Анализ жизненного стиля потребителей
Жизненный стиль потребителя (consumerlifestyle) — это его образ жизни и использования ресурсов — времени, денег, информации. Жизненный стиль — распространенная концепция в описании потребительского поведения. Она более современна, чем концепция личности, и более всесторонняя, чем концепция ценностей. Концепция жизненного стиля используется маркетерами для того, чтобы связать продукт (через элементы маркетингового комплекса, и чаще всего — рекламу) с повседневной жизнью целевого рынка.
Желаемый жизненный стиль влияет на потребности, отношения потребителей и, соответственно, на поведение при покупке и использовании. Потребительские решения поддерживают или изменяют жизненный стиль. Поэтому жизненный стиль занимает центральное место в потребительском поведении.
Влияние жизненного стиля на потребительское поведение не всегда осознается самими потребителями. Однако многие маркетинговые решения открыто ориентированы на конкретный жизненный стиль, например, спортивный или консервативный стили одежды, престижная цена продукта, сцены и сюжеты рекламных роликов.
Жизненный стиль потребителя менее устойчив, чем ценности. Маркетеры должны видеть тенденции изменения жизненного стиля своих потребителей и отражать их в маркетинговых решениях — в дизайне продукта, рекламе, системе распространения и в ценовой политике.
Мною было проведено исследование, целью которого является изучение жизненного стиля потребителей магазина «М.Видео».
«М.Видео» – лидер среди российских розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники в России и одна из крупнейших европейских компаний в этом сегменте. Кроме того, «М.Видео» – единственная публичная российская непродуктовая сеть. С ноября 2007 года торговля акциями ОАО «Компания «М.Видео» идет на крупнейших российских биржевых площадках – РТС и ММВБ (тикер:MVID).
Компания основана в 1993 году, когда был открыт первый магазин «Мир Видео» в Москве, на улице Маросейка. В течение 90-х сеть работала только в Москве. В 2001 году «М.Видео» открыла свой первый магазин в регионе — в Нижнем Новгороде. В 2009 году компания принимает стратегию «Нам не всё равно». 4 марта 2010 года в московском гипермаркете «М.Видео» начинает работу первый в России розничный магазин Apple Shop. В августе 2012 в Нижнем Новгороде открыт первый за пределами Москвы интернет-магазин компании. 19 октября 2012 года компания открывает ещё 15 интернет-магазинов. По итогам 9 месяцев 2012 года в 124 городах Российской Федерации работает 282 гипермаркета «М.Видео».
Компания насчитывает более 17 тысяч сотрудников.
Товарный ассортимент магазинов «М.Видео» превышает 20 тыс. наименований различной техники: аудио/видео и цифрового направлений, мелкой и крупной бытовой электроники, товаров для развлечения, а также аксессуаров. Для всех магазинов «М.Видео» разработан специальный единый формат торгового зала площадью 1500-1800 кв. м.
Методом проведения исследования был выбран письменный опрос (анкетирование). Анкетирование – основной инструмент сбора первичной информации в маркетинговом исследовании. Анкета представляет собой перечень стандартных вопросов (варианты ответов приводятся в анкете). Анкетирование проводилось анонимно.
Задачи опроса:
- составить анкету для проведения исследования,
- опросить сотрудников организации,
- проанализировать полученные результаты,
- сделать выводы и рекомендации по результатам исследования.
Было опрошено 20 покупателей магазина «М.Видео». Ответы были подсчитаны и проанализированы.
Проанализировав результаты исследования можно сделать вывод, что магазин «М.Видео» ведет довольно успешную торговлю. Потребители магазина в основном люди, ведущие активный образ жизни и имеющие разные интересы. Чаще всего семьянины с несколькими детьми, работают в крупных компаниях. Так же потребителям больше всего нравится ассортимент магазина, его они считают расширенным. Менее всего их привлекает месторасположение магазинов «М.Видео», потому что они находятся далеко от центра и вблизи неудобных дорожных развязок.
Исходя из полученных данных, были предложены рекомендации по улучшению товарного ассортимента магазина:
· Расширить раздел «Товары для детей». Предложить молодым семьям больше электроприборов для безопасности малышей, а так же электрические игрушки, помимо игровых приставок.
· Внести в свой ассортимент спортивные тренажеры. Т.к. многие покупатели магазина интересуются спортом.
· Расширить ассортимент товаров для отдыха на природе. Добавить электрические мангалы, фонари, бинокли.
В итоге можно сделать вывод, что жизненный стиль потребителей магазина «М.Видео» учитывается представителями компании. Но можно внести некоторые поправки в ассортимент в связи с тем, что покупатели магазина очень активные люди и их интересы удовлетворены не в полной мере.
Р.С. Костова