Изучение музейной аудитории за рубежом
Интерес к проблеме “обратной связи” во многих странах обостряется по мере того, как музей признает высшей целью коммуникацию с публикой и развивает свою деятельность в рамках теории маркетинга, предполагающего вовлечение музея в рыночные, т.е. ориентированные на посетителя отношения. Наиболее успешным, с точки зрения теории маргетинга, будет музей, который ориентируется на интересы аудитории. При этом речь, конечно, идет не том, “чтобы любой ценой приспособиться к запросам той или иной категории публики, а о том, чтобы иметь возможность предложить посетителям то, что учитывало бы реальную сущность широкой публики” (Готтесдинер Х., Миронер Л., Давилон Ж., 1993, с. 14).
Итак, музейный маргенинг, в конечном итоге, направлен на аудиторию. Его цель заключается в повышения общественного престижа музея, а значит - в максимальном вовлечении посетителей в его деятельность с тем, чтобы “неинформированные посетители становились потенциальными посетителями, потенциальные посетители становились посетителями одного раза, посетители одного раза становились регулярными посетителями и регулярные посетители становились друзьями музея...” (Пеш Д., 1993, с.67).
Под влиянием названной тенденции формируется новое направление научных исследований, которое получает название изучение посетителей.
Наибольший размах деятельность по изучению посетителя приобрела в США (где лидером направления стал д-р С.Г. Скривен, позднее - руководитель Международной лаборатории изучения посетителей) и в Канаде (где первые исследования были проведены еще в 1959-1961 гг. Д. Камероном - автором коммуникативной концепции музея), а также в Великобритании, Франции и Германии.
Непосредственным стимулом для изучения посетителей в этих странах стали, во-первых, экономические соображения: музеи не считали возможным вкладывать средства в проекты, которые не сулили отдачи ни с материальной, ни с гуманитарной точек зрения. Поэтому, как это ни парадоксально, за рубежом к проблеме изучения посетителей с особым вниманием относятся в государствах, переживающих экономический кризис. Как отмечают авторы статьи об исследованиях музейной аудитории в Великобритании, начало которых приходится здесь на период экономического спада 1980-ых гг., "нельзя позволить себе быть скучными или безразличными, нельзя ошибиться в определении целей и ожиданий посетителей. В результате рыночного подхода к планированию и организации экспозиций увеличилась потребность в предварительном изучении мнений посетителей относительно содержания и тематики новых экспозиций" (Посетители, 1993, с. 27). Отметим еще раз поразительное отличие от позиции отечественных музеев, поскольку у нас экономический кризис привел к ослаблению интереса к проблеме обратной связи.
Во-вторых, проведение исследований обусловило усиливающиеся беспокойство музейных работников по поводу адекватности восприятия музейной информации. "Полезно сравнить смысл, который хотел передать создатель концепции экспозиции, - заявляют французские специалисты, - с тем, который в действительности воспринимает посетитель. На основе анализа того, что говорят об экспозиции создатель ее концепции и посетители, на основе семиотического анализа экспозиции, а также наблюдения за посетителями выявляется, достигнуты ли поставленные музеем цели" (там же, с. 15).
Исходя из названных соображений, связанных с экономическим и познавательным эффектом музейной коммуникации, складывается многоуровневая структура исследований по оцениванию воздействия музея на аудиторию. Эта методика позволяет, в частности, следить за реакцией аудитории на всех этапах создания экспозиций.
Сначала (предварительное оценивание) собирается информация о потенциальной аудитории, а также задачах и целях будущей экспозиции, затем (формативное оценивание) анализируются реакции на первоначальный замысел, а вслед за этим (суммативное оценивание) - на уже созданную экспозицию, после чего (исправляющее оценивание) в экспозицию вносятся коррективы. Причем, как отмечают канадские специалисты, постепенно "акцент был перенесен с суммативного оценивания существующих экспозиций на предварительный анализ и формативное оценивание на ранних стадиях подготовки экспозиции" (там же, с. 22). Это означает, что усиливается внимание к этапу принятия предварительных решений.
Постепенно исследования по изучению посетителей приобретают все более планомерный и систематический характер. К примеру, в 1991 г. во Франции по решению Управления музеев осуществляется проект постоянного изучения посетителей в сорока музеях. В Канаде правительство (!) ставит вопрос о проведении анкетирования посетителей музеев и национальном опросе граждан об их отношении к музеям. В Германии Институтом музеологии осуществляется двухгодичный проект изучения посетителей четырех музеев местной истории Берлина. Наряду с долгосрочными опросами музеи продолжают проводить разовые исследования по отдельным проблемам.
Наконец, создаются структуры, которые специально занимаются проблемой изучения аудитории. На музейном уровне - это отделы маркетинга и связей с общественностью, отделы изучения посетителей, на государственном - Комитеты по исследованию посетителя и оцениванию при национальных Ассоциациях музеев (как, например, в США), Ассоциации изучения посетителей (Канада), а на межгосударственном - Международная лаборатория изучения посетителей в Висконском университете (США). Знаком внимания к проблеме аудитории стал также выход специальных периодических изданий, каким, в частности, является журнал "Publics et musees" (Франция).
Однако самым лучшим подтверждением того, что к изучению аудитории перестали относиться как к второстепенной деятельности, стал подход к проблеме специалиста. Все больше музеев осознает необходимость в специалисте по образовательной коммуникации и оцениванию, его самого непосредственного участия в разработке музейных проектов, потому что это обеспечивает донесение первоначальных замыслов и концепций до посетителей. В кодексе, подготовленном Ассоциацией музеев Великобритании, говорится, что музейный работник "должен быть готов принять участие в оценивании своей работы и учитывать его результаты в будущей деятельности" (там же, с.27).
Способность учитывать мнение тех, кто может встать на точку зрения посетителя, профессиональная готовность включиться в работу по изучению аудитории - вот то основное, что должно быть воспринято отечественными специалистами, если их всерьез интересует конечный результат собственного труда. И если они готовы, вслед за мировым музейным сообществом, признать, что музеи "поставили сегодня в центр внимания не собрание, а посетителя, нынешний музей строится вокруг посетителя" (Вестник Ассоциации ОТКРЫТЫЙ МУЗЕЙ, 1999, с. 4).