ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ. Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

Комментарий к статье 447

1. Установленные в гл. 52 УПК особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц представляют собой определенные изъятия из общеправового конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Эти изъятия следует расценивать не как некую индульгенцию, выданную законодателем тем или иным категориям должностных лиц в целях ограждения их от уголовной ответственности, а как определенную гарантию от необоснованного уголовного преследования в связи с осуществлением служебных, профессиональных или иных полномочий. Тем самым, устанавливая особые правила осуществления уголовного судопроизводства в отношении определенных категорий лиц, государство защищает прежде всего не этих лиц, а реализуемые ими общественно значимые функции, обеспечивая такие принципы, как разделение властей, независимость представительных органов государственной власти и судов.

2. Установленные гл. 52 УПК особые правила уголовного судопроизводства касаются следующих аспектов производства по уголовным делам: а) возбуждение уголовного дела; б) привлечение лица в качестве обвиняемого; в) применение задержания, заключения под стражу и некоторые другие процессуальные действия, связанные с ограничением конституционных прав. Поскольку, как следует из названия гл. 52 УПК, эти правила применяются по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, они распространяются главным образом на те ситуации, в которых в отношении лица, подпадающего под содержащийся в ст. 447 УПК перечень, осуществляется уголовное преследование. Отмеченное, однако, не исключает необходимости применения этих же правил и в тех случаях, когда, скажем, есть необходимость проведения тех или иных процессуальных действий (например, обыска) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или судьи, являющегося в конкретном уголовном деле потерпевшим или свидетелем.

3. Определенные особенности производства следственных и процессуальных действий устанавливаются, помимо гл. 52 УПК, также нормами иных федеральных законов, определяющих в том числе статус отдельных категорий лиц и его гарантии: Федеральных конституционных законов от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Федеральных законов от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральных законов от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

При решении вопроса о применении положений этих законов, определяющих гарантии правового статуса отдельных категорий лиц, и об их соотношении с соответствующими положениями уголовно-процессуального закона следует исходить из правовых позиций КС РФ, в соответствии с которыми разрешение в процессе правоприменения коллизий между различными правовыми актами должно осуществляться исходя из времени принятия этих актов, а также из того, какой из этих актов является специальным и предусматривает больший объем прав и свобод граждан, более широкие их гарантии (см. Постановление от 29 июня 2004 г. N 13-П, Определение от 8 ноября 2005 г. N 439-О).

В частности, КС РФ в Определении от 8 ноября 2005 г. N 439-О отметил следующее. Несмотря на то что ст. ст. 29 и 182 УПК, определяя основания и порядок производства следственных действий, в том числе обыска, не содержат указания на обязательность судебного решения в качестве условия производства обыска в служебных помещениях, используемых для адвокатской деятельности, производство этого следственного действия в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", может осуществляться лишь на основании соответствующего судебного решения.

4. Установленные гл. 52 УПК гарантии неприкосновенности подлежат применению лишь постольку, поскольку лицо занимает указанную в ст. 447 УПК должность или осуществляет соответствующую функцию. Лицо, переставшее быть депутатом, членом избирательной комиссии с совещательным голосом, следователем, процессуальным иммунитетом не обладает.

Особые правила обеспечения неприкосновенности установлены в отношении судей, которые сохраняют установленные законом гарантии и после ухода в отставку и прекращения исполнения ими своих полномочий.

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

Комментарий к статье 448

1. Предусмотренные комментируемой статьей особенности возбуждения уголовного дела и (или) привлечения в качестве обвиняемого проявляются, с одной стороны, в ограничении круга лиц, управомоченных принимать соответствующие решения, а с другой стороны, в необходимости проведения предшествующих принятию этих решений процедур лишения неприкосновенности.

2. Решение о возбуждении уголовного дела или о привлечении в качестве обвиняемого в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета РФ, судьи КС РФ, судьи ВС РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда, иных судей, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ, члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса принимается Председателем Следственного комитета РФ;

в отношении Председателя Следственного комитета РФ - исполняющим обязанности Председателя СК РФ;

в отношении прокурора, вышестоящего по отношению к прокурору района, города, руководителя и следователя следственного органа, вышестоящего по отношению к следственному органу района, города, - Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем;

в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, адвоката, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;

в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы - в соответствии со ст. ст. 146 и 171 УПК с согласия Председателя Следственного комитета РФ;

в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - в соответствии со ст. ст. 146, 171 УПК с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

3. Для принятия решения о возбуждении уголовного дела или о привлечении в качестве обвиняемого в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы необходимо предварительное получение согласия на это соответственно Государственной Думы или Совета Федерации;

в отношении судьи КС РФ - согласия КС РФ;

в отношении судьи ВС РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда - согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

в отношении иных судей - согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

При этом с представлением о даче указанного выше согласия в компетентный орган вправе обратиться должностное лицо соответствующего следственного органа, уполномоченное принять решение о возбуждении уголовного дела или о привлечении в качестве обвиняемого, и только в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы представление должно исходить от Генерального прокурора РФ.

4. Возбуждение уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ, а равно привлечение их в качестве обвиняемого может быть осуществлено лишь на основании заключения коллегии из трех судей ВС РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в их действиях признаков преступления.

5. По смыслу закона предусмотренные комментируемой статьей особенности начала уголовного преследования в отношении лица, относящегося к какой-либо из указанных в ней категорий лиц, должны применяться и в случаях привлечения лица в качестве подозреваемого путем уведомления его в порядке, установленном ст. 223.1 УПК о подозрении в совершении преступления.

6. Решая вопрос о даче согласия на осуществление уголовного преследования в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи, соответствующий орган не управомочен давать оценку допустимости, достоверности и достаточности доказательств, подтверждающих обоснованность выдвинутого в отношении лица подозрения или обвинения, а также оценивать наличие в действиях лица состава преступления; его полномочия в связи с этим ограничиваются лишь установлением того, не связано ли возбуждение уголовного дела либо привлечение к уголовной ответственности с незаконным преследованием лица за его служебную или профессиональную деятельность.

7. Орган, давший согласие на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого, должен быть уведомлен о принятом с его согласия решении. Так, в ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" прямо предусматривается, что такое сообщение должно быть направлено соответственно Совету Федерации или Государственной Думе в трехдневный срок.

8. Обязательными условиями получения согласия Совета Федерации, Государственной Думы, КС РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или на привлечение лица в качестве обвиняемого, а также получения заключения коллегии судей ВС РФ о наличии в действиях Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления является обеспечение лицам, в отношении которых ставится вопрос о возбуждении уголовного преследования, права на защиту своих интересов путем участия в заседании соответствующего органа, доведения до его сведения своей позиции, обжалования принятого решения, а также обязательность мотивирования принятого по результатам рассмотрения представления решения.

9. После возбуждения уголовного дела и (или) привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном комментируемой статьей, дальнейшее производство по уголовному делу в стадии предварительного расследования осуществляется на общих основаниях.

10. В зависимости от стадии уголовного судопроизводства отказ в даче согласия на возбуждение уголовного дела или на привлечение лица в качестве обвиняемого влечет в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение уголовного дела.

11. Решения об отказе в возбуждении уголовного дела, равно как и о прекращении уголовного дела в отношении лиц, перечисленных в ст. 447 УПК, принимаются в обычном порядке, установленном ст. ст. 148 и 254 УПК, лицом, которое осуществляет проверку сообщения о преступлении или в производстве которого находится уголовное дело, без проведения каких-либо предварительных процедур.

Статья 449. Задержание

Комментарий к статье 449

1. Задержание подозреваемого является мерой процессуального принуждения, применяемой в качестве средства безотлагательного реагирования на полученную соответствующим правоохранительным органом информацию о предполагаемом совершенном преступлении и об обнаружении вероятно причастного к его совершению лица в целях скорейшего раскрытия и расследования преступления и исключения уклонения виновного от уголовной ответственности. С учетом правовой природы данной меры процессуального принуждения ее применение возможно лишь в течение 48 ч начиная с момента фактического задержания подозреваемого лица (срок задержания может быть продлен на срок не более трех суток по судебному решению в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

2. Задержание в порядке, предусмотренном ст. ст. 91 и 92 УПК, члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудитора Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, допускается лишь с согласия соответствующих органов. Так, член Совета Федерации и депутат Государственной Думы могут быть задержаны лишь с согласия, соответственно, Совета Федерации или Государственной Думы (п. "б" ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"); судья КС РФ - с согласия КС РФ (ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"); судья иного федерального суда или мировой судья - с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (см. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - с согласия Государственной Думы (ст. 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

3. Задержание лиц, перечисленных в комментируемой статье, без получения предварительного согласия на это компетентного органа допускается лишь при условии, что оно осуществляется непосредственно при совершении ими преступления или же в ситуации, когда задержание этих лиц (в частности, прокурора и следователя) предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц (ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", п. "б" ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ч. 2 ст. 12 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"). В ч. 2 ст. 12 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", кроме того, предусматривается, что в случае задержания Уполномоченного при совершении преступления соответствующее должностное лицо, произведшее задержание, должно немедленно уведомить об этом Государственную Думу и, если в течение 24 часов Государственная Дума не даст согласия на задержание, обязано освободить задержанного. Аналогичным правилом следует руководствоваться при задержании и иных лиц, перечисленных в комментируемой статье, хотя в отношении их подобное законодательное решение отсутствует.

4. В случае если в момент задержания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи или иного лица из числа указанных в комментируемой статье личность его не была известна, после установления его личности это лицо подлежит освобождению.

5. Установленные как УПК, так и иными федеральными законами гарантии, связанные с задержанием по подозрению в совершении преступления, распространяются не на всех лиц, которые перечислены в ст. 447 УПК. Поскольку эти гарантии являются изъятием из общих правил осуществления уголовно-процессуального задержания, они не подлежат расширительному толкованию, и, следовательно, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, следователь, адвокат, член избирательной комиссии, член и выборное должностное лицо выборного органа местного самоуправления могут быть задержаны без предварительного согласия каких-либо органов в порядке, установленном ст. ст. 91, 92 УПК.

Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий

Комментарий к статье 450

1. Устанавливая в комментируемой статье особый порядок проведения следственных и иных процессуальных действий (в том числе применения мер уголовно-процессуального принуждения) в отношении категорий лиц, перечисленных в ст. 447 УПК, законодатель распространяет его лишь на те ситуации, когда в отношении соответствующего лица не было возбуждено уголовное дело или это лицо не было привлечено в качестве обвиняемого в порядке, установленном ст. 448 УПК. Фактом возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в соответствии со ст. 448 УПК с лица, в отношении которого такие решения приняты, фактически снимается статус процессуальной неприкосновенности, что позволяет в дальнейшем осуществлять в отношении его уголовное судопроизводство в общем порядке.

Изъятия из этого правила установлены лишь в отношении таких процессуальных действий, как задержание, заключение под стражу (домашний арест), производство обыска. С учетом особой значимости затрагиваемых этими действиями прав и свобод личности, а также существенности их влияния на возможность осуществления соответствующими должностными лицами своих служебных обязанностей, законодатель предусмотрел не только то, что совершение этих действий допускается лишь на основании судебного решения, но и то, что исполнение соответствующего судебного решения в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, судьи КС РФ или иного судьи становится возможным лишь после получения на то согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, КС РФ или квалификационной коллегии судей. С представлением о даче такого согласия в соответствующий орган управомочен обратиться Председатель Следственного комитета РФ.

2. В отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы или кандидата в Президенты РФ мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена судом на основании представления следователя или дознавателя, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело, однако такое представление ими может быть внесено лишь с согласия Председателя Следственного комитета РФ.

В отношении кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ представление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу вносится следователем или дознавателем, но с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

3. По общему правилу вопросы об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или о совершении следственных или иных процессуальных действий, ограничивающих конституционные права и свободы, рассматривается районным, городским или приравненным к ним судом по месту производства предварительного следствия или дознания или по месту производства соответствующего действия.

Согласно же ч. 1 комментируемой статьи в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК, эти вопросы подлежат разрешению судами, указанными в ч. 1 ст. 448 УПК. Такая отсылка была уместна и имела практическое значение в то время, когда в ст. 448 УПК регламентировался порядок дачи судом заключения о наличии в действиях лица признаков преступления. Однако Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятии Федерального закона "О противодействии коррупции" положения, касающиеся дачи судом заключения о наличии в действиях лица признаков преступления, из ст. 448 УПК были исключены, в результате чего упоминаемые в комментируемой статье особенности определения подсудности вопросов, связанных с избранием меры пресечения или производством отдельных следственных и иных процессуальных действий, фактически утратили свое значение. Поэтому и в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК, данные вопросы подлежат разрешению в соответствии с общими правилами единолично судьей районного суда.

Исключением в этом плане является лишь порядок разрешения вопросов, связанных с избранием меры пресечения в виде заключения под стражу или с производством ограничивающих гражданские права следственных действий в отношении судей. В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" разрешение этих вопросов в отношении судьи КС РФ, ВС РФ, верховного суда республики, краевого, областного и приравненного к ним суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда или военного суда осуществляется коллегией из трех судей ВС РФ; а в отношении судьи иного суда - соответственно коллегией из трех судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ.

Статья 451. Направление уголовного дела в суд

Комментарий к статье 451

1. По завершении предварительного следствия или дознания по уголовному делу в отношении лица, когда наделение его статусом подозреваемого или обвиняемого было осуществлено согласно ст. 448 УПК, уголовное дело направляется в суд в общем порядке в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом правилами определения предметной (родовой) и территориальной подсудности.

Ссылка в комментируемой статье на особые случаи определения подсудности в соответствии со ст. 452 УПК является недействующей, так как указанная статья согласно Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" утратила силу с 1 января 2013 г.

2. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 31 УПК уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи КС РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, подлежат направлению по подсудности в соответствующий верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) суд.

3. В случае если возбуждение уголовного дела в отношении лица, относящегося к какой-либо из категорий, указанных в ст. 448 УПК, или привлечение такого лица в качестве обвиняемого было произведено с нарушением установленного этой статьей порядка, такое уголовное дело подлежит возвращению прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению судом. Вместе с тем, если нарушение установленного порядка выразилось в том, что уголовное преследование лица осуществлялось вопреки заключению коллегии судей об отсутствии в его действиях признаков преступления или отказу соответствующего органа в даче согласия на возбуждение уголовного дела или на привлечение лица в качестве обвиняемого, производство по уголовному делу должно быть прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК.

Статья 452. Утратила силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.12.2010 N 433-ФЗ.

Наши рекомендации