Требования к образовательной программе школы
Образовательная программа школы (другого учреждения общего образования) принимается педагогическим советом и утверждается управляющим советом и учредителем образовательного учреждения.
Образовательное учреждение несет ответственность за выполнение своей образовательной программы перед родителями учащихся и учредителем.
Образовательное учреждение обязано ежегодно публиковать отчет о выполнении образовательной программы школы.
Образовательная программа школы имеет следующую структуру:
· Цели образования.
· Учебный план.
· Учебные программы.
· Документы, регламентирующие организацию образовательного процесса.
· Указания по системе оценивания текущей учебной деятельности учащихся.
· Перечень используемых учебников, учебных пособий, учебного и лабораторного оборудования.
Образовательная программа школы (другого образовательного учреждения; далее – образовательная программа школы) может определять:
· Дополнительные к основным цели общего образования, цели ступени школьного образования, цели изучения обязательных учебных предметов;
· Цели образования для каждой микроступени (класса) школьного образования.
Образовательная программа школы должна включать учебный план, определяющий помимо указанного в п. 2.2:
· Перечень факультативных и элективных курсов;
· Распределение часов на изучение обязательных предметов по годам обучения и периодам учебного года;
· Планируемое число учебных дней;
· График учебного года.
Образовательная программа школы помимо указанных в п.2.3 учебных программ, должна включать:
· Напредметные программы формирования функциональных умений и ключевых компетентностей (программы формирования опыта проектной деятельности, формирование опыта исследовательской деятельности, формирование информационной культуры, формирование опыта участия в духовной жизни города/села и т.п.);
· Рабочие программы по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам;
· Программы социально-творческой деятельности, спортивных занятий, дополнительного образования (внутри школы);
· Варианты индивидуальных образовательных программ (порядок их разработки и согласования).
Индивидуальные образовательные программы могут предусматривать изучение отдельных предметов (образовательных модулей) в других учебных заведениях, самостоятельное изучение учащимися интересующих их предметов (при консультативной поддержке учителей), участие учащихся в различных видах социально-творческой деятельности и в дополнительном образовании.
Образовательная программа школы должна включать следующие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса:
· Расписание учебных занятий;
· Перечень интерактивных образовательных технологий, которые предполагается использовать на занятиях по двум и более предметам;
· Основные цели домашней работы учащихся, общие для ряда или всех учебных предметов;
· Рекомендации для учителей по использованию ресурсов времени на домашнюю работу учащихся.
В образовательной программе школы должны быть определены способы оценивания текущей учебной деятельности учащихся (безотметочное обучение, зачетная система, накопительная система и т. п.) и способы оценивания деятельности учащихся за рамками изучения обязательных учебных предметов.
Пути создания условий, необходимых для модернизации образовательной программы школы, определяются программой развития школы.
В программе развития школы должен быть представлен анализ ее достижений в области воспитания и обучения учащихся, указаны образовательные результаты, которые планируется достичь в течение определенного периода времени, планируемые изменения в образовательном процессе и условия, необходимые для осуществления таких изменений (повышение квалификации кадров, использование новых средств обучения, укрепление учебно-материальной базы, обеспечение общественной поддержки планируемым изменениям, совершенствование управления образовательным учреждением и т. д.).
Предлагаемый вариант Требований к структуре основных общеобразовательных программ соответствует нормам Закона РФ «Об образовании», который устанавливает три вида документов, регламентирующих содержание образования – основные образовательные программы, примерные образовательные программы и образовательные программы школ (образовательных учреждений). Образовательные программы школ разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно, ими же принимаются и реализуются.
Разработка примерных образовательных программ обеспечивается государственными органами управления образованием. Примерные образовательные программы являются основой для разработки образовательных программ школ.
В разработанном по настоящему контракту проекте требований:
· Определено содержание основных общеобразовательных программ и содержание образовательных программ школ, показано различие между ними;
· Раскрыто различие между понятиями «образовательная программа» и «учебная программа»;
· Показано, что образовательный процесс не сводится к учебному процессу (но включает его наряду с другими видами образовательной деятельности, имеющими существенное значение для развития детей);
· Раскрыты функции образовательной программы (регламентация целей образования, средств их реализации, условий осуществления образовательной деятельности) и др.
Данные Требования ориентируют на повышение самостоятельности образовательных учреждений в проектировании образовательного процесса и на повышение ответственности образовательных учреждений за результаты своей деятельности.
[1] Гершунский Б.С. Философия образования. –М., 1998. с. 315