Тифлопсихологическая служба в специальном ДОУ для детей с нарушением зрения
Психологическое здоровье детей с нарушением зрения.
Тифлопсихолог: цели, задачи, направления работы. Тифлопсихологический кабинет и требования к нему.
Адаптация психодиагностических методик для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Программа по дошкольной тифлопедагогике:
Введение в тифлопедагогику.
Понятие о тифлопедагогике. Тифлопедагогика, её объект и предмет. Задачи тифлопедагогики. Методы тифлопедагогики. Связь тифлопедагогики с другими науками. Структура тифлопедагогики. Система специального образования для лиц с нарушениями зрения в России.
История развития тифлопедагогики за рубежом и в России. Отношение к слепым и слабовидящим в Архаику, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время и Просвещение. Развитие тифлопедагогики в XX веке.
Деятельность тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями зрения.
Понятие о профессии тифлопедагога. Квалификационная характеристика коррекционного педагога для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения: профессиональное назначение, условия деятельности, социальная направленность деятельности, основные задачи деятельности, должностные обязанности.
Направления работы тифлопедагога: тифлопедагогическое обследование детей, проведение специальных коррекционных занятий, участие в методической работе ДОУ, работа с родителями.
Документация тифлопедагога: научно-методические основы организации коррекционно-педагогического процесса в учреждении для детей с нарушением зрения, индивидуальные тифлопедагогические карты развития ребёнка, перспективный план работы, календарный план работы, график работы, табель посещаемости детьми занятий тифлопедагога.
Тифлопедагогический кабинет: назначение, оформление, требования к пособиям и их примерный перечень.
Анатомия, физиология и функциональные возможности зрительного анализатора при нормальном и нарушенном зрении.
Зрительный анализатор. Понятие о зрительном анализаторе. Строение глаза. Развитие сетчатки глаза.
Основные зрительные функции глаза и их нарушения. Понятие о зрительной функции и её видах. Центральное зрение и его нарушения. Периферическое зрение и его нарушения. Светоощущение и его нарушения. Цветоощущение и его нарушения. Бинокулярное зрение и его нарушения.
Глазодвигательные механизмы зрения и их нарушения. Понятие об аккомодации и её нарушениях. Понятие о конвергенции и её нарушениях.
Оптические механизмы зрения и их нарушения. Оптические механизмы зрения. Близорукость и дальнозоркость, их виды. Зрительная работоспособность детей с нарушением зрения. Гигиена и охрана зрения, организация лечебно-восстановительной и санитарно-просветительской работы.
Нарушения зрения у детей раннего возраста. Роль патологии беременности, периода родов и раннего послеродового периода в возникновении зрительных нарушений у детей. Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям. Характеристика наиболее частых причин зрительных расстройств у детей: дистрофические заболевания сетчатки, частичная атрофия зрительных нервов, ретинопатия недоношенных, врождённая глаукома, врождённая катаракта, врождённая миопия. Профилактика зрительных нарушений у детей раннего возраста.
Характеристика тифлопедагогического процесса.
Понятие о тифлопедагогическом процессе. Законы и закономерности тифлопедагогического процесса. Принципы тифлопедагогического процесса.
Основы коррекционной работы в тифлопедагогике.
Место коррекции в общеобразовательном процессе. Основные этапы коррекционной работы. Содержание и формы организации коррекционной работы.