Система руководства дошкольным воспитанием в СССР


В соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (1973) педагогическое руководство и обеспечение дошкольных учреждений кадрами педагогических работников (независимо от ведомственной подчиненности учреждений) осуществляют Министерство просвещения СССР, министерства просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, и их местные органы.
В Министерстве просвещения СССР имеется Управление по дошкольному воспитанию, которое осуществляет непосредственно руководство делом дошкольного воспитания в стране через соответствующие управления (отделы) министерств просвещения (народного образования) союзных республик.
Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения СССР руководствуется в своей работе постановлениями Коммунистической партии и Советского правительства о развитии и совершенствовании общественного дошкольного воспитания. На основании партийно-правительственных документов Управление по дошкольному воспитанию руководит уточнением и углублением содержания воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях, в семье, совершенствованием «Программы воспитания в детском саду», оказывает помощь союзным республикам в улучшении методического руководства дошкольными учреждениями, осуществляет контроль за их деятельностью.
В союзных республиках руководство дошкольным воспитанием осуществляется управлениями (отделами) по дошкольному воспитанию министерств просвещения (народного образования) этих республик через областные, краевые, городские (города республиканского подчинения) отделы народного образования и министерства просвещения АССР.
Управления (отделы) по дошкольному воспитанию министерств просвещения союзных республик выполняют те же функции — руководящую, координирующую, контролирующую — в пределах территории данной республики.
Областные, краевые, городские отделы народного образования и министерства просвещения АССР подчиняются министерствам просвещения союзных республик и осуществляют руководство работой дошкольных учреждений через районные отделы народного образования. В областных, краевых, городских отделах народного образования созданы дошкольные секторы, на которые возложены руководство и контроль за деятельностью районных отделов народного образования и подчиненных им учреждений, повышения квалификации дошкольных работников.
Районный отдел народного образования осуществляет методическое руководство всеми дошкольными учреждениями, расположенными на территории района, независимо от их ведомственной принадлежности, систематически контролирует их деятельность, следит за правильным размещением сети дошкольных учрежде-лий в соответствии с развитием производительных сил в районе (области).
Непосредственное руководство работой дошкольных учреждений возложено на инспектора-методиста по дошкольному воспитанию отдела народного образования. В помощь отделу народного образования для улучшения воспитательной работы и усиления контроля за работой дошкольных учреждений широко привлекается общественность: общественные инспектора, методисты, руководители методических объединений, создается совет содействия семье.
Работа инспектора по дошкольному воспитанию сложна и многогранна. Инспектор в своей деятельности руководствуется решениями Коммунистической партии и Советского правительства в области дошкольного воспитания, «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», а также инструктивными и программно-методическими документами министерства просвещения (народного образования). Инспектор — это организатор и руководитель дошкольного дела в районе, квалифицированный педагог-методист, государственный контролер. Он должен быть политически грамотным, морально устойчивым, иметь государственный подход к делу, оперативно решать вопросы руководства дошкольными учреждениями, объективно и дифференцированно оценивать их работу, сочетая требовательный контроль с оказанием практической помощи, должен уметь работать с людьми, проявляя педагогический такт.
Для успешного руководства всеми разделами работы дошкольных учреждений инспектор обязан четко планировать свою деятельность, широко опираться на общественность.
Особой заботой инспектора является удовлетворение потребностей населения в дошкольных учреждениях. С этой целью он принимает участие в составлении текущих и перспективных планов по расширению сети и осуществляет систематический контроль за вводом новых учреждений в эксплуатацию. Инспектор строго контролирует выполнение дошкольными учреждениями народнохозяйственного плана, добиваясь их рентабельной работы, уделяет большое внимание строительству детских садов на селе, заботится об улучшении их материальной базы.
Инспектор должен разбираться в вопросах финансирования, знать нормативные документы по оборудованию дошкольных учреждений, питанию детей, систематически контролировать своевременность и правильность расходования денежных средств на содержание учреждения, работать в контакте с централизованной бухгалтерией.
Посещая дошкольные учреждения, инспектор изучает состояние методической, воспитательной и административно-хозяйственной работы, выявляет передовой опыт, недостатки в работе, оказывает необходимую помощь. Он осуществляет контроль за выполнением «Программы воспитания в детском саду», изучает состав и расстановку педагогических кадров, принимает меры, направленные на повышение уровня их квалификации.
Важное место в работе инспектора занимает руководство деятельностью родительских комитетов и организация работы по пропаганде педагогических знаний среди населения; он определяет содержание и формы этой работы в соответствии с условиями района. Инспектор ведет прием населения, внимательно выслушивает посетителей, удовлетворяет их просьбы в устройстве детей в дошкольные учреждения.
В нашей стране создана система методического руководства дошкольным воспитанием. Это руководство осуществляется через республиканский, областной (краевой), городской, районный методический кабинеты. Они создаются при соответствующем отделе народного образования и являются его методической базой. При министерствах просвещения (народного образования) союзных республик и министерствах просвещения АССР создаются республиканские методические кабинеты.
Районный дошкольный методический кабинет занимается повышением квалификации всех категорий дошкольных работников. Участие в его работе является обязательным для каждого воспитателя и заведующего.
Содержание деятельности кабинета определяется очередными задачами, стоящими перед дошкольными учреждениями, состоянием методической и воспитательной работы в учреждениях и уровнем квалификации воспитателей. Поэтому сотрудники кабинета систематически изучают работу дошкольных учреждений и в соответствии с этим строят свое руководство.
Основной формой повышения профессионального мастерства воспитателей являются методические объединения, которые вооружают педагогический состав теоретическими знаниями, практическими умениями и помогают выполнять «Программу воспитания в детском саду». Методический кабинет организует также кружки, семинары, участие в работе которых содействует более глубокой специализации по избранной проблеме, развивает научные и познавательные интересы воспитателей и заведующих.
Для повышения квалификации дошкольных работников большое значение имеет обмен опытом педагогической работы на Педагогических чтениях, научно-практических и итоговых конференциях, а также лекции по актуальным проблемам воспитания и обучения детей.
Методический кабинет изучает, обобщает и распространяет передовой опыт, используя разнообразные пути: методические объединения, совещания по обмену опытом работы, печать, радио, выставки, фотовитрины, стенды и др.
Областные (краевые), городские (республиканского подчинения) дошкольные методические кабинеты существуют самостоятельна или при институтах усовершенствования учителей. Они организуют повышение идейно-теоретического уровня и деловой квалификации руководящего состава дошкольных работников (инспекторов, методистов, руководителей методических объединений, кружков, семинаров при районных отделах народного образования); знакомят их с партийно-правительственными документами по дошкольному воспитанию, а также с новыми программно-методическими материалами, рекомендуют пути и способы их внедрения в практику работы дошкольных учреждений; осуществляют обучение приемам руководства методической работой, методам инспектирования, составлению педагогической документации, способам оказания помощи заведующим и воспитателям, проверки уровня знаний и навыков детей, организации обмена опытом по руководству методической работой, контролю за работой районных методических кабинетов.
При министерствах просвещения (народного образования) союзных республик создаются республиканские научно-методические кабинеты. Они разрабатывают методические рекомендации о содержании, формах и методах воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях, оказывают методическую помощь дошкольным методическим кабинетам АССР, областным (краевым), городским, районным, изучают опыт их работы.
Республиканский кабинет руководит работой по повышению идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации через подчиненные ему областные (краевые), городские кабинеты. Он изучает результативность выполнения «Программы воспитания в детском саду», качество знаний, умений и навыков детей; принимает участие в разработке наглядных пособий, учебных планов курсов, семинаров, кружков; изучает эффективность работы по повышению квалификации в областях (краях), городах, районах, представляет лучший опыт работы для экспонирования на всесоюзных, республиканских выставках, разрабатывает рекомендации по его внедрению.
Республиканский кабинет работает с руководящим составом министерств пресвещения автономных республик, областных (краевых), городских отделов народного образования (инспектора, методисты, руководители кружков, семинаров и др.).
Передовой опыт работы дошкольных учреждений, отделов народного образования, республиканских, областных (краевых), городских, районных методических кабинетов демонстрируется в павильоне «Неродное образование» на ВДНХ СССР. Здесь представлены также новые научные исследования в области дошкольного воспитания («Наука — практике»), проводятся всесоюзные семинары, научно-практические конференции по обмену опытом. Роль общественности в нашей стране очень велика. Трудящиеся на общественных началах активно участвуют в культурном и хозяйственном строительстве, охране общественного порядка.
Большую роль играет общественность в руководстве дошкольным воспитанием. При отделах народного образования созданы Советы содействия дошкольному воспитанию и специальными положениями определены права общественного инспектора и методиста по дошкольному воспитанию.
Усилия общественности направлены на повышение качества воспитания и обучения детей, творческое внедрение передового опыта и оказание практической помощи работникам дошкольных учреждений. Актив отдела народного образования — это лучшие воспитатели, опытные заведующие, ветераны дошкольного воспитания и родители. Своим бескорыстным трудом они вносят неоценимый вклад в дело коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.

Наши рекомендации