Лекция 7. Логические и эстетические критерии истинности педагогического знания

Проблема критериев истины в педагогике

Проблеме истинности, результативности и эффективности педа-гогоческого знания в научной педагогике уделяется недостаточное внимание, практически отсутствуют исследования на эту тему.

Такое положение дел обусловлено прежде всего трудностью вычленения результатов собственно педагогических действий из общей массы воспитательных влияний социальной среды. Сказывается также слишком абстрактное и общее определение целей воспитания, отсутствие детального, конкретного целеполагания в педагогическом процессе, неодинаковость воспитательных ожиданий в различных структурах государства и социальных слоях общества.

Нередко сомнительные педагогические новации с их поспешными и поверхностными выводами оцениваются и рекламируются общественностью как научно достоверные и истинные. А проверенные практикой, теоретически обоснованные требования к обучению и воспитанию детей, но не отвечающие идеологической и педагогической моде, вопреки положительной практике квалифицируются как устаревшие и негативные. Это тем более нетерпимо, что общественное мнение родителей, педагогов о научных подходах к воспитанию и обучению детей — один из существенных факторов обеспечения доверия к педагогическому знанию.

Опираясь на общественное мнение, педагогическая наука использует общенаучные, а также разрабатывает свои собственные конкретные критерии, которые дают ей возможность избегать субъективизма в практике, обнаруживать объективно достоверное знание, строить на его основе субъективную педагогическую деятельность.

Безусловно верным общенаучным мерилом истины является общественно-историческая практика. Все другие критерии истинности научного знания сходятся, перекрещиваются и заземляются в ней. Такие абсолютные истины педагогики, как обязательное присвоение подрастающим поколением социального опыта старших; обусловленность содержания образования потребностями развития общества и человеческой личности; становление личности в процессе деятельности, отношений и общения, неоднократно проверены и подтверждены общественно-исторической практикой. Однако конкретно-исторический процесс воспитания подрастающих поколений, основываясь на истинах абсолютных, на общих и вечных законах, движется, изменяется, совершенствуется за счет истин относительных, действующих в конкретном обществе, отражающих его требования, удовлетворяющих его потребностям. Так, относительно истинными, опирающимися на общие законы воспитания, были педагогические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического обществ. Критерием относительной ивтинности различных педагогических систем является их соответствие, адекватность конкретно-исторической ситуации, их способность удовлетворять основные жизненные потребности развития данного общества и человека, живущего в нем.

Вместе с тем в рамках абсолютного критерия истины общественно-исторической практики возможны и необходимы частные критерии, которые обеспечивают проверку истинности педагогического знания в конкретном педагогическом процессе. В исторически обусловленной экономической, политической, социальной, культурной, духовно-нравственной ситуации необходимо знание о способности и готовности педагогической системы к решению задач по удовлетворению потребностей общества и личности, о достоверности и обоснованности содержания образования и обучения, о корректности форм и методов учебно-воспитательного процесса.

Субъективно-объективные критерии истинности

Педагогического знания

В реальной педагогической практике используются критерии различного типа, качества и степени научной надежности.

Так, в повседневной практике контроля за работой учителя чаще всего используются критерии субъективистские. Проверяющий стремится к обнаружению объективных научных основ обучающе-воспитательной деятельности, а проверяемый старается показать свою квалификацию ориентацией на модные педагогические приемы. Обсуждение материалов посещения уроков Часто осуществляется не как совместный поиск истины, совершенствования педагогического процесса, а на уровне: «нравится —- не нравится», «исполнено — не исполнено», «соответствует — не соответствует» бюрократическим указаниям. В результате в учителе угнетается свобода творческого духа, самостоятельного поиска путей успешного обучения и воспитания детей на научной основе и совершенствования себя как мастера-профессионала.

На субъективистской же основе, как это показывает опыт реформы школы, в отсутствие экспериментальной проверки составляются, утверждаются такие документы, как концепция среднего образования, дифференцированные учебные планы, новое толкование трудового начала в школе, что на практике уже привело к разрастанию очевидных негативных последствий: огромному отсеву учащихся из школы; снижению уровня образованности; росту детской преступности. Такой, по существу абстрактный и антикритериальный, подход в педагогической теории и практике лишает педагогику возможности реально оценивать результаты и эффективность научных изысканий, давать практике проверенные рекомендации.

Начальный уровень критериев истинности педагогического знания, необходимых для научной организации воспитания и обучения, составляют субъективно-прагматические показатели.

Для прагматической философии критерием истины является субъективная практика, достигнутый успех в реализации той или иной идеи. Этот критерий не является антинаучным, абсолютно субъективно-идеалистическим. Успех в производственно-общественной деятельности человека всегда обеспечивается за. счет субъективно-творчес-. кой активности и использования объективных условий в общественных отношениях и практике, которые отражаются в реализуемой идее и в интуитивной деятельности человека. Роль субъективно-прагматических критериев личного успеха особенно значительна в научно-педагогическом творчестве, в воспитательной и обучающей практике. Разрабатывая содержание процесса обучения и воспитания, формы организации жизни, методы педагогического взаимодействия и воздействия ученый-педагог учитывает как объективные возрастные особенности детей, состояние общественных отношений, так и субъективный уровень развития детей и коллектива, потребности и интересы детей, особенности их домашнего и уличного воспитания, состояние здоровья и черты характера, собственные творческие силы. , Критерием истинности педагогической идеи в условиях прагматического подхода выступает и субъективное состояние детей, гармония в организации отношений с ними.

Действенную помощь в работе субъективно-прагматический критерий оказывает педагогу-практику. Одаренный педагог, учитель, воспитатель, основываясь на знании общих объективных законов организации педагогического процесса, вносит в него, в отношения с. детьми собственные субъективные идеи, по-своему конструирует, преобразует систему деятельности и общения, добивается общего успеха в воспитании, красоты в организации жизни и поведения школьников. Дети без тени сомнения идут за таким педагогом, преуспевают в усвоении знаний и приобретении позитивных личностных качеств, что неопровержимо свидетельствует об относительной истинности его субъективно-прагматической деятельности.

Важные критерии истинности педагогического знания наряду с субъективно-прагматическими — научные объективные показатели. Это прежде всего положительные результаты использования объективных законов функционирования воспитательных институтов в системе общественных отношений:, законов системно-структурного построения педагогического процесса с устойчивой обратной связыо и диагностикой; законов физико-физиологического становления детей, их психического развития; социально-психологических законов поведения детской личности в коллективе, в толпе, в изоляции, в стрессовых ситуациях.

Однако опора на законы и закономерности функционирования тех или иных педагогических процессов не является гарантией их социальной эффективности, пригодности, научной истинности и автоматически не ведет к позитивному воспитательному результату. Подлинная научная истинность педагогического знания обнаруживается тогда, когда организуемые педагогические процессы и системы действуют не только с учетом требований объективных законов в масштабах лабораторных изысканий, но и сами, как новая целостность, дают положительный эффект в массовой учебно-воспитательной практике. В рамках лабораторного эксперимента тепличность, искусственность, рафинированность, элитарность условий дают лишь относительно достоверную картину интеллектуально-нравственного развития детей, искажают смысл научного поиска относительно массового обучения и воспитания. Лабораторный эксперимент, его итоги в педагогике — это лишь идеальная модель, одна из основ массового опыта и ступень к главному критерию истинности педагогического знания — массовому эксперименту. Массовый поиск рассчитан на достижение успеха в сложных и противоречивых условиях громадной, неоднородной по уровню развития и воспитания массы детей, неравноценных педагогических кадров и слабой материальной обеспеченности.

Лабораторный и массовый эксперименты в педагогике представляют собой диалектическое единство, две стороны одного процесса совершенствования воспитания и обучения, выполняют жизненно необходимые функции. Лабораторный эксперимент всегда имеет гипотетический, поисковый смысл, обнаруживает перспективу развития воспитательно-образовательных процессов. Массовый же, следуя в указанном лабораторией направлении, выносит окончательный вердикт относительно истинности предлагаемого нового пути. Именно массовые положительные результаты, успехи подавляющего большинства детей в учении, труде, освоении культуры, в личной интеллектуально-нравственной свободе и ответственности как общественно-историческая практика подтверждают истинность экспериментально обнаруженных гипотез, догадок, предвидений. В оценке массовых объективных данных нельзя сбрасывать со счетов действие субъективных факторов, субъективно-прагматические показатели. Но позитивные данные массового опыта снимают субъективность, обеспечивают объективным результатам господствующее, доминирующее положение.

Эстетика процесса и результатов воспитания — критерии истинности педагогической деятельности.

Среди научных, объективных критериев истинности педагогического знания доминирующее положение занимают красота, гармония, другие эстетическое мерила. По сей день в педагогике среди теоретиков и практиков распространено снисходительно-пренебрежительное отношение к красоте как к критерию истины. В исследованиях, как правило, отсутствует эстетическая оценка педагогических явлений как критерий истины. Между тем можно утверждать, что только красивое в педагогических системах, в воспитательной деятельности взрослых и поведении детей свидетельствует о социально ценных учебо-воспитательных результатах. Там, где педагогическая деятельность и отношения не могут выявиться в эстетически ощутимых формах, где отсутствует гармония содержания педагогического процесса, форм и методов организации детской жизни, проявляется педагогическое бессилие, возникает безобразное как свидетельство ложности отношений детей и взрослых.

Важно выяснить, какие характеристики красоты, эстетические свойства природы и общественной жизни могут быть использованы в качестве показателей в оценке педагогических явлений. Необходимо знать, какие прекрасные свойства, качества, особенности органически присущи педагогическим явлениям, обнаруживая которые педагог-исследователь приближается к педагогической истине, в каких воспитательных отношениях красота, другие эстетические категории выступают показателями истинности или ложности примененного педагогического знания.

Ведущий эстетический показатель истинности педагогического знания — единство формы и содержания: единство жизни, педагогического содержания деятельности детей, форм и методов ее организации. Общество в процессе развития общественных отношений и сознания стремится к гармонизации взаимодействия всех систем своего жизнеобеспечения. Взаимозависимы и взаимообусловлены социальная, политическая, экономическая, информационная, образовательно-воспитательная, культурная, национальная сферы. Гармонизация взаимодействия этих сфер во многом зависит от гармонии или хаоса внутри .каждой из них. Торможение, застой, тем более распад, кризис одной из систем, особенно социально-экономической, неизбежно влекуг за собой сбои в функционировании общего организма. Гармония в обществе есть результат гармонии в каждой из его общественных подсистем. Этим и определяется объективный характер эстетических критериев, в частности ведущего среди них — единства содержания форм жизни.

В оценке научной обоснованности системы образования и организации воспитания экспертизе в первую очередь подвергается гармоничность учебного плана, его соответствие требованиям, предъявляемым к человеку социально-политическими условиями, культурой, научно-техническим процессом, разнообразными формами общественного сознания, технологическими процессами и организацией труда. Симметрия, уравновешенность, гармоничное сочетание различных предметов естественного и гуманитарного циклов, их соответствие требованиям жизни и возможностям детей рождают целостность и завершенность учебного плана как педагогического и одновременно эстетического явления. Суть гармоничности учебного плана — в наибольшем соответствии его возможностей интересам общества и отдельной личности. В качестве эстетических критериев здесь выступают: соответствие содержания обучения требованиям жизни; сбалансированность и взаимосвязь предметов федерального, регионального и школьного уровней между собой; возможность образования у детей относительно целостной картины мира и гармоничного взаимоотношения с природой и обществом.

Эстетический критерий научной истинности педагогического знания заключается также в целостности, полноте, необходимой достаточности, завершенности педагогических процессов и систем, взаимозависимости их основных компонентов и одновременно в их открытости, способности к восприятию дополнений, обновлений, изменений, к саморазвитию. Эти признаки системности рождают в педагогическом сознании ощущение гармонии, чувство красоты. Речь идет в первую очередь о таких педагогических системах и процессах, как система непрерывного образования; классно-урочная система, а также система проблемного обучения, взаимообучения; программа единого коллективного, трудового, экономического, умственного, нравственного, политехнического, экологического, эстетического, физического, культурологического воспитания; самовоспитания; научения чтению, письму, изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, физкультурно-спортивной, профессиональной деятельности; суггестивного обучения; обучения с помощью опорных сигналов, компьютеров и обучающих программ. Гармония системы обеспечивается прежде всего ее целостностью, полнотой, наличием всех жизненно необходимых элементов и компонентов: цели, взаимодействующих воспитателя и воспитанника, содержания, форм, методов организации деятельности и общения, диагностики, коррекции, предполагаемого результата. Воспитательно-обучающая система направлена на формирование не отдельных качеств и сторон личности ребенка, а личности как целостности, в единстве ее потребностей, сознания, чувства, интересов, мотивов, воли и поведения. Педагогическая система тогда эстетична, являет собой завершенность, полноту и целостность, когда решает не только функциональные задачи умственного или нравственного воспитания, но и своими специфическими средствами обеспечивает формирование всесторонне развитой, целостной личности. Все компоненты завершающей обучающе-воспитательной системы неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ослабление внимания к одному из них, выпадение одного из звеньев ведет к тому, что при отсутствии одного из элементов системы, например цели, содержания, эффективных методов или диагностики она не только разрушается эстетически, но и становится практически непригодной, бессмысленной, не способной привести к конечному результату, ради которого она создавалась.

Что касается конкретных педагогических процессов, например таких, как развитие школьников в обучении наукам и искусствам, то к их структуре по сравнению с основными звеньями системы добавляются новые, специфические элементы, обогащающие их эстетическую гармонию, новые показатели красоты. В данном случае это специальные упражнения на развитие внимания, речи, мышления, на укрепление памяти; игровые ситуации; приемы творческой деятельности; завершенные результаты в виде рисунков, стихотворений, рецензий, оригинально решенных задач, творчески исполненных проектов, экспериментов, практических заданий. Чем больше такого рода элементов, тем больше полноты и красоты.

Эстетика процесса и результатов воспитания —

Наши рекомендации