Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение как для личности, так и для всего социума. Современному человеку необходимо владеть информацией о стиле поведения, о формах и технологиях обучения и воспитания, системе образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия, обеспечивающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами получения, передачи и обмена информацией, способами коммуникации.
В настоящее время изменяются роль и место образования в обществе: образование и воспитание являются центральными звеньями в социальной сфере, обусловливающими стабилизацию общества и уровень его культурного развития; образование выступает средством развития личности, общества в целом.
В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества и выступают критерием культуры личности, социума в целом. К ним относятся: 1) «знаниевая» и «культурологическая», 2) «технократическая» и «гуманистическая», 3) «социетарная» и «человеко-ориентированная», 4) «педоцентристская» и «детоцентристская». Каждая парадигма обучения и воспитания формировались в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социального феномена и культурной ценности. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе ее освоения; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.
В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со становлением практического и теоретического опыта человека.
Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения и общения. В связи с развитием культуры и общества расширяется процесс овладения человеком ценностями: основами физической и эстетической культуры, экологии и права и др.
Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.
Альтернативной технократическому вызову, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в образовательных системах. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности.
Педоцентрическая парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.
Педоцентрическая парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.