Пед. Идеи Бецков, Янкович, Новиков, Радищев.

Ко второй половине XVIII века появилась немногочисленная русская интеллигенция - прогрессивные ученые, группировавшиеся вокруг М. В. Ломоносова.

В 1755 году при самом ближайшем участии М. В. Ломоносова был открыт в Москве университет в составе трех факультетов: юридического, философского и медицинского. В отличие от западноевропейских университетов он не имел богословского факультета. При университете были открыты две гимназии. В соответствии с устоями самодержавно-крепостнического строя и сословными воззрениями дворянства на задачи и формы образования одна гимназия предназначалась для дворян и вторая - для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян.

При университете были открыты две гимназии. В соответствии с устоями самодержавно-крепостнического строя и сословными воззрениями дворянства на задачи и формы образования одна гимназия предназначалась для дворян и вторая - для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян.

Профессора и преподаватели университета, ученики и последователи Ломоносова много занимались вопросами воспитания. В своих речах на университетских актах эти ученые освещали важнейшие педагогические вопросы. Они занимались разработкой методики обучения и создали очень ценное оригинальное пособие, которое содержало указания, как обучать отдельным предметам (истории, математике и т.д.).

Иван Иванович Бецкой (1704-1795). В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц. И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных, учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей. Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» - образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев - «третий чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом.

Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» - образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев - «третий чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом.
Бецкой считал главными средствами нравственного воспитания внушение «страха божия», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры.

Бецкой придавал большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также «увеселение невинными забавами и играми». Касаясь вопросов умственного воспитания, он указывал, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности.

Сторонник женского образования, Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил о необходимости создания в обществе уважения к женщине, как матери и воспитательнице. Он сыграл большую роль в открытии первого женского воспитательно-образовательного учреждения - Института благородных девиц.

В 1782 году была создана в Петербурге Комиссия народных училищ - правительственно-бюрократический орган, в который не были введены виднейшие деятели русской культуры того времени. Самым деятельным членом этой комиссии стал серб Федор Иванович Янкович (1741-1814).

В 1786 году правительством был опубликован подготовленный комиссией «Устав народным училищам в Российской империи», согласно которому в городах разрешалось открывать малые (с двухлетним курсом) и главные (с пятилетним курсом обучения в составе четырех классов, последний класс был двухгодичным) народные училища.

Деятели Академии наук и Московского университета создали учебники по всем предметам, входившим в учебный план народных училищ. Был написан серьезный дидактический трактат «Руководство учителям народных училищ». В этой книге давались указания по всем вопросам учебно-воспитательной работы школы, рекомендовалась классно-урочная организация учебной работы вместо индивидуальной системы обучения.
В «Руководстве» говорилось, что учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. Однако разработанные методы были рассчитаны все же главным образом на запоминание текста учебника. Над текстом в классе проводилась большая работа, облегчавшая усвоение учебника. В этом несомненная ценность рекомендованных приемов преподавания.


Николай Иванович Новиков (1744-1818). Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ, направляя общественную инициативу на создание школ для непривилегированного населения. Он стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам. Новиков был создателем и редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума».

Борьбу против рабства, деспотизма и произвола он вел с просветительских позиций. В просвещении Новиков видел главное средство разрешения социальных вопросов.

Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания детей и юношества.

Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам.
Новиков настаивал на том, чтобы дать детям широкое и разностороннее умственное образование. Он считал, что образование должно не только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить.

Руководствуясь идеей народности воспитания, которая занимает большое место во всей его педагогической системе, Новиков считал, что детям необходимо прежде всего изучить родной язык и словесность, историю и географию своей страны.

Он считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях. Новиков решительно выступал против физических наказаний.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) Он один из немногих передовых русских дворян поднялся в XVIII веке до понимания необходимости революционной борьбы с самодержавием.

Педагогические взгляды А. Н. Радищева отражают сильные и слабые стороны его материализма и революционно-просветительских воззрений. Он рассматривал человека как материальное существо - часть природы.

Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества».
В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он рисовал тяжелую картину страданий, которым подвергают помещики крестьянских детей. Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные способности, притупляет их сообразительность, требовал воспитания для всех детей вне зависимости от их сословного положения

Большое место в воспитании «истинного сына Отечества» Радищев отводил процессу овладения знаниями, умственному развитию.

Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека.

Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая помогала бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами и наклонностями.

Песталицци.

Анализ педагогических трудов Я.А.Коменского «Материнская школа», «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках». Их значение для развития педагогической теории и практики.

Взгляды Коменского на ребенка, его разв. и воспит. коренным образом отлич. от среднев. представлений. Вслед за гуманистами эпохи Возрождения Коменский отвергал религ. измышления о греховности природы человека, хотя и не освободился еще от влияния религии. Так, он полагал, что те способности, которыми все дети обладают от рождения,— это “дары божьи”, но в то же время он правильно указ-л, что разв. они только в процессе воспит-я. Коменский верил в огромную роль воспит-я в развитии чел. и утверждал, что благодаря воспитанию “из всякого ребенка можно сделать чел.”, что все дети при умелом к ним пед. подходе могут стать воспит-ми и образов-ми.Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошк. воспит-я.Для детей от рожд. до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общест-е учреждение, а своеобразную форму семейного воспит-я. Мат. школе Коменский посвятил большую главу своей “Великой дидактики» и спец. сочинение под названием “Материнская школа”. Этой ступени восп-я он придавал очень больш. знач-е, рассм-ая ее как первую и важнейшую часть всей разраб-ой им системы воспит-я и образ-я подрастающего поколения.В мат. школе должны закладываться основы физич., нравст. и ум. разв-я детей. При этoм Коменский напоминал, что физич-е и дух. силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особен. детей, но ценно, что пред-дошкольный и дошк. возрасты не предст-ся ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особен- ности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуаль-ными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять опред. знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пятишестилетнем возрасте. Коменский уделял много внимания вопросам физич. воспит. детей. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться с величайшей тщательностью о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Очень важным было требование Коменского о кормлении младенцев непременно молоком матери, его советы обеспечить детям как можно больше движений — давать им возможность бегать, играть, резвиться.Учение Коменского о мат. школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошк. воспит-я, определить его цели, содерж-е, осн. средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организ-ую систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.Задавшись целью создать “всеобщее искусство всех учить всему”, преобразовать современную ему школу, Коменский выдвинул новые дидактич. требования, которые имели большое значение для дальнейшего развития пед. мысли и школ. практики.Он в основу познания и обуч-я поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. О наглядн. при обучении говорили и до Коменского, например педагоги гуманисты эпохи Возрожд., но именно он первый стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей и явлений, но и как восприятие их с привлечением всех органов чувств.Непременным условием усвоения учащимися материала Коменский считал наличие у них интереса и внимания к учению. Он предлагал всеми средствами возбуждать в учениках жажду знаний и давал по этому вопросу ряд конкретных указаний: следует разъяснять ученикам знач-е того, что они изучают, пользу, кот.им принесут их знания, нужно поощрять детскую любозн-сть, стараться делать обучение легким, приятным для учащихся.Для того чтобы знания были доступны учащимся, Коменский рекомендовал идти в обуч. от простого к сложному, от конкретного к абстр., от фактов к выводам, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Примеры он советовал предпосылать правилам.Много внимания уделял Коменский последовательности обучения. Занятия, по его мнению, должны быть построены таким образом: новый “ материал д. б. преподнесен лишь после того, как усвоен предыдущий, а изучение нового должно в свою очередь содействовать закрепл. предыдущего.Коменский впервые обосновал необходимость классно-урочной системы занятий, при которой один учитель одноврем. работает со всем классом по опред. уч. материалу. Уч. год, по мнению Коменского, должен для всех учащихся начинаться и кончаться одновременно, занятия последовательно чередоваться с отдыхом. Уч. день д. б. строго регламентирован в соответствии с возрастными возможностями учащихся разных классов.Коменский считал, что в каждом классе для учащихся следует составлять специальные учебники, в которые включ. весь необх-й материал по предмету, изложенный в системе. Учебники д. б. написаны точным и понятным языком и служить “вернейшей картиной мира”; нужно, чтобы и их внешний вид был привлек. для детей. Коменский сам создал ряд замечат. уч.книг. Одной из таких книг является его “Мир чувственных вещей в картинках”. Этот уч., предназн-й как для обуч-я детей лат. яз. в школе, так и для первоначальных занятий родным яз. в семье и школе, был впервые в истории уч. лит-ры снабжен многочисл. иллюстр-и: в нем 150 рис., исполненных самим Коменским с большим худ. мастерством. Эта книга произвела в свое время переворот в постановке преподавания родного и лат. языков. Учебник был переведен на многие языки и в течение более чем полутора столетий служил образцом книги для первонач. обучения детей в семье и школе. Центр. трудом пед. теории Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и прилож.. Для своего времени она представляла собой поистине революц. учебник пед. теории. Полное название книги звучит след. образом: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни»Такое длинное название харак.для книг того периода. Заменяя собой современную аннотацию, оно предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало о содержании, становилось своеобразным рекламным проспектом. Книга начин. введением, состоящим из неск. частей. Перв. из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящ. всем читателям, и третья обращается ко «Всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей». В данном вступ-и автор опред-т дидактику как «универсальное искусство всех учить всему».При этом в характ-ой для Коменского нравст. манере он ставит целью своего учения панморалистское воспит-е чел-ка. Укажем также на антропологическую направ-сть введения. Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и че-ка. Педагог пытается опереться в своем произведении, прежде всего на церк. воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.Пед. сист. Коменского предст. собой, прежде всего протестан. христ. учение, и направлено на образ-е детей в христ. духе, а в дальнейшем через воспитанных детей и восстан-ние авторитета церкви. Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по тем или иным мотивам, он определяет сверхзадачу своей дидактики: Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха.

Гербрат.

Биографические сведения.Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) родился в Германии.

Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе, а затем в Иенском университете.

По своему мировоззрению Гербарт был метафизиком.

Свое понимание сущности воспитания Гербарт выводил из идеалистической философии, а цель воспитания — из этики. Гербарт разработал крайне метафизическую этическую теорию. Общественная и личная нравственность покоятся, по его утверждению, на вечных и неизменных нравственных идеях.

Следуя за Пестолоцци, стремившимся найти во всяком сложном явлении его элементы, Гербарт разложил психическую деятельность человека на составные части и пытался выделить тот элемент, который является самым простым, первичным. Таким простейшим элементом Гербарт считал представление.

Взаимоотношениями представлений объясняются все явления эмоциональной сферы психики, а также область волевых проявлений.
Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Педагог должен поставить перед воспитанником те цели, которые тот поставит сам перед собой, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.
Возможные цели — это те, которые человек сможет когда-нибудь поставить перед собой в области определенной специальности.
Необходимые цели — это те, которые нужны человеку в любой области его деятельности.
Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания.
Первое средство управления — это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, .

Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. И, наконец, большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям, в том числе и телесным.

Авторитет и любовь Гербарт считает вспомогательными средствами управления. Он говорит, что эти средства выходят за пределы управления.
Обучение. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания; ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспитания без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает

Обучение, по Гербарту, должно основываться на многосторонности интересов. Одна из важнейших задач образования заключается у Гербарта в возбуждении многостороннего интереса.

Гербарт различает шесть самостоятельных видов различных интересов. К интересам первой группы он относит интересы: эмпирический, который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и возбуждает стремление к наблюдению; у мозрительный, который отвечает на вопрос, почему это так, и настраивает на размышление; эстетический — обеспечивает художественную оценку явлений. Ко второй группе интересов относятся: симпатический, направленный на членов своей семьи и ближайший круг знакомых; социальный — на более широкий круг людей, на общество, свой народ и все человечество. К этой же группе Гербарт относит религиозный интерес, направленный на общение с богом.

Поддерживать интерес через: наглядность, опыт, логическое членение изучаемого материала, доступность изложения.

Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран.

Процесс обучения, по Гербарту, обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание).

Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Гербарт назвал: 1) ясность, 2) ассоциация, 3) система, 4) метод.
Первая ступень — ясность — это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. Вторая ступень — ассоциация — это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с имеющимися уже у учащихся представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни и т. д. Третья ступень — система - это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Четвертая ступень — метод—это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям.
Нравственное воспитание.Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий.

К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт относил следующее:
1. Удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Надо устанавливать границы поведения для детей.
2. Определять воспитанника, т. е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».
3. Устанавливать четкие правила поведения.
4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т. е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».
5. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.
6. «Увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.
Педагогические взгляды Гербарта не получили широкого распространения при его жизни. После разгрома революции 1848 года западноевропейская буржуазия, предавшая трудящиеся массы, заинтересовалась его теорией, утверждавшей непоколебимость установившегося порядка. Идеи Гербарта стали пользоваться большой популярностью в Германии, России, во многих странах Западной Европы. Появился спрос на них и в Америке.
Классическая средняя школа Европы и США с значительной мере строилась на основах гербартианской педагогики.

Наши рекомендации