Организация работы с родителями

Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. Необходи­мым звеном всей системы коррекционно-педагогической работы должно стать активное участие в ней семьи, поэтому задача спе­циалистов обучить родителей способам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, помочь им выбрать оптимальное направление работы и познакомить их с ее содержанием.

Общеизвестно, что формирование высшей психической дея­тельности ребенка происходит в ходе его «культурно-исторического развития» (Л. С. Выготский, 1983). В большой мере особенно­сти социального развития ребенка определяет первый и важней­ший социально-педагогический институт — семья. Именно в се­мье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систе­му отношений ребенка с близкими, особенности общения, спо­собы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Этим и определяется необходимость привлечения ро­дителей к участию в коррекционно-развивающей работе.

Полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка с отклонениями в раз­витии к себе и миру, что требует от взрослых, как активных «стро­ителей» этих отношений, целенаправленных и осознанных усилий. Наука и практика показывают, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в дошкольном учрежде­нии само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием зак­репления достигнутого является активное взаимодействие педаго­гов с близкими ребенку взрослыми, позиции которых в отноше­нии к ребенку должны быть скорректированы, а сами они обуче­ны адекватным способам коммуникации и осведомлены о возможностях развития ребенка и о способах их активизации.

В работе с родителями применяются как групповые, так и ин­дивидуальные формы работы. Не стоит пренебрегать таким широ­ко известным видом взаимодействия, как ежемесячные родитель­ские собрания. Эффективность их проведения напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности пред­лагаемой для обсуждения темы. Привлечение в качестве выступаю­щих врачей, дефектологов, социальных работников, ученых и прак­тиков повышает их значимость для родителей, а систематичность проведения вырабатывает у родителей привычку их посещать. Ме­сто и время проведения собрания должно быть четко оговорено, например, последняя пятница каждого месяца. А тематика собра­ний, согласованная со всеми специалистами дошкольного учреж-

дения, должна быть вывешена на стенде, посвященном работе с родителями.

Собрания для родителей дошкольников всех возрастных групп целесообразно проводить 2—3 раза в год, обычно же собрания проводятся по возрастным параллелям: для родителей детей ран­него возраста, для родителей, воспитывающих младших дошколь­ников, для родителей старших дошкольников. Кроме того, в на­чале учебного года рекомендуется проводить собрание для роди­телей вновь поступивших детей, на котором их знакомят с общей организацией коррекционно-педагогической работы в дошколь­ном учреждении, с ролью родителей в воспитании ребенка с отклонениями в развитии, с приемами активизации познава­тельной деятельности детей в их повседневном общении с роди­телями.

Каждое родительское собрание необходимо завершать подведе­нием его итогов и конкретными рекомендациями, которые по­нятны всем присутствующим, несмотря на разный уровень их ро­дительской подготовки, и реально ими выполнимы.

Для родителей детей раннего возраста могут быть предложены следующие темы собраний:

1. Закономерности психической жизни детей первого, второго и третьего года жизни и их влияние на последующее развитие ре­бенка.

2. Причины отклонений в психофизическом развитии ребенка. Возможности их компенсации средствами семейного воспитания.

3. Культура быта и ее значение для психофизического развития ребенка.

4. Игрушка как средство психического развития ребенка.

5. Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка.

6. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста.

7. Развитие движений у детей раннего возраста.

8. Воспитание познавательной активности у детей раннего воз­раста в процессе действий с предметами.

9. Развитие речи у детей раннего возраста. Роль взрослых в акти­визации речевого общения ребенка»

10. Что и как читать маленькому ребенку.

11. Ребенок и музыка.

12. Маленький художник.

Для родителей, чьи дети находятся на следующем возрастном этапе, можно предложить такие темы собраний:

1. Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста.

2. Сюжетная игра у детей. Партнеры и оборудование для детских сюжетных игр»

3. Свойства и качества предметов, окружающих детей в повсед­невной жизни. Роль родителей и других членов семьи в расшире­нии представлений детей о свойствах и качествах предметов.

4. Развитие памяти у детей. Как учить детей запоминать зритель­ную и слуховую информацию.

5. Критические периоды в развитии речи ребенка. Роль родите­лей в профилактике отклонений в речевом развитии ребенка.

6. Оборудование детского уголка или детской комнаты в домаш­них условиях.

7. Прогулки с детьми как средство общения и развития их пред­ставлений об окружающем мире.

8. Роль закаливающих мероприятий в воспитании ребенка. Меры профилактики простудных заболеваний.

9. Проблема левшества у детей.

10. Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствами семейного воспитания.

11. Личностное развитие ребенка-дошкольника. Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личност­ных качеств,

12. Изобразительное искусство и его роль в коррекции отклоне­ний в развитии ребенка.

Для родителей ребенка-дошкольника старшего возраста можно предложить следующие темы родительских собраний:

1. Психофизические особенности ребенка старшего дошколь­ного возраста.

2. Сюжетно-ролевая игра ребенка-дошкольника. Возможности и место участия в ней родителей и членов семьи.

3. Развитие слухового восприятия ребенка на прогулках и в про­цессе овладения звуковой культурой речи.

4. Развивающие игры и их место в семейном досуге,

5. Возможности развития детского воображения в повседневных
видах детской деятельности.

6. Профилактика детских неврозов.

7. Отклонения в поведении детей и возможности их коррекции
посредством воспитательных воздействий со стороны членов семьи.

8. Друзья наших детей. Помощь родителей в приобретении ре­бенком друзей и подруг.

9. Домашний театр как средство организации семейного досуха»

10. Нравственность и безнравственность. Как помогать ребенку находить грани между «белым» и «черным».

11. Обязанности ребенка-дошкольника по дому.

12. Подготовка ребенка к школе.

На родительских собраниях целесообразно демонстрировать фрагменты видеозаписи проводившихся с детьми занятий, сопро­вождая их комментариями специалистов, приводить конкретные

примеры из жизни детей группы. При этом нужно помнить, что сотрудник дошкольного учреждения может похвалить того или иного ребенка, но отрицательный факт сообщается всегда без ука­зания фамилии ребенка и реальных участников события.

Существенную помощь родителям могут оказать индивидуаль­ные консультации.

Индивидуальное консультирование предполагает:

совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

анализ причин незначительного продвижения в развитии от™ дельных сторон психической деятельности ребенка и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в его развитии;

индивидуальное проведение практикумов по обучению родите­лей совместным формам деятельности с детьми (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания).

Важным условием работы с родителями, дети которых имеют задержку психического развития, является формирование у них адек­ватной оценки психического состояния своих детей в плане готов­ности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом эта­пе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентаци­ей на форму обучения, соответствующую уровню развития ребенка.

Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: семинары-практикумы; тематические консуль­тации; психологические тренинги; «Школа молодого родителя» и другие.

Семинары-практикумы, как правило, посвящаются какой-то одной проблеме. Свободная форма их проведения предполагает, однако, активное участие в них родителей, которых интересует вынесенный на обсуждение вопрос.

Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы роди­телями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуж­даются, например, конкретные приемы развития внимания де­тей, способы сравнения предметов, приемы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей. Родителей знакомят с правилами активного слушания, с возможностями раз­вития пространственных представлений детей во время прогулок, им рассказывают о том, как направить всю семейную жизнь на активизацию познавательной деятельности детей.

Родительские тренинги предназначены для наиболее подготов­ленных родителей, для тех из них, кто понимает, что помочь ре­бенку можно только в том случае, если меняешься сам. Эти тре­нинги должен проводить только квалифицированный психолог,

они могут иметь форму контакт-группы, группы психодрамы, арттерапии, тренинга личностного роста и т. д.

«Школа молодого родителя» сочетает в себе все вышеназван­ные аспекты и в целом направлена на повышение родительской компетентности и социально-педагогической грамотности членов семей, дети из которых посещают специализированное дошколь­ное учреждение.

При всем разнообразии форм проведения этой работы с роди­телями главными остаются следующие принципы: систематичность проведения мероприятий; целевое их планирование; при опреде­лении тематики учет родительских запросов; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия; наличие конк­ретного исполнителя (специалиста), ответственного за проведе­ние мероприятий.

Наши рекомендации