Все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы
Специальное внимание при создании тестов было уделено тому, чтобы сделать их интересными и притягательными для детей всех возрастов. Поэтому для обеспечения надежных результатов очень важное значение имеет обстановка во время тестирования, которая ни в коем случае не должна быть напряженной и нервозной. Необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, климат доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. При этом нельзя давать Прямые указания: что правильно и что неправильно, но очень важно достичь полного понимания инструкций.
Наиболее широкое распространение получили вербальные и фигурные тесты.
ВЕРБАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ включают семь заданий по 5 - 10 мин. каждое и занимают в целом 45 мин.
ФИГУРНЫЕ ТЕСТЫ состоят из трех заданий, на выполнение каждого из которых отводится по 10 минут, т. е. 30 мин. в общей сложности.
Общая характеристика методов и организации процедуры исследования детей младенческого и дошкольного возраста.
Пс. .д. детей раннего возраста может быть только объективной- экспертная оценка внешненаблюдаемых действий и реакций ребенка. Основные методы: наблюдение и эксперимент(естественный). Наибольших результатов можно достичь наблюдая за детьми в процессе занятий ведущим видом д-сти. Для детей младшего и среднего дош. возраста надо иметь ввиду изменения формы игры и появление нового типа соц. активности (межличностные отношения). Поэтому: методы психодиагностические должны содержать элементы сюжетно-ролевой игры(психолог может поучавствовать в игре). В старшем дош. возрасте добавляются игры с правилами, в этом возрасте появляются элементарные рефлксивные способности. Особенности детей дош. возраста, которые необходимо знать для получение достоверных результатов:
Низкий уровень сознания и самосознания. Произвольность движения появляется с трех лет завершается в подростковом возрасте. Задания подбираются таким образом, для того чтобы учитывали как произвольный так и не произвольный уровень регуляции когнетивной сферы.
Сравнительно низкий уровень развития самосознания, дети до 4 лет слабо осознают свои личностные качества. Начиная с 4-6 лет дети в состоянии оценивать себя как личность но в ограниченных пределах.
Структура и этапы педагогического обследования.
Для успешного проведения педагогической диагностики необходимо знать, что именно мы будем изучать, то есть предмет диагностики и по каким показателям можно оценить уровень состояния изучаемого предмета.
Исследуются следующие аспекты педагогической деятельности:
Управленческий аспект (как планирует, анализирует, контролирует и регулирует процесс взаимодействия с учащимися);
2) психологический аспект (как влияет личность педагога на воспитанников, как учитывает индивидуальные особенности воспитанников, определяет и создаёт мотивацию);
3) педагогический аспект (какие применяет технологии, методы, приёмы и способы).
При таком подходе деятельность педагога рассматривается как исполнение исследовательских операций, которые приводят к успешному решению целей обучения, воспитания и развития учащихся. Обычно такие структуры строятся по схеме “ постановка цели - создание мотивов - способы реализации цели - конечный результат”.
Диагностика призвана определять разумное сочетание нового и старого в работе педагога. Кроме того необходимо выявлять знания педагогов типичных черт, возрастных психологических характеристик, индивидуальных особенностей своих воспитанников. Это позволяет широко использовать коллективные, групповые и индивидуальные методы работы с детьми и их родителями.
Следует чётко выделить требования к анализу работы педагога. Во-первых, всякие факты, полученные при анализе его работы, должны быть осмыслены, приведены к определённой идее, из которой потом вытекают рекомендации. Во-вторых, всегда важно выявить соотношение между затраченными педагогическими усилиями и полученными результатами, которые иногда достигаются за счёт дополнительных занятий, перегрузок, домашних заданий. В-третьих, изучается воспитательное воздействие педагога, зрелость его мастерства. В-четвёртых, важно выявить способности педагога к самоанализу и самооценке совместной деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательность к своей работе.
Выявляются четыре основных направления диагностики работы педагога:
- рациональное использование опыта, традиционных методик;
- овладение новыми технологиями, методами и приёмами педагогической деятельности;
- разумное сочетание их при раскрытии конкретного содержания материала;
- существование обратной связи по самоанализу, самооценки.
Качество работы педагога определяется его авторитетом и мастерством. Критериями эффективности педагогического труда являются:
- объём и качество знаний воспитанников;
- практические умения и навыки, поскольку знания приобретают реальное воплощение через умения и навыки деятельности;
- интегральное развитие ребёнка (развитие мышления, памяти, внимания, интеллекта, речи и т.д.).
Методику диагностической работы можно представить в виде двух направлений: