Iii. цель и задачи программы

Программа дополнительного образования детей

«Основы театрального искусства»

Возраст детей: 6 - 17 лет

Срок реализации: 2 года

автор-составитель:

Руководитель Н Т Ю З а

Корзун Марина Георгиевна

СОДЕРЖАНИЕ.

I. Титульный лист

II. Пояснительная записка

III. Цель, задачи

IV. Учебно-тематический план

V. Содержание изучаемого курса

VI. Методическое обеспечение:

Методика и технология обучения и воспитания

Условия реализации

Предполагаемые результаты, критерии их оценки

VII. Список литературы

II.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания.

В современном мире большинство детей уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости, занимательности, следует осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем. Эти игры не затрагивают тех психо эмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. А ведь именно воображение для младшего возраста становится локомотивом всей творческой деятельности, общего развития, реализуемых в игровой форме.

Компенсировать недостающие знания и потребности в творчестве можно в системе дополнительного образования, занимаясь в детском театральном коллективе. Занятия в детском театральном коллективе развивают ребенка во всей его психофизической целостности. Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья.

Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры.

Воспитание театром формирует мировоззрение детей, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.

Но это не единственная сильная сторона театрального образования. Гораздо важнее, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Помогает активизировать затрудненные процессы общения, сделать их радостными и плодотворными. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя.

Театр – коллективное искусство. Во-первых, театральная постановка – «продукт» совместной деятельности, требующей концентрации сил каждого учащегося. Во-вторых, разнообразие постановочных задач дает возможность каждому ребенку максимально реализовать свои возможности и способности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.

Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. А игра и общение являются для младших школьников и подростков ведущей психологической деятельностью.

Привлечение детей и подростков к занятиям в детском театральном коллективе решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания детей «на улице».

Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют детям и подросткам приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Окунувшись в мир творчества, ребенок может раскрыть и реализовать свое «Я», подготовить себя к взрослой жизни.

Данная программа разработана на основе работ:

Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского, адаптированное для работы с детьми и подростками.

Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном, репетиционном процессе, театральном показе.

Программа обучения основам театрального искусства рассчитана на 2 года обучения. При наборе детей в группы принимаются все желающие. Возраст детей 6 - 17 лет. Наполняемость группы: 10-15 человек. Формирование групп происходит с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.

Из детей и подростков, прошедших 2-х годичный курс обучения, успешно освоивших программу и решивших продолжить занятия в театральном коллективе, формируется творческая группа для дальнейшей постановки спектаклей и работе над созданием образов.

Занятия проводятся три раза в неделю по ____ часа. Количество учебных часов в год ____. Вид обучения групповой. ( и индивидуальный)

Также программой предусмотрены индивидуальные занятия и занятия по подгруппам в зависимости от задач учебного процесса.

Место проведения занятий: Центр Внешкольной Работы.

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

  • Воспитание творчески активной личности.
  • Развитие творческих умений и навыков детей средствами театрального искусства.
  • Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества.
  • Активизация познавательных интересов.

Задачи:

1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.

2. Овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

3. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры.

4. Формирование у детей и подростков нравственного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям.

5.Формирование художественного вкуса, интереса к искусству.

6. Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе.

7. Воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время.

IV. Учебно-тематический план

Год обучения

Название раздела теория практика всего
Вводное занятие      
Основы театральной культуры 2.1. Зарождение искусства. 2.2. Театр как вид искусства. 2.3. Театр Древней Греции. 2.4.Русский народный театр. 2.5. Театр и зритель. 2.6.Театральное закулисье. 2.7. Итоговое занятие.      
Техника и культура речи 3.1. Речевой тренинг. 3.2. Работа над литературно-художественным произведением. 3.3. Итоговое занятие.      
Пластическое воспитание 4.1. Пластический тренинг 4.2. Пластический образ персонажа 4.3. Итоговое занятие      
Актерское мастерство 5.1. Организация внимания, воображения, памяти 5.2. Сценическое действие 5.3. Творческая мастерская 5.4. Итоговое занятие      
Работа над пьесой и спектаклем 6.1. Выбор и анализ пьесы 6.2. Тема, сверхзадача, событийный ряд 6.3. Анализ пьесы по событиям 6.4. Работа над отдельными эпизодами 6.5. Закрепление мизансцен 6.6. Выразительность речи, мимики, жестов 6.7. Изготовление реквизита, декораций 6.8. Прогонные и генеральные репетиции 6.9. Показ и обсуждение спектакля      
  ИТОГО      

Год обучения

Название раздела теория практика всего
Вводное занятие      
Основы театральной культуры 2.1.Виды театрального искусства 2.2.Театральное закулисье 2.3.Театр и зритель 2.4.Итоговое занятие      
Техника и культура речи 3.1. Речевой тренинг 3.2. Работа над литературно-художественным произведением 3.3. Итоговое занятие      
Пластическое воспитание 4.1. Пластический тренинг 4.2. Пластический образ персонажа 4.3. Элементы танцевальных движений 4.4. Итоговое занятие      
Актерское мастерство 5.1. Организация внимания, воображения, памяти 5.2. Сценическое действие 5.3. Творческая мастерская 5.4. Итоговое занятие      
Работа над пьесой и спектаклем 6.1. Выбор и анализ пьесы 6.2. Тема, сверхзадача, событийный ряд 6.3. Анализ пьесы по событиям 6.4. Работа над отдельными эпизодами 6.5. Закрепление мизансцен 6.6. Выразительность речи, мимики, жестов 6.7. Изготовление реквизита, декораций 6.8. Прогонные и генеральные репетиции 6.9. Показ и обсуждение спектакля      
  ИТОГО      
         
         
                 

V. Содержание программы Первый год обучения

Вводное занятие

Знакомство с коллективом. Выявление уровня и объема знаний о театре.

Обсуждение плана работы на год. Особенности занятий в театральной студии. Требования к знаниям и умениям.

Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.

Наши рекомендации