Условия - психологические факторы
Характеристика структуры
1. Основания методологии: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;
2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;
3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач;
4. Временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы;
5. Технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приемы.
2. Характеристика структуры методологии науки: + основная методология-философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности.
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины.
Специфика развития
Наиболее существенный вклад в разработку методологии науки внесли Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель и другие классики философии (в их работах методология науки представала в обобщенном и слабо различенном виде, совпадая с исследованием общей идеи научности и ее базовых принципов):
Аристотель и Ф.Бэкон классифицируют научное знание и предлагают два основных метода получения достоверной информации о природе и человеке: логико-дедуктивный и экспериментально-индуктивный;
И.Кант разрабатывает общие границы познавательных способностей;
Ф.Шеллинг и Г.Гегель пытаются создать универсальную систему научного знания.
Вместе с прогрессом общественных отношений и выдвижением технологической сферы и промышленного производства на передний план в социуме наука приобретает большое значение в отношении разработок новых технологий производственной деятельности. В работах О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма и других авторов разрабатываются уже не просто принципы общенаучного знания, но конкретные варианты методов научно-познавательной деятельности, причем во многом ориентированной на мир социальных связей и отношений.
Особое значение в становлении методологии науки имели исследования Дж. Буля, Г.Фреге, Ч.Пирса в области логико-математического знания - заложили основы формализации норм и процедур мыследеятельности, тем самым позволив использовать логико-методологические наработки естествознания в гуманитарных науках.
Не меньшее значение имело становление электродинамики, релятивистской и квантовой механики, поставивших под вопрос основы классической физики И.Ньютона. Открытия М.Фарадея, Дж. Максвелла, А.Эйнштейна, М.Планка и других ученых привели к:
возобладанию сугубо математических подходов к выдвижению и обоснованию теоретических положений;
выдвижению сугубо умозрительных конструкций (гипотез), которые стали признаваться равноправным участником научного исследования наряду с наблюдением и экспериментом.
3. Характеристика структуры методологии науки: + специфика деятельности.- особенности, принципы, условия, нормы деятельности.
Виды научных исследований:
Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
Прикладное исследование.
Общенаучные методологические принципы:
Принцип детерминизма - исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
Принцип объективности - объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
Специфичные для психологии и педагогики принципы:
Принцип единства физиологического и психического - нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
Принцип единства сознания и деятельности - сознание деятельно, а деятельность сознательна.
Принцип развития - (известен, как принцип историзма и генетический принцип) - психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
Системно-структурный принцип - любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы (воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)
Инвариантности результата - рассматривает психологическое исследование как систему. В качестве элементов системы исследования он выделяет:
объект (S),
предмет (Пси),
метод (М),
условия (иначе - среда Е)
результат (R — поведение, либо продукт деятельности).
Основные онтологические принципы психолого-педагогического исследования:
Принцип репрезентативности определяет отношения объекта с предметом, условиями, методом и результатом. Объект должен быть выбран в соответствии с задачей исследования.
Принцип валидности характеризует отношения предмета с элементами системы исследования. Предмет исследования не должен подменяться в ходе исследования.
Принцип надежности характеризует отношения метода с другими элементами системы и обеспечивает инвариантность результата, полученного данным методом.
Принцип стандартизации условий: соответствие реальных условий исследования идеально предполагаемым следует охарактеризовать как экологическую валидность исследования. Применительно к наблюдению стандартизация заменяется выбором ситуации наблюдения, соответствующей замыслу исследования
Принцип инвариантности результата является результирующим, обеспечивается применением вышеперечисленных принципов и предполагает воспроизводимость экспериментального результата в других исследованиях и сопоставимость результата, полученного одним исследователем с результатами, полученными другим исследователями.
Условия - психологические факторы
На ход решения задачи и успешность её решения влияют следующие факторы]:
Установка: «Решение определённого числа задач одним способом побуждает испытуемого использовать тот же способ для решения последующих задач, даже если этот способ становится неэффективным». Как показал Найт[6], установка тем сильнее, чем труднее были задачи, её сформировавшие.
Функциональная закреплённость: используемый определенным образом предмет трудно потом использовать иначе при решении задачи.
Характеристики субъекта:
Эмоцональное (мотивационное) состояние: