Коррекция нарушений звонкости-глухости

При устранении более целесообразно начинать работу со щелевых согласных, так как при произношении щеле­вых звучание продолжается более длительное время и звук легче воспринимается.

Впроцессе коррекции дефектов звонкости и глу­хости необходимо работать вдвух направлениях:

1) над слуховой дифференциацией звонких и глухих со­гласных;

2) над произносительной дифференциацией.

Необходимо, чтобы ребенок усвоил различие в артику­лировании звонких и глухих согласных. Это может быть достигнуто как с помощью объяснения, так и с помощью тактильно-вибрационного ощущения.

При коррекции дефектов звонкости используются как об­щие, так и частные приемы коррекции. К общим относятся такие приемы, которые могут быть использованы для озвон­чения любого глухого звука. Частные приемы озвончения используются при озвончении лишь определенных звуков.

Общие приемы озвончения

1. Производится опора на тактильно-вибрационное ощу­щение. Тыльной стороной одной руки ребенок касается гор­тани логопеда, другую руку кладет на свою гортань. По под­ражанию ребенок повторяет вслед за логопедом глухие и звонкие звуки. При этом обращается внимание на то, что при произношении звонких звуков «горлышко» дрожит.

2. Предлагается последовательно произносить гласные: сначала — шепотом, потом — громко. Следом за ними пред­лагаются пары согласных: сначала глухой, потом звонкий. Ребенок произносит глухие и звонкие вслед за логопедом, по подражанию.

3. Используется таблица звонких и глухих согласных. Вначале произносятся пары правильно произносимых зву­ков. В конце предлагается произносить пары с нарушен­ным звуком. Читая пары глухих и звонких согласных, ре­бенок по аналогии озвончает и неправильно произносимый звук.

4. Глухой щелевой звук произносится протяжно. Затем предлагается говорить этот звук все громче и громче. Для контроля можно использовать зажимание ушей.

Частные приемы озвончения

1. Звонкий звук б ставят от звука у. При произнесении звука у смыкают губы, сначала с механической помощью.

2. Звук д ставится от межзубного произнесения б, при этом губы отодвигаются. Получается межзубное д, от кото­рого переходят к зазубному произнесению этого звука.

3. Звук г ставится от звука д. При произнесении д (или слога да) шпателем нажимают на переднюю часть спинки языка и отодвигают ее вглубь ротовой полости (да-дя-га-гя).

4. Звонкий звук в можно поставить от «гудения» (у-у-у), поднимая вверх нижнюю губу.

5. При постановке звука з можно исходить от протяжного звучания гласного звука э, ы. При этом предлагается выдви­нуть кончик языка между зубами. Далее от межзубного про­изношения переходят к зазубному произношению звука.

6. При постановке звука ж предлагается произносить
звук з. Одновременно при произнесении звука з с помощью
шпателя кончик языка приподнимается кверху.

8. Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков и их кор­рекция

Нормальная артикуляция и дефекты произношения твердых и мягких согласных

Ч

Противопоставление по принципу мягкости и твердости очень широко используется в русской речи. В русском язы­ке имеется 15 пар согласных звуков, которые отличаются по признаку твердости и мягкости. Мягкие согласные отли­чаются от твердых согласных поднятием средней части спин­ки языка. Согласные ш, ж, ц не имеют мягкой пары, а со­гласные й, ч, щ не имеют твердой пары.

Дефекты твердости и мягкости согласных могут охваты­вать многие пары звуков и проявляются в трех вариантах:

1) замена твердых звуков мягкими;

2) замена мягких звуков твердыми;

3) смешения твердых и мягких звуков.

Чаще всего твердые согласные заменяются мягкими, ко­торые являются более простыми по артикуляции и раньше твердых появляются в онтогенезе речевого развития.

Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков могут быть связаны с нарушением слуховой диффе­ренциации, с наличием парезов, гиперкинезов, повышен­ного тонуса спинки языка.

Коррекция дефектов твердости и мягкости Коррекция дефектов твердости и мягкости согласных зву­ков проводится в двух направлениях:

1) работа над слуховым различением твердых и мягких звуков;

2) формирование правильного артикуляторного уклада при произношении твердых и мягких согласных звуков.

В процессе слуховой дифференциации твердых и мягких звуков большое внимание уделяется различению слов-ква­зиомонимов, например: мел — мель, угол — уголь, вал — вял, мал — мял.

Для формирования правильного произношения в ходе артикуляторнои гимнастики отрабатываются упражнения на поднятие («выгарбливание») и опускание средней части спинки языка, сначала — со зрительным контролем, перед зеркалом, затем — на основе кинестетических ощущений.

Необходимо научить ребенка удерживать среднюю часть спинки языка при более низком и при более высоком поло­жении. Если это упражнение не получается по подражанию, можно использовать обходной путь. Работа начинается с раз­личения произношения гласных, например и-ы.

При постановке мягких согласных рекомендуется ото­двигание кончика языка вглубь ротовой полости, при этом средняя часть спинки языка «выгарбливается». Можно про­водить коррекцию, используя механическую помощь.

При постановке твердых согласных звуков рекомендует­ся продвинуть кончик языка немного вперед. При постанов­ке некоторых твердых переднеязычных звуков (т, д, л, с)

можно использовать межзубное произношение звуков, при котором средняя часть языка опускается. В дальнейшем межзубное произношение переводится в зазубную артику­ляцию.

В том случае, когда у ребенка нарушена дифференциа­ция многих пар твердых и мягких звуков, рекомендуется следующая последовательность в работе (по Ф.А. Pay): m, д, н, затем — в, ф, п, б, м, далее — с, з и, наконец, л, р. При этом учитывается сложность артикуляции звуков, а также возможность наиболее наглядного показа различий в арти­куляции твердых и мягких согласных звуков.

Работа начинается с дифференциации звуков т-ть, д-дь, н-нъ, так как различие в артикуляции этих твердых и мяг­ких звуков очень существенно: при произношении твердых звуков кончик языка упирается в верхние резцы (апикаль­ный вариант), а при произношении мягких звуков касается нижних резцов, что легко воспринимается и зрительно, и кинестетически.

Наши рекомендации