Защита персональных данных работника
В соответствии с частью 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, а органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 85 ТК РФпод персональными даннымипонимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.
Статья 2 Федерального закона «О персональных данных»28 определяет персональные данные как любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации субъекту персональных данных.
Требования к российским работодателям и их представителям, направленные на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных работника, содержатся в ст. 86 ТК РФ.
Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов.
Передача персональных данных- это действия, направленные на распространение персональных данных среди определенного круга лиц.
При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать требования, установленные ст. 88 ТК РФ.
Получателями персональных данных работника на законном основании являются:
1. Фонд социального страхования РФ;
2. Пенсионный фонд РФ;
3. налоговые органы;
4. гострудинспекция и иные органы, осуществляющие функции государственного надзора и контроля;
5. органы исполнительной власти, профессиональные союзы, участвующие в расследовании несчастных случаев на производстве.
В соответствии со ст. 14 Закона о персональных данных граждане как субъекты персональных данных имеют право на доступ к своим персональным данным.
Статья 89 ТК РФ конкретизирует общее право на доступ к персональным данным применительно к информации, обрабатываемой работодателем в связи с трудовыми отношениями.
Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном трудовым законодательством, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изм. от 23.12.2010) // Собрание законодательства РФ.-2006.-№ 31 (часть I).-Ст. 3451.
Так, согласно ст. 13.11 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
- на должностных лиц - от 500 до 1.000 рублей;
- на юридических лиц - от 5.000 до 10.000 рублей.
Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (в т.ч. за незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия) предусмотрена ст. 137 УК РФ30, в соответствии с частью 1 которой - наказываются штрафом в размере до 200.000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18-ти месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 4-х месяцев.
41. Аттестация работников: понятие и значение ее проведения. Аттестация- периодическая проверка и оценка деловой квалификации и профессиональной подготовки работника. Аттестация призвана способствовать:
- совершенствованию деятельности предприятий по подбору, повышению квалификации и расстановке служащих;
- определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности;
- повышению продуктивности управленческого труда и развитию творческой инициативы;
- обеспечению социальной защищенности работников в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда;
- решению вопроса о повышении служащему очередного квалификационного разряда (категории, классного чина, дипломатического ранга).
Задачами аттестации являются:
- объективная оценка деятельности работника и установление его соответствия занимаемой должности;
- содействие эффективной деятельности организации;
- обеспечение возможности подбора и расстановки кадров;
- стимулирование профессионального роста работников;
- формирование резерва на выдвижение;
- совершенствование деятельности руководителей организаций.
29 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ
(с изм. от 28.12.2010)//Собрание законодательства РФ.-2002.-№ 1 (часть I). - Ст. 1.
30 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 09.12.2010) // Собрание законодательства РФ. -
1996.-№25.-Ст. 2954.