Тема № 6. Возбуждение уголовного дела

1. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела.

2. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела.

3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

4. Обстоятельства, исключающие производство по делу.

5. Процессуальный порядок деятельности в стадии возбуждения уголовного дела.

6. Надзор прокурора за деятельностью в стадии возбуждения уголовного дела.

Стадия возбуждения уголовного дела – это первоначальная самостоятельная стадия уголовного процесса, которая состоит в установлении компетентным государственным органом или должностным лицом необходимых условий для законного и обоснованного начала производства по уголовному делу.

Понятие "возбуждение уголовного дела" понимается в трех различных аспектах:

· как уголовно-процессуальный институт, нормы которого определяют условия, порядок и иные обстоятельства возникновения уголовного дела (ст. 108–116 УПК);

· как первая стадия уголовного процесса, состоящая из действий и отношений, которые имеют место при принятии, рассмотрении и разрешении первичных сведений о преступлении;

· как отдельный процессуальный акт, выражающийся в вынесении компетентным государственным органом или должностным лицом решения о том, что по данному деянию начинается производство в порядке уголовного процесса.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что органы предварительного расследования, прокурор и судья принимают первичную информацию о любом совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении, проводят всестороннюю проверку содержания информации, оценивают ее и принимают, руководствуясь законом и своим внутренним убеждением, одно из следующих решений:

· о возбуждении уголовного дела;

· об отказе в возбуждении уголовного дела;

· о передаче материалов без возбуждения уголовного дела по подследственности или по подсудности.

Стадия возбуждения уголовного дела включает в себя следующие этапы:

1) Получение государственным органом или должностным лицом первичной информации о преступлении.

2) Принятие мер к предотвращению или пресечению преступления, а также к закреплению его следов.

3) Рассмотрение вопроса о наличии оснований для передачи материалов другому органу или должностному лицу.

4) Рассмотрение первичной информации по существу, истребование в случае необходимости дополнительных материалов, получение объяснений, выполнение проверочных действий без производства следственных действий за исключением осмотра места происшествия.

5) Принятие решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом, уведомление заявителя или должностного лица, сообщившего о преступлении.

6) Направление уголовного дела после его возбуждения:

· передача следователю или дознавателю для производства расследования;

· принятие к своему производству;

· создание следственной группы по возбужденному уголовному делу.

Правом возбуждать уголовные дела обладают:

· прокурор; Никакие другие органы и лица не имеют права возбуждать уголовные дела!
· следователь;
· орган дознания;
· судья.

1. Прокурор вправе возбудить уголовное дело по любому преступлению независимо от его подследственности. Прокурор вправе определить подследственность уголовного дела, минуя правила о подследственности.

2. Следователь вправе самостоятельно и независимо возбуждать уголовные дела в рамках, отведенных ему правилами о подследственности (ст.ст. 125, 126 УПК).

3. Орган дознания возбуждает уголовные дела только в рамках своей компетенции, предусмотренной ст. 117 УПК. В том случае, если закон предусматривает обязательность предварительного следствия по данному делу, по окончании дознания оно передается соответствующему следователю. Если предварительное следствие не обязательно – орган дознания полностью проводит предварительное расследование. Возбуждение уголовного дела – это прерогатива именно органа дознания, но не лица, производящего дознание!

4. До 14.01.2000 г. обширными полномочиями по возбуждению уголовных дел обладал суд. Он мог возбудить уголовное дело, выявив признаки преступления при судебном рассмотрении другого дела. В связи с тем, что суду не принадлежит функция обвинения, а характерной является функция разрешения дела, Конституционный Суд РФ своим постановлением по жалобе гражданки Смирновой и обращению Верховного Суда РФ признал неконституционным возбуждение судом уголовных дел во всех случаях, кроме дел частного обвинения. Поскольку дела частного обвинения рассматриваются судьей единолично, то следует признать, что суд как коллегиальный орган правом возбуждать уголовные дела не наделен.

Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается предусмотренный уголовно-процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и лица получают сведения о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

Поводы к возбуждению уголовного дела должны удовлетворять следующим требованиям:

· источник информации должен быть известен и может быть проверен;

· оформление повода должно соответствовать закону;

· повод должен содержать в себе сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Часть 1 ст. 108 УПК содержит перечень поводов к возбуждению уголовного дела:

· заявления и письма граждан;

· сообщения профсоюзных и иных общественных организаций;

· сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц;

· статьи, заметки и письма, опубликованные в печати;

· явка с повинной;

· непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления.

Основание для возбуждения уголовного дела – это те фактические данные, которые указывают на наличие признаков преступления и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Основание для возбуждения уголовного дела представляет собой единство доказательственных данных о том, что:

· само деяние, о котором поступило заявление или сообщение, имело место в действительности;

· это деяние содержит признаки состава преступления, т.е. предусмотрено уголовным законом в качестве такового.

Полного знания о преступлении при возбуждении уголовного дела не требуется.

Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, исчерпывающе перечислены в ч. 1 ст. 5 УПК. При выявлении этих обстоятельств в возбуждении уголовного дела должно быть отказано, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению.

1) Отсутствие события преступления означает, что действия (бездействие), о которых идет речь в представленных материалах не имели место в действительности.

2) Отсутствие в деянии состава преступления может иметь место в том случае, если определенное событие (действие или бездействие) имело место в действительности, но не содержит признаков, образующих состав какого-либо преступления.

3) Истечение сроков давности, определенных ст. 78 УК РФ.

4) Вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное преступление, а также ввиду помилования отдельных лиц.

5) Недостижение лицом к моменту совершения общественно опасного деяния возраста уголовной ответственности, определенного ст. 20 УК РФ.

6) Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 27 УПК (если преступление имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния или зависимости от лица, совершившего преступление, не в состоянии защищать свои права и законные интересы).

7) Отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе, кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 27 УПК.

8) Смерть лица, совершившего преступление, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам.

9) В отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению, либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию (ст. 50 Конституции РФ гласит: "никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").

10) Наличие неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении дела по тому же обвинению… (окончание данной правовой нормы признано неконституционным Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. № 1-П и применению не подлежит!).

11) Отказ священнослужителя от дачи показаний по обстоятельствам, ставшим ему известными из исповеди, поскольку тайна исповеди охраняется законом.

В соответствие со ст. 109 УПК, решение в стадии возбуждения уголовного дела должно быть принято не позднее трех суток со дня получения первичной информации о преступлении, т.е. повода к возбуждению уголовного дела. В случаях, требующих дополнительной проверки этот срок не может быть более десяти суток.

В ряде случаев при получении первичной информации фактических данных, т.е. оснований для возбуждения уголовного дела, бывает недостаточно. В этих случаях проводится так называемая доследственная проверка, или проверка в соответствие со ст. 109 УПК. Доследственная проверка может иметь следующую форму:

· прокурорская проверка;

· административное расследование (следователь, оперативный уполномоченный, инспектор пожарного надзора и т.д.);

· служебное разбирательство (например, командир войсковой части, начальник ОВД и др.);

· оперативная проверка.

В ходе доследственной проверки могут проводиться организационные действия и мероприятия, направленные на получение фактических данных об исследуемом событии. Следственные действий за исключением осмотра места происшествия при этом проводиться не могут!

В ходе доследственной проверки проводятся:

· получение объяснений (нет ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, нельзя применять меры процессуального принуждения);

· истребование материалов;

· осмотр места происшествия (в случаях не терпящих отлагательства);

· ревизия;

· документальная проверка;

· административное изъятие предметов и документов;

· гласные оперативно-розыскные мероприятия;

· судебно-медицинское освидетельствование;

· исследование веществ и объектов;

· административный досмотр;

· иные действия и мероприятия, направленные на получение фактических данных.

О возбуждении уголовного дела орган дознания, следователь, прокурор и судья выносят постановление. Оно состоит из трех частей (вводной, описательной и резолютивной).

Вводная часть 1. Наименование.
2. Число, месяц и год вынесения постановления.
3. Место возбуждения уголовного дела (населенный пункт).
4. Кем вынесено постановление (полное наименование должности, классный чин, специальное или воинское звание, Фамилия И.О.).
5. Наименование материалов, по которым возбуждается уголовное дело с обязательным указанием повода.

УСТАНОВИЛ:

Описательная часть   1. Краткая фабула содеянного, из которой следует наличие оснований для возбуждения уголовного дела.
2. Юридическая квалификация деяния, т.е. название преступления и указание пункта, части и номера статьи Уголовного кодекса РФ.
3. Ссылка на статьи УПК, регламентирующие порядок возбуждения уголовного дела в данном случае.

ПОСТАНОВИЛ:

Резолютивная часть 1. Решение о возбуждении уголовного дела по конкретной норме Уголовного кодекса РФ либо в отношении конкретного лица, если оно известно на момент возбуждения уголовного дела.
2. Решение о дальнейшей судьбе возбужденного уголовного дела (принять к своему производству, направить по подследственности или по подсудности).
3. Решение о направлении копии постановления о возбуждении уголовного дела надзирающему прокурору.
4. Уведомление заявителя или других заинтересованных лиц о возбуждении уголовного дела.
5. Наименование должности, Фамилия и подпись лица, составившего постановление.

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится постановление аналогичной структуры.

В случае передачи материалов без возбуждения уголовного дела по подследственности составляется сопроводительное письмо адресату, копия которого направляется заявителю или иному заинтересованному лицу, а вторая копия подшивается в наряд с перепиской органа, принявшего заявление.

В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов органами и лицами, уполномоченными возбуждать уголовные дела. В частности, он обязан надзирать за соблюдением этими лицами и органами требований ст. 109 УПК, пресекая отказы под какими-либо предлогами в приеме заявлений, несвоевременную их регистрацию, а также случаи неосновательно проведенных предварительных проверок или применения при их поведении не предусмотренных законом способов.

Прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах предварительного расследования исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных, совершаемых или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).

Основными актами прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела являются:

· постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

· постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела;

· письменные указания о проведении конкретных проверочных действий по заявлению (сообщению) о преступлении, по которому орган предварительного расследования проводит проверку в порядке ст. 109 УПК.

Наши рекомендации