Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. 9.1. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность

9.1. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность

Регулярные врачебные наблюдения за огромным количеством людей, зани­мающихся физической культурой и спортом предполагают решение следующих ос­новных задач:

1. Содействие правильному проведению занятий физической культурой и спортом с лицами разного возраста и пола, различных профессий и с различным со­стоянием здоровья; обеспечение высокой оздоровительной эффективности всей ра­боты по физической культуре и спорту.

2. Определение состояния здоровья, физического развития и в соответствии с этим рекомендации рациональных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки; содействие спортивному совершенствованию.

3. Определение наиболее рациональных гигиенических условий физического воспитания, предупреждение и лечение предпатологических состояний и травм за­нимающихся физической культурой и спортом.

В обязательный комплекс врачебных обследований входят: выяснение меди­цинского и спортивного анамнеза, исследование физического развития, определение Состояния сердечнососудистой и нервной системы, органов дыхания, пищеварения и других, а также проведение функциональных проб сердечнососудистой системы. При этом используются: клинические, антропометрические, функциональные, инст­рументальные и лабораторные методы исследования. Более углубленные обследо­вания включают биохимические, рентгенологические, электрокардиографические и другие специальные исследования. При необходимости проводятся консультаций специалистов: хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога (лор-врача) и др.

Исходя из результатов обследования врач, составляет заключение; в котором дает оценку физическому развитию, состоянию здоровья, функциональному состоянию и степени тренированности занимающегося; дает рекомендаций относительно характера и режима тренировок, указывает на те или иные ограничения в занятиях, лечебно- профилактические мероприятия, срок повторного обследования. Все дан­ные, полученные при обследовании, и свое заключение врач записывает во «Врачебно-контрольную карту физкультурника».

Наблюдение за состоянием здоровья занимающихся физкультурой и спортом проводят путем систематических врачебных обследований.

Врачебные обследования состоят из первичных обследований до начала заня­тий физическими упражнениями, повторных обследований для контроля за состоя­нием здоровья и дополнительных обследований перед спортивными соревнования­ми, после перенесенных заболеваний или травм, длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями.

Цель врачебных исследований - изучение состояния здоровья для решения во­проса о допуске к занятиям физической культурой и спортом и к участию в соревнованиях.

Повторные медицинские обследования, кроме того, должны выявлять эффек­тивность воздействия физических упражнений на здоровье и физическое развитие занимающихся и при необходимости вносить коррективы в занятия физическими упражнениями.

9.2. Методы исследований, применяемые во врачебном контроле

Врачебное исследование занимающихся физкультурой и спортом проводят по единой комплексной методике, основой которой является изучение организма в его единстве с окружающей средой.

Только тщательное сопоставление всех данных, полученных в результате ис­следований, дает возможность в каждом отдельном случае сделать правильное за­ключение о состоянии организма, его тренированности, функциональных возмож­ностях сердечнососудистой и дыхательной систем, состава крови, состояния костно-мышечной, нервной и др. систем организма в ответ на занятия, а также восста­новлении после физических нагрузок.

9.2.1.Антропометрические исследования

Метод антропометрических исследований широко используют для определе­ния физического развития лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Он основан на учете количественных внешних морфологических показателей.

В целом показатели физического развития отражают функциональное состоя­ние организма и являются важными оценки состояния здоровья и работоспособно­сти.

В антропометрические измерения входят следующие параметры: определение веса (на обычных медицинских (десятичных) весах, выверенных и отрегулирован­ных); роет, стоя и сидя (по ростомеру); ширина плеч; окружность шеи; груди (на вдохе; выдохе и во время паузы); а также окружности талии, плеча, бедра и голени, сила мышц кисти, сила мышц спины. Оценивать величину любого показателя физи­ческого развития можно, только учитывая возраст, пол, спортивную специализацию и квалификацию.

9.2.2.Метод стандартов

Метод стандартов наиболее точный и эффективный. Антропометрические стандарты - это средние величины признаков физического развития, полученные путем статистической обработки большого количества измерений лиц одного пола, возраста, профессии, проживающих в одной местности. Определяется средняя вели­чина - «меридиан» (М) и среднее квадратическое отклонение - сигма (±сигма). Полу­ченные стандартные величины сводят в таблицы оценки физического развития. По­лученные при измерениях данные сравнивают с соответствующими показателями антропометрических стандартов. Если измеренная величина совпадает с указанной в таблице стандартов или разница от нее в ту или другую сторону не больше, чем на величину показанного здесь же «среднего отклонения» (±0,5сигма), то оценка может быть признана удовлетворительной. Если полученная величина отличается от сред­ней, указанной в таблице, больше чем на одно среднее квадратическое отклонение, то соответствующий индивидуальный признак следует признать большим или ма­лым, в зависимости оттого, в какую сторону от средней величины он отклонен.

9.2.3.Метод корреляции

Выявление связи между исследуемыми признаками физического развития проводится методом корреляции, определяя при статистической обработке коэффи-циент корреляции r. Его значения могут колебаться от 0 до ± 1. Чем ближе коэффициент корреляции к единице, тем теснее связь между признаками.

9.2.4.Метод номограмм

Для оценки веса с учетом роста в номограмме необходимо найти фактические вес и рост обследуемого, например 70 кг и 170 см, восстановить из найденных точек перпендикуляры до их пересечения. Из точки пересечения провести мысленно вправо вверх линию параллельно линии М. Эта мысленная линия на правой стороне но­мограммы выходит на середину между точками М и +сигма. Следовательно, оценка веса по росту будет +0,5сигма т.е. в пределах средних данных.

9.2.5.Метод индексов

Метод индексов (показателей) представляет собой набор особых формул, при помощи которых можно проводить оценку отдельных антропометрических показателей и их соотношений.

Весоростовой индекс Кетле определяет, сколько граммов веса должно при­ходиться на сантиметр роста. Для определения этого индекса нужно вес обследуе­мого в граммах разделить на рост в сантиметрах. У мужчин на каждый сантиметр роста должно приходиться примерно 350 - 400 г веса, у женщин 325 * 375 г. Показатель 500 г и выше указывает на признаки ожирения, показатель 300 г. на пони­жение питания.

Жизненный индекс характеризует функциональные возможности дыхательного аппарата. Он определяется путем деления жизненной емкости легких (в мл) на вес тела (в кг), т.е. рассчитывается, какой объем легких приходится на 1 кг веса тела Нормой считается величина не менее 65-70 мл/кг у мужчин и не менее 55-60 мл/кг.

Силовые индексы определяют развитие силы отдельных групп мышц отно­сительно веса тела. Они рассчитываются путем деления показателей силы на вес и выражаются в процентах. Средними величинами силы кисти у мужчин считаются 70-75% веса (у спортсменов 75-81%), у женщин 50-60% (у спортсменок 60-70%). Для становой силы средние значения у мужчин равны 200-220% (у спортсменов 260-300%), у женщин 135-150% (у спортсменок 150-200%).

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью груди. К наи­более распространенным показателям такого рода относится грудной показатель. Для его вычисления окружность груди в сантиметрах умножают на 100 и делят на рост в сантиметрах. В норме этот индекс равен 50-55. Индекс меньше 50 указывает на узкую, более 50 - на широкую грудь. Пропорциональность развития определяют также по индексу Эрисмана, вычитая из показателя окружности греной клетки в спокойном состоянии (в паузе) половину роста; в норме окружность грудной клетки должна равняться полуросту. Если окружность грудной клетки преобладает над по­ловиной роста, этот показатель обозначают знаком «+» (плюс), если же окружность грудной клетки отстает от половины роста, знаком «-» (минус). Средние величины этого показателя для физически хорошо развитого взрослого человека равняются +5,8 см для мужчин, +3,8 см для женщин.

Индекс общего развития или показатель Пинье. Его вычисляют путем вычитания из показателя роста L в сантиметрах суммы величины окружности грудной клетки Т в сантиметрах и веса тела Р в килограммах, т.е. L - (Т + Р); чем меньше ос­таток, тем лучше телосложение. 10-15 - телосложение крепкое; 16-20 - хорошее; 21-25-среднее, 26-30-слабое; 31 и более очень слабое.

9.3. Исследование функционального состояния организма и физической работоспособности

Функциональные пробы помогают определить резервные возможности ор­ганизма в связи с ожидаемыми физическими нагрузками, степень и характер при­способляемости к работе организма» амплитуды его аккомодационной способности Современными являются велоэргометрические нагрузки, тредмилл и степ-тест -восхождения на ступеньку, дозируемые высотой ее и скоростью (под заданный ритм метронома). Для оценки реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку необходимо учитывать исходные данные пульса и артериального давления, степей и характер их изменений после нагрузки и в восстановительном периоде (т.е. время и характер достижения исходных величин).

Оценка измерения пульса и артериального давления в покое. Пульс реже 60 ударов в 1 мин, иначе это называется брадикардией, может оцениваться различно. У тренированных спортсменов брадикардия свидетельствует об экономнзадии сер­дечной деятельности. Однако брадикардия может возникнуть при переутомлении, а также при некоторых заболеваниях сердца.

Пульс более 90 ударов в 1 мин, т.е. тахикардия, в состоянии покоя расценива­ется отрицательно. Учащенный пульс может быть следствием перегрузки (трениро­вочные нагрузки слишком велики) или перенесенной какой-либо индикации (ОРЗ, хронический воспалительный процесс в организме, заболевание сердечно­сосудистой системы).

Для оценки учащения пульса при проведении функциональной пробы исполь­зуется метод сопоставления пульса в покое и пульса после нагрузки, т.е. определя­ется процент учащения пульса. Нормальной реакцией считается учащение пульса в пределах от 60 до 100% (в среднем). Наиболее рациональная реакция АД характери­зуется увеличением максимального давления на 15.- 30% и уменьшением мини­мального давления на 15 - 35% или неизменностью его по сравнению с исходными величинами покоя. Реакция на пробу считается хорошей, когда после нагрузки от­мечается восстановление пульса на 3-й минуте и АД на 4 - 5-й минутах, удовлетво­рительной на 5-й минуте и неудовлетворительной на 7 - 10-й минутах.

Ортостатические пробы заключаются в изменении положения тела и пространстве относительно опоры. Эти пробы представляют собой естественные формы воздействия, которые человек испытывает постоянно в процессе своей жизни. В ответ на изменения положения тела организм реагирует комплексом приспособительных решений. Переход из горизонтального положения тела в вертикальное вызывает учащение сердцебиений и увеличение минимального артериального давления. Это обусловлено изменением гидростатических условий при этом уменьшаются венозный возврат и как следствие - выброс крови из сердца; величина минутного объ­ема крови поддерживается учащением сердечного ритма.

Ортостатическая устойчивость, различная у разных людей, играет особую роль в спорте. Факторами, содействующими поддержанию достаточного венозного возврата, является сокращение мускулатуры ног (так называемый «мышечный на­сос») и «грудинно-брюшной насос», связанный с созданием отрицательного давле­ния в грудной полости. При проведении ортостатической пробы подсчитывают пульс и измеряют артериальное давление, в положениях лежа и стоя: в норме разни­ца между частотой пульса в горизонтальном и вертикальном положениях не превы­шает 10 -14 ударов в минуту, а артериальное давление (максимальное и минималь­ное) колеблется в пределах 10 мм. рт. ст. Неблагоприятной реакцией считают уча­щение пульса после пробы на 20 ударов в минуту и более, а также значительное ко­лебание показателей артериального давления.

Пробы для опенки физической работоспособности. Объективным следует считать определение физической работоспособности на основании количественной информации об изменении вегетативной функции, получаемой непосредственно в условиях выполнения мышечной работы: в частности, выполнение физической на­грузки на велоэргометре или восхождение на ступеньки (степ-тест Гарвардский или различные его модификации).

Физической работоспособностью принято называть такое количество механи­ческой работы, которое может выполнить исследуемый с максимальной интенсив­ностью. С улучшением функционального состояния человек способен при той же затрате энергии выполнить работу большей мощности

В 1947 г. Съестрандом была выявлена линейная зависимость между частотой сердечных сокращений и мощностью выполняемой работы, Поэтому он предложил определять физическую работоспособность по той величине мощности мышечной работы, при которой частота сердечных сокращений достигает 170 ударов в I мину­ту. Эта величина сердечного ритма характеризует начало оптимальной зоны функ­ционирования кардио-респираторной системы В 1958 г эта проба была рекомендована Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ;. для использования в научных и практических исследованиях и названа PWC170 (PWC - первые буквы английских слов, обозначающих физическую работоспособность - Physical Working Capacity, т. e. «способность к физической работе»).

Проба PWC170 заключается в том, что испытуемый выполняет две нагрузки на велоэргометре с заданной частотой педалирования (60 об/мин) определенной мощ­ности - 500-1000 и более кгм/мин - длительностью 5 мин. Одновременно идет за­пись электрокардиограммы, по которой рассчитывается частота сердечных сокра­щений и измеряется артериальное давление. После выполнения пробы по формуле, разработанной В.Л. Карпманом с сотрудниками (1969 г.), определяется величина выполненной работы в кгм/мин.

PWC170=(N1+(N2-N1))(170-f1)/(f2-f1),

где n1 и n2 – мощности первой и второй нагрузок; f1 и f2 - частота пульса в конце первой и второй мышеч­ной работы.

В результате многочисленных исследований выявлена средняя величина PWC170 у мужчин-спортсменов она составляет (1520±252) кгм/мин, индивидуаль­ные колебания - от 1050 до 2150 кгм/мин; у женщин спортсменок - соответственно (780±127) кгм/мин и 650 - 1050 кгм/мин.

Одновременно с определением физической работоспособности, важным критерием функционального состояния систем дыхания и кровообращения является максимальное потребление кислорода (МПК), VMAX 02 в условиях покоя величина по­требления кислорода Vаг зависит от возраста, пола, веса и т.д. У здоровых людей количество МПК составляет от 200 до 300 мл в 1 мин. В условиях мышечной работы потребление кислорода возрастает в 15 - 20 раз в зависимости от количества, ее продолжительности, интенсивности, экономичности и многих факторов.

Изменение кислородного режима организма в условиях мышечной деятельно­сти приводит к перестройке в нем всех транспортных звеньев. Поэтому МПК рас­сматривают как интегральный показатель, отражающий деятельность различных физиологических функций, главным образом кровообращения и дыхания, их взаи­мосвязь. В настоящее время установлено, что у высокотренированных спортсменов МПК составляет от 4 до 6 л/мин. Абсолютная величина МПК у лиц, не занимающихся спортом, не превышает 2-3,5 л/мин. Относительная величина МПК при пе­ресчете на 1 кг веса у не занимающихся спортом составляет 40 мл, у спортсменов - 80-90 МЛ.

9.4. Исследование функции дыхания

Система дыхания - является ведущей наравне с кровообращением, так как под­держивает оптимальный кислородный режим организма. Особенное значение ис­следования функции дыхания приобретают при занятиях физической культурой и спортом. При исследовании функционального состояния внешнего дыхания и изме­нение его под влиянием тренировки определяется жизненная ёмкость легких, мак­симальная вентиляция легких, состояние бронхиальной проходимости; используют­ся пробы с произвольной задержкой дыхания на вдохе и на выдохе.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ или VC-vital capacity ) - объем воздуха, по­
лученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Измеряется ЖЕЛ с помощью спирометра (водяного или сухого). Нормальной счита­ется такая фактическая ЖЕЛ, которая составляет в среднем для мужчин
3500-4000 куб. см воздуха или мл, для женщин - 2500-3000 куб. см. или мл у
спортсменов величина ЖЕЛ колеблется в среднем от 4500 до 6500 мл и зависит от
спортивной специализации. ,

При определении ЖЕЛ необходимо учитывать пол, вес и рост. Поэтому при­нято помимо так называемой фактической ЖЕЛ определять «должную» её величину - соответственно индивидуальным вышеперечисленным показателям. Существует много различных формул. Наиболее часто пользуются уравнением Людвига:

у муж­чин должная ЖЕЛ = (40 х рост в см) + (30 х вес в кг) х 4400;

у женщин должна ЖЕЛ = (40 х рост в см) + (10 х вес в кг) х 3800.

При сравнении вычисленной должной ЖЕЛ с определяемой при исследовании фактической ЖЕЛ учитывается разброс нормальных значений: ±25 %

Пробы с произвольной задержкой дыхания на вдохе (Штанге) и на выдохе (Генчи) характеризуют функцию не только дыхания, но и кровообращения. Средняя продолжительность задержки дыхания у взрослых здоровых людей в состоянии по­коя после обычного вдоха составляет 54,5 с, а после обычного выдоха 40 с.

9.5. Исследование нервной системы

При врачебном обследовании спортсменов большое внимание уделяют иссле­дованию функционального состояния нервной системы, которая в значительной степени определяет индивидуальные способности овладения двигательными навы­ками, нарастания тренированности, быстроту движения и длительность поддержа­ния спортивной формы. Координированная целенаправленная работа мышц, участ­вующих в физических упражнениях, осуществляется только при согласованной ра­боте различных отделов центральной нервной системы при ведущей роли коры больших полушарий головного мозга. Процесс обучения физическим упражнениям, благодаря которым образуются новые двигательные навыки, представляет собой сложные нервно-мышечные акты. При этом происходит создание новых временных связей в коре головного мозга, что приводит к улучшению всей двигательной коор­динации, при этом в совершенствовании координации движения большое участив принимают органы чувств, в особенности зрение, осязание, а также мышечное суставное чувство. Неблагоприятные изменения в состоянии нервной системы яв­ляются одним из признаков перетренированности и перенапряжения, ибо в основе этих состояний лежит временное нарушение оптимума уравновешивания основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Исследования нервной системы включают клинические и электрофизиологические методы, клиническое исследование проводится невропатологом.

Электрофизиологические методы применяются для определения основных показателей функционального состояния анализаторов и нервно-мышечной систе­мы, таких как возбудимость и лабильность, т.е. подвижность нервных процессов.

Необходимо отметить, что тренер и преподаватель могут самостоятельно исследовать и оценить некоторые существенные стороны деятельности нервной I нервно-мышечной систем доступными им методами. Исследование координационной функции нервной системы производится с помощью модифицированной пробы Ромберга. Эта проба основана на определении способности сохранять равновесие и заключается в следующем: обследуемый (без обуви) стоит на одной ноге, другой ногой опирается подошвенной стороной стопы на коленную чашечку опорной ноги Руки вытянуты вперед, глаза закрыты. При оценке пробы принимают во внимание степень устойчивости (неподвижен человек или покачивается), дрожание век и пальцев и длительность сохранения равновесия. Продолжительность устойчивости оценивается по времени - «хорошо» - 15 с; менее 15 с - «неудовлетворительно». Исследование лабильности (подвижности) состояния нервно-мышечной системы проводят путем измерения максимальной частоты движения кисти с помощью темпинг-теста по секундомеру за 10 сек. Необходимо поставить максимальное количе­ство точек на бумаге, не отрывая запястья от листа. Затем подсчитывается количест­во точек. Хорошим показателем следует считать 75 точек за 10 с.

Быстрота реакции оценивается по расстоянию, которое успеет пролететь па­дающая из рук инструктора линейка и пойманная исследуемым.

9.6 Объективные и субъективные показатели самоконтроля

Существуют субъективные и объективные методы самоконтроля. К субъективным методам относится: самонаблюдение, по которому дается оценка общего самочувствия, аппетита, сна, физической и умственной работоспособности, на­строения адекватности реакций на бытовые и производственные ситуации. Благо­приятной реакцией на физические нагрузки считаются бодрое самочувствие, хоро­шее настроение, ясная погода, высокая работоспособность - как умственная, так и физическая, легкость во всем теле, упругость походки, хороший сон и аппетит, ров­ное отношение к окружающим.

Наиболее доступными объективными методами самоконтроля являются на­блюдения за частотой сердечных сокращений (ЧСС) и величиной артериального давления, О функционировании сердечнососудистой системы можно судить по индексу Кердо (И.К.), который рассчитывается по формуле:

И. К. =Д / П,

где Д - диастолическое давление, П - пульс в 1 мин.

В норме этот показатель равен единице, а при нарушениях нервной регуляции сердечнососудистой системы его значения оказываются больше или меньше единицы. Можно также использовать коэффициент, экономивший кровообращения (КЭК), который указывает на выброс сердцем крови за 1 минуту и подсчитывается по формуле:

КЭК - (С - Д ) х П,

где С - систолическое давление, Д - диастолическое, П - пульс в 1 мин.

В норме показатель КЭК равен 2600, увеличение КЭК сви­детельствует о напряженности в работе сердечнососудистой системы.

Помимо объективных методов определения физической работоспособности, изложенных выше, существуют педагогические методы исследования физической подготовленности. С их помощью можно определять состояние мышц и суставов, сердечнососудистой системы, а также выяснить какие отделы и системы развиты слабее других. Динамика показателей будет свидетельствовать об улучшении или ухудшении физической подготовленности. В связи с этим появится возможность коррекции содержания и методики общей физической нагрузки или отдельных форм занятий.

ТРЕТИЙ КУРС

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов

10.1. Краткая историческая справка

История развития профессионально-прикладной физической подготовки связана с общей историей физической культуры и отражает лишь её прикладную сто­рону - влияние физкультуры и спорта на подготовку человека к труду.

Начало формирования системы физической культуры восходит к первобытно­общинному строю. Данные этнографии и археологии показывают, что физические упражнения и игры выделялись в самостоятельный вид деятельности из движений труда' и жизненно необходимых навыков (период от 40-х до 25-х тысячелетий до н.э).

Яркими примерами использования физических упражнений в прикладных це­лях являются системы подготовки в Древней Греции и Римской империи. В Спарте и Афинах каждый ребёнок с 7 лет занимался гимнастикой и фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15 лет - борьбой и кулачным боем.

История создания отечественной системы физического воспитания восходит к реформам Петра I, направленным на развитие просвещения, науки, культуры и фи­зической культуры правящего класса. В частности, физическое воспитание было введено в качестве обязательного предмета в военных и некоторых гражданских учебных заведениях.

Положительное использование результатов физический подготовки в оборон­ных целях ярко проявилось в период Великой Отечественной войны, когда совет­ские спортсмены активно участвовали в боях с фашистами и в подготовке резервов Красной армии. Наши воины на фронте и в тылу проявляли беспримерную храб­рость, прекрасную физическую подготовку, закалку, силу и выносливость препода­ватели Ленинградского института физической культуры им П.Ф. Лесгафга в составе 13 особых отрядов, в первые дни войны ушли в тыл врага В течение первого года войны они уничтожили около 3 000 фашистов, взорвали 87 железнодорожных мостов, ими пущено под откос более 1000 вагонов врага. В Москве была создана отдельная мотострелковая бригада особого назначения войск НКВД, основу, которой составили воины-спортсмены, добровольцы из ДСО «Динамо». За героизм 22 человека были награждены званием Героя Советского Союза, многие - орденами и меда­лями

В настоящее время усилия специалистов физической культуры направлены на разработку и внедрение в практику системы специальной психофизической подго­товки к конкретным видам труда в промышленности, сельском хозяйстве и другим многообразным видам деятельности, в том числе и в подготовке будущих выпускников вузов.

10.2.Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической подготовки человека к труду в современных условиях

Специальная физическая подготовка человека труда, её необходимость обу­словлены влиянием производственной деятельности и условий, в которых она про­текает. При этом необходимо учитывать влияние искусственной технической среды, окружающей человека в быту и на производстве и отрицательно влияющей на орга­низм и работоспособность

Современное производство характеризуется также высоким эмоциональным напряжением, которое при недостаточной двигательной активности усиливает не благоприятное влияние условий труда на человека.

10.3.Понятие ППФП, ее место в системе физического воспитания студентов

Решение вопросов подготовки специалистов к конкретным видам деятельности осуществляется через физическое воспитание, имеющее важную роль в приспособлений, занимающихся к новым и известным формам современного труда. При этом физическое воспитание осуществляется с учётом особенностей будущей про­фессии.

В связи с этим, профессионально-прикладная физическая подготовка является одним из основных направлений системы физического воспитания. Она должна

формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, которые способствуют достижению объективной готовности человека к ус­пешному выполнению профессиональной деятельности.

Под специальными качествами здесь принято понимать возможность противо­стояния к специфическим воздействиям внешней среды: устойчивость к укачива­нию, гипоксии, работе в вынужденной позе и т.д.

Задачи, решаемые ППФП в высшей школе, следующие:

- ускорение профессионального обучения;

- достижение высокой работоспособности и производительности труда и использование средств физической культуры для активного отдыха и восста­новления работоспособности в периоды работы и отдыха;

- обучение внедрению физической культуры и спорта в будущем профессио­нальном коллективе.

10.4.Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов

В теории физического воспитания принято выделять следующие факторы, оп­ределяющие общую направленность ППФП.

1. Изменение места и функциональной роли человека в производственном процессе. В современном производстве человеку, не имеющему специальной физи­ческой подготовки, все труднее управлять сложными, гибко меняющимися технологическими процессами. Поэтому физическое состояние, работоспособность точ­ность исполнения своих функций во многом определяются эффектностью ППФП.

2. Действие закона перемены и разделения труда предполагает развитие у спе­циалистов важных дли деятельности психических, физических и двигательных воз­можностей с целью быстрой смены специализаций внутри профессий либо к безбо­лезненному переходу oт одного вида трудовой деятельности к другой. Кроме этого, узкая специализация во многих профессиях ведёт к монотонности труда, вредно действующей на человека, что требует учёта таких проявлений при организации ППФП

3.Необходимость обеспечения высокого уровня интенсивности длительности и производительности труда во многом определяется индивидуальными физически­ми возможностями трудящегося. С помощью направленных воздействий физической культуры и спорта возможно повышение уровня функциональных резервов ор­ганизма; физической и эмоциональной устойчивости; снижение заболеваемости; ускорение процесса врабатываемости в привычных и новых видах труда, длительное сохранение высокого темпа труда без существенных ошибок.

К факторам, непосредственно обусловливающим содержание ППФП студен­тов, принято относить формы труда специалистов данного профиля, условия и ха­рактер их труда, режим труда и отдыха, особенности изменений работоспособности
в процессе труда.

Формы труда. Нужно отметить существенное взаимопроникновение умственной функции в профессии людей физического труда при постоянном повышении доли последнего. К таким видам деятельности можно смело отнести труд геологов в пе­риод полевых работ, космонавтов в полете, хирургов при длительных операциях, труд представителей военных специальностей (танкистов, моряков, десантников). В то же время разделение труда на умственный и физический весьма условно и требует как бы «адресного» применения средств ППФП на основе данных изучения конкретной трудовой деятельности.

Условия труда - это продолжительность рабочего дня, напряженность труда, комфортность или вредность условий работы.

Эти факторы определяют необходимость возможного устранения недостатков условий труда (шума, загазованности, плохого освещения, неправильного располо­жения рабочего места и т.д.), а также - защиту работника от этих факторов, в том числе - рационализацию режима труда и отдыха, улучшение ППФП, в зависимости от условий труда.

Характер труда - определяющий необходимость наличия знаний о величине физических и эмоциональных напряжений в будущей профессии Следует знать, что «внутри» любой профессии инженера имеются различные физические и психиче­ские нагрузки, необходимы разные по уровню требований знания, умения и навыки Это может зависеть от определенной должности, специализации и пр. В связи с этим требуются направленные применения средств физической культуры и спорта в ре­жиме труда и отдыха и специальные знания по применению физических упражне­ний с целью профилактики профессиональных заболеваний.

Правильный режим труда и отдыха - это создание предпосылок к повышению производительности труда при сохранении работоспособности и здоровья работаю­щих. Это понятие включает:

- рациональное время начала и окончания труда;

- правильную организацию внутрисменного труда, использование пассивного и активного отдыха, производственной гимнастики;

- график сменности работы;

- правильный график очередных отпусков;

- применение средств физической культуры в свободное время.

Динамика работоспособности в процессе труда, определяется «кривой» рабо­тоспособности. Она может составляться на основе объективных данных изменения
психофизиологических и технико-экономических показателей деятельности, в том
числе, величины выработки; времени выполнения трудовых операций; частоты
пульса; величины АД; мышечной силы; тремора; частоты дыхания; показателей
внимания; скорости сенсомоторного реагирования и др. Здесь же необходимо учесть
суточные колебания работоспособности, недельные, условия труда (например, выполнение месячного плана и др.).

Планируя применение ППФП, следует учесть наличие трёх фаз изменения работоспособности - врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности и, наконец, - снижения работоспособности.

В течение рабочего дня организм дважды проходит все фазу, прерываемые обеденным перерывом, с определенными особенностями во второй половине дня - врабатывание идет быстрее, раньше наступает фаза устойчивой работоспособности, раньше и утомление.

В течение рабочей недели работоспособность также имеет характер фазовой кривой. Следует учесть, что на работоспособность существенное влияние оказывают характер труда, периоды деятельности конкретного предприятия, его экономическое положение и др. Фазовый характер имеет работоспособность так жe в течение месяца, года.

10.5. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП

Индивидуальные особенности будущих специалистов. Выпускникам полезно знать особенности организации ППФП с женским контингентом, а также с лицами, отнесенными к специальной медицинской группе. Необходимо также учитывать возраст и его психофизические реакции на труд. Считается, что, наиболее продук­тивным возрастом для трудовой деятельности является возраст от 20 до 40 лет. В этот период наименьшая утомляемость и быстрое восстановление после нагру­зок, наблюдаемые по многим показателям (например, время реакции). Однако при соответствующей тренировке эти показатели могут сохраняться и даже улучшаться и в более позднем возрасте.

Географо-климатические особенности региона и условия будущей работы специалистов (Крайний Север и Юг, степная и болотистая местности, замкнутые пространства, центр и перифериях, безусловно, вносят свои особенности в ППФП. Направленность ППФП в связи с условиями предстоящей работы должна обеспечи­вать специальную подготовленность к труду, неспецифическую адаптацию к силь­нодействующим раздражителям, таким как жара, Холод, горная гипоксия, устойчи­вость к влиянию радиации, инфекций. В этом направлении используются как конкретные виды спорта, так и отдельные упражнения, направленно формирующие не­обходимые знания, умения, навыки, специальные качества. Большую пользу для правильной организации ППФП окажут изучение основных положений отделов НОТ (научной организации труда), составление профессиограмм и психограмм, с выявлением нужных для работы прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств. Это позволит выбрать и верно применить необходимые средства физкультуры и спорта для данного вида труда

10.6. Методика подбора средств ППФП и видов спорта

Средства, применяемые в ППФП студентов, объединяются в следующие груп­пы: прикладные физические упражнения и отдельные элементы видов спорта; цело­стное применение прикладных видов спорта; оздоровительные силы природы и ги­гиенические средства; вспомогательные средства, улучшающие процесс ППФП сту­дентов.

Отдельные прикладные физические упражнения подбираются по равноценно­сти психофизиологического воздействия их на организм с осваиваемыми измене­ниями и навыками. В связи с этим, для студентов различных специальностей произ­водится соответствующий отбор, например для геодезистов, - туризм; для метал­лургов - закаливание воздухом, солнцем, водой и снегом и т.п. Акцентированное развитие физических качеств осуществляется через увеличение объема специальных упражнений, повышение учебных нормативов.

Целостное применение прикладных видов спорта основано на отборе их по Преимущественному влиянию на студентов. Так, для совершенствования координа­ции движений рекомендуются акробатика, гимнастика, прыжки в воду, городки и др., т.е. виды, способствующие совершенствованию персептивного анализатора, ориентировке в пространстве и т.д.

Вспомогательными средствами ППФП являются наглядные пособия и различ­ные технические средства, моделирующие условия будущей профессиональной деятельности студентов.

10.7. Организация, формы и средства ППФП в вузе

Методическую основу такой подготовки составляют различия в соотношении разносторонней физической подготовки и специализированной ППФП к конкрет­ным специальностям, например при подготовке инженеров-программистов и буду­щих геологов, инженеров строительных специальностей. Необходимы учет требова­ний единства физической и психической деятельности в условиях внешней среды, уровень предварительной подготовленности занимающихся. При этом считается, что резкого разграничения между разносторонней физической подготовкой и ППФП не должно быть, так как это и есть составные части гармоничной подготовки буду­щих специалистов. ППФП может проводиться как последовательно, так и парал­лельно с общей физической подготовкой. При этом можно лишь акцентировать внимание на формировании у студентов прикладных знаний и навыков применения ППФП в режиме труда и отдыха. Необходимо также овладение прикладными уме­ниями и навыками, входящими в отдельные виды спорта - с целью развития физиче­ских и специальных качеств для конкретной профессии, с учетом положительного «переноса» их в профессиональную деятельность.

Формирование прикладных знаний ведется в плане информации студентов о возможностях использования физической культуры и спорта при борьбе с производ­ственным утомлением и негативным влиянием производственной среды, ознаком­лением с навыками организации оздоровительной, спортивно-массовой работы.

Формами ППФП в высших учебных заведениях являются специально органи­зованные учебные занятия; самостоятельные и самодеятельные занятия; массовые оздоровительные; физкультурные и спортивные мероприятия, избирательно применяемые в различных вузах или на факультетах.

На учебных занятиях дают теоретическую подготовку и практические навыки, позволяющие студентам методически грамотно готовить себя к профессиональной деятельности, а также выработать качества будущего руководителя, организатора спортивной и производственной деятельности целых коллективов с учетом требова­ний специальности,

Самостоятельные и самодеятельные занятия прежде всего, включают выпол­нение заданий преподавателя по ППФП. В качестве контроля эти задания вводится и зачетные требования (составление комплексов утренней и производственной гимнастик, материалы по организации соревнований и др.). Для совершенствования ППФП используются занятия в студенческих общежитиях и спортивных лагерях, в режиме рабочего дня и в период каникул и т.д. Важной составной частью организации ППФП является методика подготовки судей, общественных инструкторов по спорту. Массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия имеют положительное значение, если они насыщаются прикладными видами спорта или их элементами. В этом плане полезны соревнования по спортивному ориентирова­нию, марш-броски, эстафеты и подвижные игры с элементами ППФП. Необходима также связь с профилирующими кафедрами вуза. Это позволит разработать меро­приятия с включением элементов будущей специальности студентов в виде комби­нированных эстафет и т.д.

10.8. Особенности ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время

Формирование прикладных умений и навыков должно вестись на сознатель­ном понимании студентами их сущности и последовательности (двигательное умение - способность неавтоматического управления действиями; двигательный навык - автоматизированное управление движением). Здесь важно, чтобы будущие спе­циалисты научились определять, какие умения и навыки представляют наибольшую важность в их последующей работе.

Развитие прикладных физических качеств заключается в направленном развитии и совершенствовании основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Нужно учесть, что на первых этапах тренировок про­исходит комплексное улучшение их одновременно В дальнейшем необходимы акцентированное развитие конкретных качеств путем подбора специальных упражнений, обоснованный подбор объема, интенсивности и особенностей применяемой физической нагрузки.

При подборе упражнений на развитие силы нужно выбирать движения сход­ные по структуре основной деятельности, величине и характеру нервно-мышечных усилий, угловой амплитуде рабочих движений. При этом очень полезны знания то­пографии мышц и их режима работы в труде. В отличие от спорта некоторые виды производственной деятельности характеризуются длительным статическим напряжением значительных мышечных групп. С целью тренировки целесообразно введение в занятие изометрических упражнений, которые просты и могут применяться на рабочем месте. Как правило, в профессиональной деятельности важна не просто быстрота, а оптимальное сочетание быстроты и точности сравнительно несложных движений. Поэтому следует развивать точность сложных реакций (РДО, выбора и др.). В связи с этим полезны упражнения (например, в играх) с увеличением скорости, внезапности появления объекта и т.п.

Развитие выносливости считается одним из Эффективных средств достижений высокой профессиональной работоспособности, формирования высокой устойчиво­сти организма к производственному утомлению

В труде различают четыре варианта утомления, требующего специфических видов выносливости: умственное, сенсорное (утомление органов чувств), эмоциональное, физическое При этом общая выносливость является определяющей для специфических видов выносливости.

Развитие ловкости и гибкости определяет быстроту овладения новыми движениями, что прямо влияет на продуктивность трудовой деятельности. В связи с этим необходимо применение разнообразных средств физической культуры, использова­ние подвижных игр, гимнастики.

Развитие специальных прикладных качеств - важная сторона ППФП. Специа­листами отмечается, что такие качества развиваются в процессе труда, но только до определенного уровня. Превзойти его возможно путем моделирования такой дея­тельности подбор направленных упражнений и их применение позволяют повысить достигнутый уровень профессиональной совершенствования. И связи с этим отмечается, например, что спортивные игры увеличивают быстроту реакций, расширяют поле зрений, пространственную ориентировку. В то же время занятия лы­жами, бегом на длинные дистанции, плавание способствуют развитию обшей выносливости и т.д. Включение ППФП здесь тесно связано с изучением особенностей вида труда.

10.9. Система контроля ППФП студентов

Содержание системы контроля и оценки ППФП направлено на определение уровня готовности студентов к успешному выполнению профессиональных функ­ций по избранной специальности. Анализ результатов такой проверки обеспечивает определение качества изменений ППФП, влияния на неопределенных средств фи­зической культуры и спорта, производит необходимый отбор таких средств, опти­мизирует весь процесс ППФП.

Методы проверки и опенки ППФП. Знания оцениваются путем ответов на специальные вопросу по тематике ППФП. Определение уровня развития специаль­ных для каждой профессии качеств можно изучать с помощью педагогических наблюдений в период занятий, а также самонаблюдений занимающихся. Кроме того, имеются методы определения такой подготовленности как в условиях моделируе­мой деятельности (контрольные соревнования), специальные тесты (например, из­мерение силы), а также с помощью, специально разработанной аппаратуры, например, приборов- рефлектометров, определяющих время реакции и др. Специальной оценке может подвергаться также изучение эмоциональной устойчивости занимаю­щихся, по проявлениям такой устойчивости в условиях сложной соревновательной деятельности, тренировок, сдачи зачетов и экзаменов по смежным дисциплинам.

В этих целях применим метод обобщения независимых характеристик при подведений результатов часто используются балловые оценки, унифицирован­ная норма достижений, составляются оценочные шкалы подготовленности. При оценке способностей, по P.Т. Раевскому: пять баллов - полное соответствие требованиям профессии; четыре балла - в большей мере соответствие - требованиям; три балла - соответствие требованиям; два балла - частичное соответствие; один балл - полное несоответствие требуемым показателям

Наши рекомендации