Задания для самостоятельной работы. 1. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

· Что такое экологическая культура человека, в чем она проявляется?

· Какие педагогические условия необходимо создавать педагогу для формирования экологической культуры школьников?

· В чем вы видите самоценность, общечеловеческую ценность природы?

· В чем суть природы как педагогического средства?

· Насколько часто и компетентно учителя вашей школы использовали в работе с учащимися природу как педагогическое средство? Почему?

· Какие требования необходимо соблюдать педагогу при использовании природы как средства развития учащихся в педагогическом процессе?

· В чем вы видите назначение эколого-педагогической деятельности?

· Каковы признаки экоцентрической парадигмы экологического воспитания школьников?

Составьте план проведения в школе месячника экологического воспитания (апрель).

Контрольные задания

Решите следующие педагогические задачи:

· Разработайте анкету на выявление уровня экологической культуры младших школьников (подростков, старшеклассников) – по выбору.

· Дайте обоснование эколого-воспитательных возможностей учебного предмета «Иностранный язык» в средней школе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 24

ПО ТЕМЕ «УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Требования к компетентности:

· знать особенности школьной среды как фактора воспитания; понимать и уметь обосновать роль ученического коллектива для развития личности; уметь создавать благоприятную атмосферу в коллективе;

· знать механизмы социализации личности в коллективе и уметь анализировать реальность с учетом стадий формирования коллектива, системы его ценностей;

· знать педагогически целесообразные пути формирования ученического коллектива, уметь практически реализовать их в будущей профессиональной деятельности;

· понимать роль общественных молодежных объединений в воспитании школьников и уметь анализировать состояние их работы;

Основная литература

1. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум : учеб. пособие / Т.Е. Карпович – Минск : Тесей, 2007. – С. 38 – 45.

2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. – С.

3. Подласый, И.П. Педагогика : Новый курс : Учебник для студ.: В 2-х кн / И.П. Подласый – М. : Владос, 2001. – Книга 2. – С. 59–93.

4. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов – Минск : Універсітэцкае, 2000. – С. 349–368.

Дополнительная литература

1. Гимпель, Л.П. Программированные тестовые задания по педагогике : учеб.-методич. пособие / Л.П. Гимпель – Минск : МГЛУ, 2005. – 105 с.

2. Иванов, И. П. Воспитывать коллективистов : Из опыта работы. — М., 1982.

3. Коротов, В.М. Самоуправление школьников / В.М. Коротов. — М., 2006.

4. Казимирская, И.И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике : учеб пособие / И.И. Казимирская, А.В. Торхова – Минск : Бестпринт, 2004.

5. Красовицкий, М. Ю. Общественное мнение ученического коллектива / М.Ю.Красовицкий. — М., 2004.

6. Макаренко, А. С. Избранные педагогические сочинения : В 2 т. / А.С.Макаренко. — М., 1977.

Основные понятия

Коллектив ––группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Коллектив детский –– группа детей, объединенная совместной целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности.

Коллективизм –– нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности.

Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

Коллектив(от лат. collectivus – собирательный) – группа людей, объединенных на основе общественно и личностно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Основы педагогики: учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л.Жук, Е.А.Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Признаки коллектива:

1. Общая социально значимая цель. Важно: какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции, законам государства.

2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели.

3. Отношение общественной зависимости – единство переживаний, связанных с достижением цели, и единство оценочных суждений (моральное единение).

4. Общий выборный руководящий орган – демократические отношения, прямое и открытое избрание органов управления.

5. Сплоченность, взаимопонимание, защищенность, чувство локтя – психологический климат. Взаимопомощь, доброжелательность, здоровая критика и самокритика, соревнование

6. Разумное сочетание личных и общественных интересов.

Задания для самостоятельной работы. 1. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы: - student2.ru Задания для самостоятельной работы. 1. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы: - student2.ru

В зависимости от классификационного признака выделяют следующие типы коллективов.

Задания для самостоятельной работы. 1. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы: - student2.ru

Теория коллектива была разработана А.С.Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка - смерть.

Определил этапы его развития:

1 стадия – становление коллектива. В ее заключении выделяется актив, общая цель, общая деятельность и общая организация.

2 стадия:

- усиливается влияние актива.

- стабилизируется структура коллектива. Оформляются нормы поведения, круг требований.

- теперь педагог его использует в целях индивидуального развития каждого ученика, личности.

- Разрешаются различные противоречия: между коллективом и отдельными учениками, или отдельными группировками.

3 стадия – расцвет коллектива: предъявляются более высокие требования к себе, чем к товарищам. Формируется целостная, нравственная личность. Общий опыт, одинаковые оценки события.

4 стадия и последующие – каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в самовоспитание.

На всех стадиях коллектива возникают и крепнут традиции – устойчивые формы коллективной жизни (большие и малые).

Большие традиции – яркие, массовые события.

Малые традиции – повседневные, но не менее важные, они не требуют особых усилий.

А.С. Макаренко – о перспективах – это практическая цель, способная увлечь и сплотить коллектив. Перспектива бывает: близкая, средняя, далекая.

Близкая перспектива – поход в цирк, кинотеатр, игра, соревнование. Высший уровень – радость от ожидания, осуществления.

Средняя перспектива – проект коллективного события несколько отодвинутого во времени. Нужны усилия, определенные затраты. Пример: подготовка к проведению соревнования, школьного праздника и т.д. Она выдвигается, когда уже оформлен коллектив.

Далекая перспектива – отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий. Пример: успешное окончание школы.

Непрерывная смена перспектив – обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

А.С. Макаренко – принцип параллельного действия - это требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через коллектив. Каждый член коллектива оказывается под параллельным воздействием 3-х сил: воспитатель, актива и всего коллектива. Воспитатель – непосредственно и опосредованно через актив и коллектив. Постепенно с укреплением коллектива непосредственное воздействие воспитателя снижается, а воздействие коллектива повышается. Этот принцип применим уже на 2-ой стадии коллектива.

Макаренко советовал этим принципом пользоваться очень осторожно, т.к. коллектив может наказать провинившихся очень сурово (свой пример: в студенческой группе, стипендия…)

Наши рекомендации