчив, терпелив. Однако: медлителен, долго думает, возможны безразличие и пассивность.
Меланхолик: высокая чувствительность, душевность, восприимчивость к воздействиям, способность выполнять «тонкую» работу. Однако возможны: болезненная чувствительность, мнительность, ранимость, замкнутость, низкая общительность.
Эти особенности следует учитывать при организации совместной работы и управлении людьми.
16. Характер личности и основные черты в структуре характера.
Характер –это совокупность индивидуальных свойств личности, проявляющаяся в его поведении и поступках, а именно отношении:
v К другим людям (общительность – замкнутость, эгоизм и альтруизм, тактичность, вежливость – грубость и т. д.);
v К делу (леность – трудолюбие, инициативность –пассивность, усидчивость и нетерпеливость, боязнь трудностей, добросовестность, аккуратность);
v К себе (скромность – самовлюблённость, самокритичность – самоуверенность, чувство собственного достоинства, гордость);
v К собственности (щедрость – жадность, бережливость – расточительность и т.д.)
v В характере отражаются также и волевые качества (готовность преодолевать препятствия, настойчивость, решительность, целеустремленность и т.д.).
Знание особенностей характер позволяет предвидеть поведение человека, корректировать его поступки.
На формирование черт характера можно воздействовать следующими путями:
Ø формирование мировоззрения, повышения сознательности;
Ø активизация положительных мотивов поведения;
Ø накопление опыта нравственного и волевого поведения;
Ø использование примеров положительных черт характера;
Ø опора на воспитательные возможности семьи, коллектива;
Ø самовоспитание характера.